воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
1.Организационный момент:
- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у меня зеленый друг, веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес). Слайд 1.
- А кто из вас был в лесу?
- Какие растения вы знаете? К какой природе мы относим растения – живой или неживой? Почему? Работать будем в группах.
- А что нужно для жизни растений? Слайд 2.
НЕ случайно мы вспомнили о растениях, так как сегодня мы узнаем о них много нового. Ученые изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они разделили их на несколько групп. Слайд 3..
- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений?
- Что такое группа растений?
Обратимся к словарю. Слайд 4.
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Итак, первая группа.
Чтобы определить, какие растения относятся к этой группе, нам надо решить примеры. И если мы правильно решим, то узнаем, как называются растения этой группы. Слайд 5 – 6.
( Вместо каждого ответа на 6 слайде появляются буквы, название группы).
3 -2 = 3 + 2 = 5 (в)
4 -2 = 4 + 2 = 6 (ь)
5 -2 = 7 – 0 = 7 (я)
6 -2 =
1 - д, 2 – е, 3 – р, 4 – е, 5 – в, 6 – ь, 7 – я. Слайд 7.
Попробуйте отгадать, о каких деревьях идет речь? Слайд 8.
1). Высоконько стоит, далеконько глядит,
Станет старушкой, будет избушкой. (Сосна).
2). Я из бочки – крошки вылез, корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч, ни боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб).
3). В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет, на зубок он попадет. (Орех).
4). У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
5). Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза).
- Как одним словом назвать эти растения? Какие бывают деревья? Как называются деревья, на которых растут листочки? А если на дереве иголочки? Деревья бывают хвойные и лиственные. Они составляют первый ярус в лесу и в саду. Потому, что им нужно много света и тепла.
Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, не поленись:
Ствол дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору –
Надежно защищает оно дерево в лесу. Слайд 9.
- Рассмотрите деревья. Какие у них стволы, сколько их? Назовите части дерева.
Вывод: у деревьев – ствол один.
«Физминутка» Слайд 10.
- Ну что же, вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.
- А теперь узнаем название 2 яруса. Ой, что случилось? Налетел ветер и рассыпал буквы. Давайте соберем слово.
У всех на столе ромашка с цифрами на каждом лепестке. На каждом лепестке буква. Нужно записать эти буквы по порядку и мы прочитаем название следующей группы растений. Слайд 11.
- Какие растения относятся к кустарникам?
- Отгадайте загадки:
1. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина).
2. Черных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Смородина)
3. Растет зеленый куст с белыми и розовыми душистыми цветами: дотронешься – поранит. (Шиповник). Слайд 12.
- Чем отличается дерево от кустарника? Сравните. Слайд 13.
- А теперь давайте узнаем, какие растения относятся к третьему ярусу. Чтобы узнать, как называются растения этой группы, нужно сложить пазл. Какая группа быстрее. Что получилось? Какие растения относятся к третьей группе?
Нужно дальше продвигаться, на другой этаж пробраться,
В мире трав побывать и о них многое узнать.
Отгадать загадки. Слайд 14.
1). Эй, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет. (Колокольчики).
2). Белые горошки, на зеленой ножке. (Ландыш).
3). Я шариком пушистым, белею в поле чистом,
А дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик).
4). Пробивается росток, удивительный цветок.
Из – под снега вырастает, солнце глянет, расцветает. (Подснежник).
5). Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек).
- Корни у трав бывают разные. Это зависит от места, где они растут. Много в почве влаги, корни короткие, а мало влаги – длинные. Третий ярус радует нас своими цветами. На земле много лекарственных трав.
Обобщение знаний.
- Давайте подведем итог. Вы как настоящие ученые изучили признаки различных групп и видов растений. Давайте проанализируем и обобщим свои знания. Каждой группе картинка с растениями одного яруса и таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на статью учебника и полученные знания, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.
1 группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травы.
Вывод: у дерева - ствол один, у кустарника - несколько стволиков, у трав - мягкие сочные стебли. Слайд 15.
Закрепление знаний.
Ученик: Лес не только для нашей забавы,
Он богатство огромной страны.
Все деревья в нем, кустарники, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
- Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.
- Проведем игру. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается.
1. Береза, малина, дуб, ель
2. Ромашка, роза, сосна, подорожник.
3. Смородина, сирень, георгин, крыжовник.
Домашнее задание (слайд). Слайд 16.
Итог урока. Релаксация.
- А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- А что больше всего понравилось делать?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
- К какой природе мы относим растения – живой или не живой? Почему?
Выставление оценок. Наш закончился урок – спасибо за внимание.