Предлагаемый урок был дан в третьем классе по теме Что такое приставка? является уроком введния новых знаний, так как далее слеедует изучения правописания приставок.Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г.
Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку 3 класс »
Конспект урока русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов: МАОУ СОШ № 3 г. П. Новорудный г. Новвотроицк Оренбургской области
Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Тип урока: урок введения новых знаний
Пояснительная записка
Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.
На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.
Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова. 74% детей правильно опознают приставку в слове, 91% - запомнили правильное написание приставки.
Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
Учить находить приставку среди других частей слова.
Образовывать новые слова с помощью приставки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Развивающие:
Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания
Планируемые результаты:
Предметные:
На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;
Научатся находить приставку среди других частей слова;
Образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные :
Познавательные:
Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Аргументировать свою позицию;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Составлять простейший план действий;
Осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор
План урока
№
п/п
Структурные элементы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Времен-ная реализа-ция
Универсальные учебные действия
1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Восприятие слов учителя
1 минута
Личностные:
Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке
Коммуника-тивные: развитие умения договариваться правилах поведения и сотрудничества
2
Актуализация знаний
Мотивация учащихся
Блиц - опрос
2 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями
4
Чистописа-ние
Чистописание: показ элементов
Массаж рук, запись сочетаний букв
3 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв
5
Орфографическая минутка
Разъяснение непонятных сочетаний
Зрительный диктант
4 минуты
Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием
6
Самоопределение к деятель-ности
Помощь в определении темы и целей урока
Восприятие проблемы
3минуты
Познавательные:
развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем
Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников
7
Работа по теме
Игра «Замени одним словом»
Работа в парах
2 минуты
Коммуникатив-ные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Анализ правила
Фронтальная
2 минуты
Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения
Физкультмину-тка
Выполнение физ. упражнений
2 минуты
Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений
Упражнение в образовании новых слов
Работа в группах
3 минуты
Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников
Регулятивные:
высказывание собственных мыслей
Задание «Вы – редакторы»
Задание по выбору (интегрирован-ное)
4 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности
Упражнение в нахождении приставок
Игра с мячом
2 минуты
Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение
Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение
8
Закрепление изученного материала
Объяснение задания для самостоятельной работы
Самостоятельная индивидуальная работа
5 минут
Личностные: развитие интереса к способам решения задачи
9
Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
Запись в дневниках
2 минуты
Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания
10
Подведение итогов урока
Проверка знаний учащихся
Выполнение заданий теста – индивидуальная работа
3 минуты
Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности
7
Рефлексия
Организация высказываний детей
Выбор высказываний для определения своего состояния
2 минуты
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные: контроль и оценка своего результата
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие.
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя умел.
Актуализация знаний. (слайд 3)
Мозговой штурм. Блиц – опрос
Слово состоит из предложений? – Нет
Корень – это главная часть слова? - Да
Может ли слово быть без корня? – Нет
У родственных слов одинаковый корень? – Да
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
Назовите, все изученные части слова.
Чистописание.
Массаж рук.
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Помассируйте каждый пальчик.
Покатайте карандаш между ладонями.
- Запишите сочетание букв: о от до под по
- Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?
Орфографическая минутка
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.
- Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.
.Самоопределение к деятельности
- Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком
- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)
Учитель. Давайте покажем руками какие действия выполнял Бом.
Дети. ( машут руками)
Учитель. Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?
Дети. Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.
Учитель. Запишите в тетради выделенные слова, выделите в них приставку.
Дети. ( Записывают слова в тетрадь)
Проверка работы.
Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.
Учитель. Сейчас мы будем работать в группах.Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить:
Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники -помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания.
Образованные слова запишите в тетрадь.
1 группа ( от ) вязать, вести, ломать, ехать, мыть,
2 группа (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать.
3 группа (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать.
4 группа ( об) бежать, вязать, ехать, рубить, скакать.
Учитель. Группы готовы поделиться своими наблюдениями. По одному представителю от группы на доске записывают свои слова. Выделяют приставки.
Сообщение результатов исследования.
Учитель. Готовы? давайте послушаем.
1 группа.
Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать).
2 группа.
Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие
( прочитать, прописать, прозвенеть);
3 группа.
Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть);
4 группа
Мы исследовали слова с приставкой об- и заметили, что приставка придаёт словам значение движения вокруг чего-то ( обвязать, оббежать, объехать), или движения мимо чего-то.
Учитель. Что можно сказать о значении приставки в словах на экране. Обратитесь к справочнику помощнику.
Дети. Движение к чему-то.
Учитель. Какое слово оказалось общим во всех группах?
Дети. Ехать
Учитель. Какая часть слова уточняет действие. В каком направлении ехать? Каким образом?
Дети. Приставка.
Учитель. Что вы заметили общего в написании приставок
Дети. В приставках пишется гласная о.
Учитель. Написание этих приставок нужно запомнить. Буква о это орфограмма.
Формулировка выводов.
Учитель. Какой вывод можем сделать из проделанной работы?
Дети. Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.
Работа по учебнику (с. 84)
- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.
- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)
Физкультминутка
С при– приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок«Кто больше» (работа в группах)
- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.
летит ходит бежит
- Придумайте предложение с одним из образованных слов.
Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)-
1 группа
- Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
Рефлексия. (слайд 15)
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Используемая литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.
Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.