Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Про кошек и собак" »
Соловей Е.А.
Гвардейский учебно-воспитательный комплекс
«общеобразовательная школа I – III ступеней-гимназия»
Симферопольской районной государственной администрации в Республике Крым
Тема:
« ПРО КОШЕК И СОБАК»
19.11.2014г.
2 – Б класс
Разработчик
учитель начальных классов
Соловей Елена Александровна
2014/2015 учебный год
Цель: познакомить обучающихся с некоторыми породами кошек и собак, их ролью в жизни человека;
воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным;
развивать любознательность, внимание.
Тип урока:
Форма проведения: урок-проект.
Наглядность: презентация по теме урока, карточки, иллюстрации – породы собак и кошек, памятники животным; лесенка успеха, детские рисунки.
ТСО: телевизор, ноутбук.
Ход урока
I Оргмомент
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Начинаем урок «Окружающий мир».
Минутка календаря
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня: облачность, осадки, ветер, температура.
Вам интересно узнать, что говорит о ноябре народный календарь?
Соединяет глубокую осень с устойчивой зимой. А еще ноябрь называют листогноем - от чахнущих листьев. Начало зимы, первые морозы.
* В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
II Повторение пройденного
-Ребята, чтобы отвечать правильно на мои вопросы, нужно внимательно их слушать. И прежде чем начать изучать новую тему, вспомним, что мы изучали раньше.
-Закончи предложение одним словом.
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …
(дикие)
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
(домашние)
Карточка
1.Из перечисленных названий животных подчеркните зелёным карандашом - диких, красным - домашних.
2.Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек.
корова яйца
куры молоко, сыр, масло
овцы мёд
пчёлы шерсть
-Каких домашних питомцев держите вы дома?
- О чём нужно задуматься, прежде чем заводить домашнего питомца?
- Кто из вас подготовил интересную информацию о своём питомце и хочет поделиться с нами?
( выступления детей)
III Сообщение темы и целей
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц
Больше тысяч раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Проблемный вопрос №1
А скажите, вам известно,
Сколько в мире есть пород?
Проблемный вопрос №2
Вам, наверно, интересно,
Сколько с нами их живет?
Проблемный вопрос №3
Почему в жестокий миг
Человек покинул их?
- Ребята, о каких животных мы поговорим сегодня?
Конечно же, о кошках и собаках - самых близких и любимых человеком домашних питомцах.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами разделились на два сообщества: «Кинологи»- любители и знатоки собак и «Фелинологи»- любители и знатоки кошек.
У каждого сообщества было свое задание, и сегодня вы расскажете нам всё, что узнали о кошках и собаках.
Про кошек и собак.
IV Работа над темой урока
Учитель:
-Много лет живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Сегодня мы поговорим только о тех, которые живут совсем рядом - в твоём доме.
Коровы дают молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Чем полезны кошки? Что они дают?
-Да, кошки ловят мышей, но не из–за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они очень эгоистичны и возле нас тогда, когда им этого хочется.
ИЗ ИСТОРИИ
Кошка живёт рядом с человеком более 4000 лет. На свете около 60 разных пород кошек.
Учитель:
-Какие породы кошек вам знакомы?
-Но большинство тех кошек, которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто – трёхшёрстные или домашние кошки.
Откройте учебник на стр. 78. Рассмотрите таблицу с породами кошек. И по ней рассматриваем те породы, о которых будем говорить.
Доклад ученика
Сиамская кошка.
Сиамские кошки родом из Сиама. Узнать их можно по концевой окраске. Рождаются котята снежно-белые и темнеют постепенно на концах лап, ушей, носа и хвоста. Уши большие, заострённые. Глаза голубые. У взрослого животного шея длинная, ноги тонкие. Шерсть короткая, блестящая.
Учитель:
-Многие люди считают, что это злобное животное. Заблуждение. Сиамская кошка обожает компанию. Если вы будете уделять ей должное внимание, она отплатит вам добром и лаской.
