2.Слово учителя. Прямая речь - это слова какого-либо лица, точно переданные от его имени. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора А и самой прямой речи «П».
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче!» (А. Пушкин) Схема: А ... : «П?»
Прямая речь заключается в кавычки, ее первое слово пишется с большой буквы.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью зависят от того, как расположены слова автора и прямая речь.
3. Тренировочные упражнения. 1) Упр. 515. Выразительное чтение предложений. Найти в них прямую речь и слова автора. Составить схему предложений. Подчеркнуть в прямой речи обращения. 2) Упр. 516. Найти в предложениях прямую речь и слова автора. Как расставить знаки препинания? Найти обращения. Объяснить знаки препинания при прямой речи с помощью схемы. 3) Упр. 517. Списать предложения. Составить схемы, выделить запятыми обращения в прямой речи.
4.Восстановление предложений (упр. 518). Дописать предложения с прямой речью. Проверить предложения по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. 1. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море!» 2. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: «Бог с тобой, золотая рыбка, твоего мне откупа не надо». 3. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 4. Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Забранила меня моя старуха. Не дает старику мне покоя». \.
5.Работа с текстом (упр. 519). Чтение-текста. Определение~ темы текста. О чем и о ком рассказано в тексте? Ответы на вопросы по содержанию текста. Где жила Наташа? Когда она прибежала за газетами? О чем подумала девочка? Где был продавец? Что он делал под прилавком? Найди предложения с прямой речью. Прочитай слова автора. Определи их место в предложении.
6.Поисковая задачка: Что такое диалог? Из чего он состоит? Как пишется? Диалог состоит из реплик - ответов собеседника. Каждая реплика пишется с новой строки. Перед ней ставится тире.
7.Чтение диалога (упр. 520). Из каких реплик состоит диалог? Как пишется каждая реплика? Какой знак стоит перед каждой репликой?
8.Развитие речи (упр. 521). Учимся сочинять! Прочитать и обсудить, что говорят дети. Дополнить диалог репликами-ответами на вопрос ребенка.
9.Составление диалога (упр. 522). «В библиотеке». Как найти нужную книгу? Обратись к библиотекарю. Помни о трех вопросах, важных в диалоге: Кто говорит? Где? С какой целью?
10.Подведение итога. Что я знаю и умею: находить в тексте прямую речь; из каких частей состоят предложения с прямой речью; какие знаки препинания употребляются в предложениях с прямой речью.