kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Познание мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока Познание мира в 4 классе на тему: "Семья.Семейные ценности"

Цель урока : сформировать понятия « семья», «семейный бюджет», «фамилия», «семейные традиции»; способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умению правильно обобщать и делать выводы; создать условия для воспитания патриотизма, любви к родине, к её обычаям и традициям.Цель: сформировать понятия « семья», «семейный бюджет», «фамилия», «семейные традиции»; способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умению правильно обобщать и делать выводы; создать условия для воспитания патриотизма, любви к родине, к её обычаям и традициям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Познание мира »

Открытый урок познания мира в 4 классе.

Тема урока: Семья. Семейные ценности.

Цель: сформировать понятия « семья», «семейный бюджет», «фамилия», «семейные традиции»; способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умению правильно обобщать и делать выводы; создать условия для воспитания патриотизма, любви к родине, к её обычаям и традициям.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. познакомить детей с традициями казахского народа, происхождением фамилий;

  2. создать условия для формирования у детей ценности семьи;

  3. формировать понятия «семья», «родственники», «фамилия», «семейный бюджет».

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала;

  2. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

  3. развивать интерес к изучению традиций и обрядов казахского народа и народов проживающих на территории Казахстана;

  4. развивать эмоциональную сферу в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

1)воспитывать умение работать в коллективе, слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;

2)воспитывать стремление добиться наилучших результатов.

Форма урока: урок-праздник.

Тип урока: комбинированный с элементами межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Ресурсы: карточки, тест, памятка, слова, учебник «Познание мира»,

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята дорогие гости. Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Сегодня мы все вместе собрались на урок, который посвящен семье. Для каждого человека на планете нет ничего важнее мира, уюта, взаимопонимания в семье.

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера

-Молодцы! Всем спасибо и мы продолжаем урок.

2. Знакомство с новым материалом.

Только взаимная любовь в семье делает человека по-настоящему счастливым. А для каждого из родителей нет задачи важнее, чем воспитание любящего, внимательного, здорового, трудолюбивого ребенка. -А теперь послушаем стихи о семье.

Стих: Даша

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Семья Снежана

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Наша семья!

-Ребята, а что такое семья? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? ( это- дом, папа, мама, бабушка, дедушка, труд, забота, радость)

Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. 
Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

-Семья- это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.

- Семья- сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.

Семья- это маленькое общество, члены которого состоят в кровном родстве и связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью друг за друга.

Еще одна версия, что такое семья.

- Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи «Как вам удается жить, никогда не ссорились, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на месте было написано сто раз одно и тоже слово- «понимание».

- В каждом доме на видном месте расставлены фотографии всех членов семьи. В центре фотографии отец и мать.

- Вот и мы в своей семье сделали фотографии.

Показ фотографий. Наша классная семья

-Мы все разные, у нас разные фамилии, но мы одна семья.

-Что означает слово «фамилия»?

«Фамилия» - латинское слово. Оно означает наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям. В русском языке это слово получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии появились у знатных людей.

-Дети занимались расследованием происхождения своих фамилий, а что у них получилось узнаем сейчас.

(Дети рассказывают о происхождении фамилий Морозов , Кудрявцева,Чигарева, Юлдашбаева)

Значение фамилии

Морозов

В старину слово мороз, обозначающее состояние холода, когда градусник опускается ниже нуля, было в то же время личным именем. Должно быть, так окликали людей хладнокровных, суровых, жестких. Возможно, Морозом называли ребенка, поскольку он родился в лютую стужу. Естественно, потом это имя превратилось в фамилию Мороз, особенно часто встречающуюся сейчас на Украине

Фамилия Чигарев образована от прозвища Чигарь. Оно происходит от областного глагола «чигарить», т.е. «поднимать». Скорее всего, это прозвище относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на род деятельности человека. Это исконно русская фамилия.