Сейчас речь пойдёт о персидской кошке, которую называют «самой спокойной леди», а за угрюмым личиком скрывается интеллигентная кошка.
Доклад ученика.
Персидская кошка.
Она аккуратна по отношению к предметам, ничего не роняет, хотя очень подвижна, Она прекрасно охотится за мышами. Элегантна и ухожена. Точное происхождение персидской кошки наукой не установлено.
Учитель:
-Вы познакомились с породами кошек. Но любая порода нуждается в заботе и уходе. Как ухаживать за кошкой?
Правила ухода.
Расчёсывать кошку специальной щеткой или гребнем от головы к хвосту. Эти гребни служат для массажа и дыхания кожи.
Должна быть специальная глубокая миска и кормить взрослых кошек нужно 2-3 раза в день, а котят около 6 раз.
Систематически обращаться к ветеринару для осмотра.
-Расскажите о своих кошках (если они у вас есть) по плану:
ПОРОДА.
КЛИЧКА.
ВНЕШНИЙ ВИД (особенности окраски).
ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА.
ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ.
-Есть много рассказов, сказок, стихотворений, прибауток, даже скороговорок о кошках. Осталось и много примет, связанных с кошками.
-Какие приметы, связанные с кошками, вы знаете?
ПРИМЕТЫ
В Германии говоря: «Кто кошку побьёт, счастья в жизни не найдёт»
Во Франции – если кошка сама приходит в дом, надо её хорошо принять, и она принесёт счастье.
В России в новый дом пускают перед собой кошечку на счастье.
-Кошка – хороший лекарь. Как вы это понимаете?
-Она ложится на больное место, и боль уходит, снижается давление, уходят тревоги. Но люди, которые любят кошек, и так счастливы – их не интересует вопрос: «А что с этого можно иметь?». Просто любят это красивое, грациозное животное.
Физминутка
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
-Собаки…
-Сколько их и какие они разные?
ИЗ ИСТОРИИ
Давным – давно, 40 миллионов лет назад, появились предки этих животных – миадисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Волк. Дикая собака или шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-прадедом современной собаки. В те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.
Потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак.
Человек всегда старался вырастить собак, которые соответствовали его нуждам. Поэтому принято считать, что породы собак можно распределить на три группы.
- Собак можно разделить на группы по роду занятий. Если первая группа собак занята охотой, то как называется эта группа? (охотничьи)
ДОКЛАД
Русская псовая борзая
Эта охотничья порода выведена в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц, волков. Некоторые борзые решались выходить даже на кабанов и медведей. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает; она послушна, льнёт к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле, и поэтому маленькие городские квартиры очень стесняют её. Большинство русских псовых борзых плохо переносят жару.
-Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И на охоте ведут себя по-разному.
Лайки - отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.
Легавые (сеттеры, пойнтеры) – найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица.
Гончие – с огромным лаем преследуют зверя.
-Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за верную службу. А раз должны служить, значит, какая это вторая группа?
( служебные)
К служебным собакам относятся овчарки. Их называют собаки – пастухи. Они нужны для защиты домашних животных от хищников.
Доклад
Восточно - европейская овчарка-
собака умная, смышленая, обладает острым чутьём, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин. Восточно – европейская овчарка используется не только для охраны скота, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.
-К служебным собакам относится спасательная собака – сенбернар.
Доклад о сенбернаре
Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Широкую известность приобрёл легендарный сенбернар Барри, который за 12 лет своей жизни спас более 40 человек от верной смерти. Сенбернар – добродушная собака, любящая детей.
-А Ньюфаундленд – это собака, которая хорошо плавает и может спасать утопающих. Она добродушная, верная, бесстрашная, ласковая к детям, но при этом бдительный страж.
-А это декоративные собаки: чау-чау, пудель, йоркширский терьер, пекинес.
Доклад о пекинесе
В течение долгих столетий эта крошечная собака жила только в императорском дворце. Право разводить пекинеса было предоставлено только китайскому императору. Все пекинесы отличаются спокойствием и сохраняют до самой смерти редкую игривость. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая. К недостаткам можно отнести то, что пекинес разборчив к еде и храпит во сне.
Учитель:
-Назначение служебных и охотничьих собак нам понятно, но зачем нужны декоративные собаки? С ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. Как вы считаете? (ответы детей)
И всё же польза от декоративных собак несомненна. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, но научится быть в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина. Декоративные собаки выступают в цирке.
Но среди нас живут дворняжки. Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос.
-А вы их знаете? Назовите их клички.
Трудно даже представить себе, сколько подвигов больших и малых, известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.
ПАМЯТНИКИ
1. В Санкт – Петербурге, где работал учёный Павлов, установлен памятник собаке, которая служила науке.
2. В Париже на фоне стены, изображающей горы. Стоит собака, А на её спине сидит ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов. Среди спасённых им людей был замёрзший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика, чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребёнок не пришёл в себя. Затем Барри привёл его к ближайшему жилью.
3. В Берлине – собаке-проводнику слепых.
4. В Италии – Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина-убитого на войне.
Читает учитель, каждой строчке соответствует анимационная картинка
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде –
Надёжные, примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные.
Учитель:
-О собаках, их преданности, красоте, уме можно рассказывать много.
Каждый человек мечтает о собаке. А у кого из вас есть собака?
-А как ухаживать за собакой?
Правила ухода
1.У собаки должно быть своё место вдали от батареи и сквозняков. Это место должно содержаться в чистоте.
2.Надо иметь плошку для воды и миску для еды. Миску мыть после каждого кормления, а плошку – 1 раз в день.
3.Надо иметь расчёски и щётки для купания и купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом.
4.Регулярно гулять с собакой, Имея ошейник, поводок, намордник.
Учитель:
- Как вы понимаете смысл этих слов?
-«Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним Антуан де Сент- Экзюпери (французский писатель) «Маленький принц»
В последнее время на улицах города много брошенных собак. Бездомная собака – брошенный друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает…
О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам человеческой
Радости хочется!
Зачем нас бояться,
За что презирают.
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах, трудно живётся
Без друга – хозяина,
Поэтому все мы
И воем отчаянно!
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет –
Об этом ни капельки
Не пожалеет!
Сделайте вывод из всего сказанного? (ответы детей)
Вывод:
- Каждый человек мечтает или мечтал когда – нибудь иметь собаку или кошку. У одних мечты сбываются, у других нет. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг - собака, ты с ней поиграл, попрыгал и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести домашнего питомца, надо все о нем узнать.
Питомец требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал своего друга. Предательство – одно из самых плохих поступков человека. Помните об этом. Давайте не будем обижать наших меньших братьев, будем о них заботиться, чтобы стать настоящими верными друзьями.
V Работа в тетради
- А теперь всю информацию, которая прозвучала на уроке, вы можете использовать при выполнении заданий на странице 32 рабочей тетради.
(самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой)
VII Домашнее задание
Домашнее задание: В качестве домашнего задания хочу предложить вам провести исследование по вопросам, которые вы прочитаете на листочках, для этого вам надо понаблюдать за домашним питомцем, спросить у родителей, прочитать в книге, а можете вопросы задать мне.
Понаблюдайте:
Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?
Любят ли забираться на высокие предметы?
Как кошка перебегает открытое пространство: свободно или крадучись, припадая к земле?
Как ухаживают собака и кошка за своей шерстью?
Как ведут себя в морозный день?
Как охотятся собака и кошка за добычей?
Почему на улицах много бездомных животных?
Буду рада услышать на следующем уроке рассказ о ваших питомцах
Приносите, рассказывайте, показывайте. Читайте книги о домашних питомцах.
Итог урока.
Урок закончился. Можно было много еще говорить о животных.
- Что интересного, нового вы узнали о своих четвероногих друзьях?
- О чем необходимо помнить всегда?
Рефлексия
Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
- Герои нашего урока прощаются с нами. Спасибо за работу!
Карточка
1.Из перечисленных названий животных подчеркните зелёным карандашом - диких, красным - домашних.