Конспект урока развития речи в 6 классе А по сингапурской системе. Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег
Конспект урока развития речи в 6 классе А по сингапурской системе. Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег
Научить детей писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Сформировать умения строить текст в определённой композиционной форме.Воспитывать у учащихся чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке и художественному слову.При проведении урока использовались элементы сингапурской системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи в 6 классе А по сингапурской системе. Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег »
Конспект урока развития речи в 6 классе А по сингапурской системе.
Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Учитель: Павлова Т.И. Дата : 22.02.14.
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
Задачи урока:
Обучающие:
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- систематизировать собранный материал;
- формировать навыки самоконтроля;
- провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающие:
- воспитать самостоятельность;
- творческую активность;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
Развивающие:
- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
Тип учебного занятия:урок изучения нового материала (урок развития речи)
Ход урока
I. Организационный этап. (30 сек)
Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели /
- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина А.А.Пластова «Первый снег». Художник изобразил самое начало зимы.
II. Проверка домашнего задания (4 мин.)
Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме. Какие стихотворения о зиме вы знаете?
Загадки
а))Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
б)Я – антоним к слову лето.
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
в)Когда наступают в лесу холода,
Неслышно ступая по корочке льда,
Приходит хозяйка сюда.
И белые кляксы на землю роняет,
И в спорой работе себя обгоняет,
И дом наш за час изменяет.
Пословицы и поговорки
Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
Август собирает, а зима поедает.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Зимой солнце сквозь слезы смеётся.
Зима — не лето, в шубу одета.
В зимней шубке и морозы — шутка.
Зима лодыря морозит.
В зимний холод всякий молод.
Стихотворения.
Саша Чёрный «Первый снег».
Я встретил снег в начале октября, Он падал тихо, как-то удивленно. Под белым покрывалом нежилась земля, Вокруг меня все было полусонно. Деревья зачарованно тихи. Лишь веточки, как пальчики, дрожали. Под чистым снегом старая листва На время спряталась и тихо там лежала.
Затихло воронье, что каркало вокруг, Все было необычно и приятно. И я в тиши и снеге растворился вдруг
И почему – то не хочу обратно.
С.Есенин «Белая берёза»
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
III.КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками». Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (5 мин.)
- Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, города и др.).
Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.
В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др
- Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/
- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?
Айвазовский Иван Константинович Бенуа Александр Николаевич Куинджи Архип Иванович Левитан Исаак Ильич Рерих Николай Константинович Шишкин Иван Иванович Юон Константин Фёдорович
IV. Выступлениеподготовленного учащегося о жизни и творчестве художника А.А. Пластова.( 2мин.)
Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова "Первый снег" в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
V.ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН«подумай- запиши-обсуди в команде»Ученики обдумывают ответ на вопрос ,записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. (10 мин)
VI.Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
2. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Как падает снег в стихотворении С. Чёрного? (тихо, удивлённо)
- Прочитайте последние строки. Как вы их понимаете?
- Какие олицетворения использует поэт в своём произведении? (берёза принакрылась, горят снежинки, заря обсыпает)
На экран с помощью компьютера проецируется репродукция картины А. Пластова «Первый снег».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину.
VII.Беседа по картине.
– Какого типа речи вам предстоит создавать текст? Почему?
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
3. Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость
восторг
волнение
удивление
восхищение
беспокойство
испуг
грусть
интерес
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
– Вспомните законы композиции и цвета, которые использует художник при создании картины. (Композиции: передний и задний план, цвета – оттенки и переходы.)
Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют ощущение, которое исходит от картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
VIII. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: (карточка 1)
снег
дети
земля
ворона
небо
береза
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. (карточка 2)
снег
Как стеклянный дождь
Укрыл землю
Очень к лицу земле
Порошил
Как чистые капли воды Щекотал лицо
Белая скатерть полей
Кружился
Лебяжий пух земли
Порхал
Робкий и тихий
Танцевал
Пушистый и мохнатый
Опускался большими хлопьями
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
IХ.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 мин.)
Х.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ . Примерный план. (4 мин.)
1. Представление картины (автор, название, что изображено)
2.Описание картины.
а) Первый снег и радость детей.
б) Цвет и настроение картины.
3. Мое отношение к картине.
ХI. РАУНД ТЭБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (6 мин.)
Какие слова называются синонимами?
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует) Картина – полотно, репродукция. Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
ХII.УСТНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЛАНУ. ( 2 мин.)
ХIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ. ( 2 мин.)
1.Написать сочинение описание по картине А. А. Пластова «Первый снег».
2.Написать сочинение-миниатюру «Зима», навеянное картиной А. А. Пластова «Первый снег».
ХIV.РЕФЛЕКСИЯ.ИТОГ УРОКА. ( 2 мин.)
Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклеите к парковке.