Юлдашбаева — башкирская фамилия. Эта фамилия в 90% случаев имеет башкирское происхождение В любом случае эта фамилия образована от имени правителя , рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Кудрявцева образована от прозвища Кудрявый. Прозвище ведет свое начало от слова «кудерь» – «курчавая прядь волос, завиток, локон». Скорее всего прозвище отражало внешние особенности предка.

-Есть еще одна нить, связывающая все поколения, - это мать, мама.

Что может быть на свете дороже имени матери.

Стихотворение о маме. Катя

Все в нашем доме пахнет мамой:

Стихи, написанные ей,

И мной заученные гаммы,

Звоночек у входных дверей…

Мамулей пахнет день вчерашний

И мой полёт в цветастом сне,

Усатый кот, как мы, домашний,

И паутинка на стене…

И строчка на моей рубашке…

Всё пахнет мамочкой моей!

И даже чай у папы в чашке…

И чудный смех моих друзей…

Моя подушка пахнет мамой,

Ей пахну я совсем не зря,

И пахнет ей, любимой самой,

-Конечно, только мама выполняет роль «берегет » дом, так ,как она дарует жизнь, заботиться о нас. -Но много помощи в воспитании оказывают папы. Послушаем о них стихотворения.

Папы разными бывают: Давид

Тот молчит, а тот кричит,

Тот, бывает, напевает,

Тот у телека торчит,

Тот, бывает, обнимает

Теплотою сильных рук,

Тот, бывает, забывает,

Что он сыну лучший друг.

Папы разными бывают…

И, когда проходят дни,

Сыновья их вырастают

Точка в точку, как они.

-Вспомнили наших близких и дорогих, а теперь давайте споем песню.

3.Физминутка. (Песня о семье)

4. Самостоятельная работа учащихся.

Работа в группах (по 2 человека). Закончи пословицу

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

5. Знакомство с традициями.

Традиции и обычаи существуют у  народов всего мира. В них  отразились  уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности

- И у вас конечно сложились семейные традиции.

-Семейные традиции - это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.

-А какие семейные традиции знаете вы. Раз мы живем в Казахстане , так вспомним традиции казахского народа.

Рассказы о традициях казахского народа 3 ученика.

7. Знакомство с семейным бюджетом.

- Вспомнили всех членов семьи, традиции, а как вы строите семейный бюджет. А для чего он нужен?

-Семейный бюджет - это план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц.

Виды бюджета: совместный и раздельный.
Как вы думаете, чем они отличаются?

Все доходы членов семьи складываются в один кошелек и из него тратятся на нужды семьи.

А другой каждый имеет свой кошелек , каждый распоряжается по своему усмотрению.

Семейный бюджет базируется на трех составляющих: учет, контроль, планирование.

Семейный бюджет вести не просто, а очень просто! И главное, эффективно. Это создает семейное благополучие.

8. Закрепление знаний.

Тест.

1.Семья-источник:

А. дружбы

Б. добра и любви

В. поддержки и доверия

2. Дружная семья-это:

А. умение слушать друг друга

Б. разговаривать друг с другом

В. Собираться вместе раз в год

3.Счастье и благополучие каждого дома в:

А. наличии машины

Б. наличии хорошего заработка

В. гостеприимстве.

4.Впишите слово, которое пропущено.

Сын, -----------,---------------, прадед. Мужская линия.

Бабушка, мама,----------------. Это ---------- линия.

5.Соедини стрелками:

Семья Живущие в одно время люди одного возраста.


Друзья Группа живущих вместе родственников.


Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься, которым ты доверяешь свои

тайны, делишься своей радостью или горем.

9. Рефлексия.

-Вам понравилось на уроке?

-Наша дружная семья- это большое сердце. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем его.

-Мне нужна в семье любовь, а вам? ( доверие, счастье, любовь, тепло, уважение)

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое слово семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

-А теперь предлагаю запомнить памятки:

1. Свято храните честь своей семьи.

2.Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи

3. Подари родителем радость.

4. Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

5.Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти её.

- А сейчас сюрприз баурсаки от бабушки!

10. Домашнее задание: написать сочинение о семье.

- Спасибо за урок!


































































Традиции и обычаи существуют у  народов всего мира. В них  отразились  уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Традиции – это исторически  сложившиеся устойчивые  и  наиболее  обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из  поколения  в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции  также  древни,  как  само  человечество.  Они  носят  исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе  трудовой  и  общественной деятельности людей, складываясь не по  желанию  отдельных  лиц  и  групп,  а имели под собой объективную  основу.  Традиции  возникали  как  закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в  организации  усилий рода и племени в  борьбе  с  силами  природы,  в  формировании  лучших  черт человеческой  личности.  Нарушение  традиций  в  древние  времена  считалось недопустимым, и каралось неминуемым наказанием.
   Обычаи  -   это  также   общепринятые  исторически  сложившиеся  в  процессе эволюции правила  и  нормы,  регулирующие  поведение  людей  в  определенной области  общественной  жизни.  Одной  из  замечательных  традиций   прошлого, которая дошла до наших дней является  гостеприимство,  которое  относится  к общечеловеческим нормам  и  является  положительной  чертой  цивилизованного общества. Так, к приходу гостей  готовят  национальное  блюдо  из  барана  – бесбармак, его голова должна смотреть на достопочтенного гостя.
 В большинстве стран, в том числе и Казахстане  обычаем  является  уважение  к старшим.  Эта  добрая  традиция  народа  передаётся   с  другими  прекрасными привычками и качествами  народов.  Так  по  этому  обычаю   детей  с  ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными  в  отношении  со старшими, а также прислушиваясь при этом к  их  мудрым советам.
   Не покинули казахстанскую землю и такие древние мусульманские  традиции  как Ораза и Айт,  которые  действуют   в  определенное  время  года,   обязательны соблюдению верующими мусульманами.

Ораза – при наступлении этого  праздника  в мечете дают листок с  датой,  оповещающей  с  какое  по  какое  число  нужно держать пост, в течении которого запрещается употребление алкоголя,  игра  в азартные игры, чрезмерное питание.  Пока  держишь  пост, кушаешь  либо  рано утром, либо поздно вечером.

Айт  –  при  его  наступлении  обязательно  надо звать гостей и готовить праздничное блюдо – щельпек(тонкие лепешки).
Тусау кесу –  традиция,  по  которой  старейшина  недавно родившемуся  ребенку завязывает ноги веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Через  некоторое время ребенок сам становится на ноги  и  делает  первые  шаги.  Всё  действо сопровождается празднованием.
     И наконец Наурыз  –  Новый  год,  который  означает  наступления  кочевья  и перехода  аула  на  новое  более  плодородное  место,  где  они   живут   до наступления следующего года. Как и у  других  народов  это  день  исполнения желаний и по традиции юрта должна быть  убрана  и  накрыт  большой  стол  со всевозможными блюдами.
Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей  день  может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков.
Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить что-нибудь.
«Коримдик» от слова «кору» - смотреть, видеть. Подарок, который дают за, увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.
Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.
Токымкагар – обряд для, уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
Сэлемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.

"Бата"(словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы.
Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Тыйым – запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
Кутты болсын айту – поздравление. Это древний обычай говорить «Кутты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока Познание мира

Автор: Вегнер Ольга Владимировна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока познания мира " Глаза.Язык" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-glaza-iazyk-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131916"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока познания мира "Разнообразие животного мира" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-raznoobraziie-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "217454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433350379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_poznaniie_mira_stiepi_rastitiel_nyi_i_zhivotnyi_mir_stiepiei_4_k"
    ["file_id"] => string(6) "353536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477845555"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока Познание мира "Степи. Растительный и животный мир степей" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_poznaniie_mira_stiepi_rastitiel_nyi_i_zhivotnyi_mir_stiepiei_4_1"
    ["file_id"] => string(6) "353537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477845577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока познания мира "Органы пищеварения", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-orghany-pishchievarieniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402495660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства