kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" (3 класс система Занкова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вниманию учителей начальных классов предлагается конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. К концу изучения темы ученики выполнят поставленную цель: познакомятся с историей становления Москвы; определят  преимущества географического положения Москвы; познакомятся с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Окружающий мир" (3 класс система Занкова) »

I. Организационный момент.

1.Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, млеет, тает,

Грач горластый прилетает…

Что за месяц? Кто узнает? (Март) Слайд 2

- Сегодня 1 марта – первый день весны.

2. (Дети читают высказывания на слайдах)

  • В марте день с ночью меряется, равняется.

  • В марте зима и сзади, и спереди.

  • В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

  • Мартушка закрутит вертушку.

  • Сухой март – плодородие. Дождливый – неурожай. Слайд 3,4

- Давайте повернем колесо истории, и совершим путешествие по ленте времени.

Введение в тему урока.

Слайд 5

– Кого вы видите? Чем прославились эти князья?

(На слайде княгиня Ольга, князь Владимир, Ярослав мудрый и Юрий Долгорукий.)

- Сегодня вы узнаете, чем прославился Юрий Долгорукий. Движемся по ленте времени вперед.

Слайд 6

XII век

Вспомните о событиях, происходивших на территориях русских княжеств в 12 веке.

Слайд 7. Посмотрите на экран. Послушайте легенду.

“Тихим летним вечером, на одной из окраин Киевской Руси, на берегу мирно дремлющей реки несколько мужиков-селян обсуждали свой улов. Солнце лениво клонилось к верхушкам деревьев. Мужики не спеша, стали собираться, и вдруг один из них встал как вкопанный.

– Что рот открыл, Иван? Эдак рыбу не поймаешь.

Глядя на реку, тот, не оборачиваясь, сказал:

– Смотрите-ка, лодьи!

Действительно, на реке показались корабли. Завидев их, мужики насторожились. Кого нелегкая несет? Так, мимо плывут иль в гости? Аль купцы какие? Рыбку бы сменять на товары заморские…

Вдруг солнечные лучи засветились на лодьях, заиграли зайчиками на медных шлемах. Бог ты мой! Воины! Засуетились мужики: свои иль чужие – добра не жди. Бросили улов и в село заспешили: авось пронесет! Лишь Иван остался – любопытство пересилило. Вглядевшись, он заметил богато одетого воина. Никак из князей кто пожаловал! Ну и дела-а-а!...

Тот был великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий. Со своей дружиной он шел во Владимир, к сыну своему Андрею, князю Суздальскому.

Внимательным взглядом из-под грозных бровей осматривал он незнакомые донные места. По-хозяйски оценивал далекую окраину своей вотчины – государства Киевского, земли Русской.

Наконец князь заметил на левом берегу село, уютно расположившееся на высоком холме. “Неплохо устроились, – Удобно сели, красиво”. Он тут же отметил, что самой природой это место для торговли и обороны весьма приспособлено. Хорошо бы здесь крепость поставить…”

Как вы думаете, что это было за село, и что за крепость решил построить князь Юрий Долгорукий?

(Дети высказывают свои предположения.)

Сообщение темы: Возвышение Москвы.

Слайд 8

Итак, в глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речушек, где могучие дубы отражались в глади озер, возникла Москва. Никто и не предполагал тогда, что на лесистых холмах вырастут дома, что появится город, которому не будет равных на земле Русской. Начало Москвы окружено сказаниями и легендами.

Как любое историческое явление, рождение Московской державы заставило задуматься современников, почему и как это произошло.

Постановка целей урока.

  1. Целью нашего урока будет поиск ответов на следующие вопросы.

  2. Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

  3. В каком году был основан город?

  4. Каким князем он был основан?

  5. По какой причине основатель г. Москвы заинтересовался его месторасположением?

  6. Почему произошло возвышение Москвы?

Приступим к поиску ответов.

Изучение нового материала.

Слайд 9

а) Стояло селение на крутом берегу при слиянии двух рек – Москвы и Неглинной. В излучине рек возвышались убегающие вдаль холмы, покрытые хвойным лесом. Ставя селение, строители учитывали не только защитные свойства местности, но и красоту окружающей природы.

– Назовите версию о происхождении названия г. Москва? (запись в таблице: город Москва назван так по названию реки.)

б) - Когда же появилось это селение? Сказать трудно. Слайд 10

Встретились два князя Юрий и Святослав. Послушайте разговор, который произошел между ними.

Выступления учащихся.

Святослав.

Присылал ты мне гонцов
“Приходи ко мне в Москву”,
И решил я поспешить,
Новый город навестить.

Юрий.

Святослав, мой друг и брат,
Как я видеть тебя рад!
Святослав.
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит твой кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Почему ж решили вы
Поселиться у Москвы?

Поразмышляйте, что ответил князь Юрий?

( Юрий Долгорукий объяснил, что ему очень понравилось это место, оно было удобно расположено, далеко от врагов и на берегу рек, по которым можно добраться до других княжеств.

- Давайте послушаем разговор до конца и посмотрим, кто оказался ближе к истине.

Юрий.

Мы сюда пришли ладьями,
И верхами, и пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели всё кругом.
Здесь стояла деревушка
Над большой рекой Москвой.
И решили: “Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!”
Помолились дружно богу,
Стали строиться и жить.

Святослав.

Да, родился город новый,
И надежен кремль дубовый.

И было это в 1147 г. Слайд   11 (запись в таблице)

Каким князем был основан город Москва?

– Юрием Долгоруким Слайд 12 (запись в таблице)

- Кто же это такой? Почему его прозвали Долгоруким?

(Выступление учащихся.)

в) Почему Юрий Долгорукий заинтересовался местоположением г. Москвы?

(работа со схемой.) Слайд 13

  • - Назовите город, через который проплывали купцы, путешествуя из Новгорода в Рязань; из Киева во Владимир; из Рязани в Тверь.

- Назовите первую причину возвышения Москвы. (запись в таблице – Москва – центр торговых водных путей)

Физминутка Слайд 14

Представьте, что вы купцы и везёте свой товар. Сели в лодки.

Взяли весла.
Мы на лодочке плывём,
Свой товар купцам везем.
Раз, два, раз, два
Звонко плещется вода
Огляделись все вокруг,
Холм приметили мы вдруг
Деревянный частокол
Окружает этот холм.
К берегу теперь причалим,
Отдохнём, товар покажем.
Возвращаемся обратно
Путешествовать приятно.

  • Прочитайте текст и назовите вторую причину. (запись в таблицу – удаленность от врагов)

  • Шли годы. В середине 13 века Москва становится центром небольшого княжества. Было это при князе Даниле Александровиче. Росло и богатело Московское княжество. Слайд 16

- Почему же быстро росло и богатело Московское княжество? Прочитайте текст карточки и выберите верный ответ. Слайд 17

– Место удобное.

– Леса и реки богатые.

– Земля плодородная.

– Может быть, народ сбегался туда, чтобы за лесами уберечься от манголо-татар.

( Наверное, все вместе.)

- Хоть и была Москва убежищем от монголо-татар, но и она натерпелась от их набегов. Москва была разграблена и сожжена, но через годы отстроилась вновь.

Свободнее вздохнули москвичи при Иване Даниловиче, внуке Александра Невского. Прозвали его Калитой. Почему?

Слайд 18

(выступления учащихся об Иване Калите)

Хитростью и дорогими подарками добился Иван Калита от хана права самому собирать дань по Руси. Это было в 14 веке. Часть дани он оставлял в Московском княжестве. На эти деньги он строил соборы, кремль, покупал новые земли, всеми способами расширял владения.

Слайд 19.

-  Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжёг дубовую крепость московскую. Город остался без защиты. А Москва была уже столицей большого княжества. Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву каменную. На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. За один год была возведена крепость и охватила кольцом всю Москву. Стало Москвичам спокойнее. С тех пор прозвали Москву белокаменной.

Слайд 20

- Выберите на листочках №2 еще одну причину возвышения Москвы (запись в таблицу – умелая политика московских князей)

Слайд 21

– Очень высокий холм;

– центр торговых водных путей;

– удаленность от вражеских государств;

– умелая политика московских князей;

– центр русской культуры;

– дубовая крепость.

Подведение итогов.

1. Составьте рассказ по таблице о том, как проходило становление и возвышение Москвы.

2. Сколько лет Москве сегодня? (864) Слайд 22

3. Москва – город-герой как и за что она получила это звание?

4. Из слов на листочках составьте пословицы и объясните их значение.

  • Москва – мать городов русских.

  • Москва не сразу строилась.

  • Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

  • Москва любит труд.

  • Москва слезам не верит. Слайд 23,24.

5. Красная площадь – главная площадь страны. Какие здания и памятники находятся на ней? Вы знаете? Слайд 25-30

Слайд 31

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

- Что интересного и нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" (3 класс система Занкова)

Автор: Шеварихина Наталья Викторовна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Интегрированный урок "Воздушные узоры" "
    ["seo_title"] => string(40) "intieghrirovannyi-urok-vozdushnyie-uzory"
    ["file_id"] => string(6) "109248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404282422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по математике. Тема "Миллиметр""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekturokapomatiematikietiemamillimietr"
    ["file_id"] => string(6) "261360"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449125025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства