Методы и методические приёмы:словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой, выполнение упражнений.
Формы работы:фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
У детей: учебник по окружающему миру (Плешаков «Мир вокруг нас, 2 класс»),одноимённая рабочая тетрадь №1, чистый лист в форме круга, цветные карандаши.
У учителя: учебник по окружающему миру (Плешаков «Мир вокруг нас, 2 класс»),одноимённая рабочая тетрадь №1, кластеры, карточки-помощницы, песочные часы, презентация (см. приложение 5);
Используемая литература: учебник по окружающему миру (стр. 104-105) (Плешаков «Мир вокруг нас, 2 класс»),одноимённая рабочая тетрадь №1 (стр. 37)
Ход урока
I. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, цветные карандаши, чистый лист лежат у вас на столах. Готовы? Тогда вперёд!
II. Этап проверки домашнего задания.
Фронтальная беседа.
III.Этап изучения новой темы
У. - О чём будет наш урок, вы скажите сами.
НОЭКОКАМИ (на слайде)
Отгадайте слово. Оно и будет темой урока. Итак, какое слово зашифровано?
Д. –Экономика.
У. –Правильно, тема урока «Что такое экономика?»
-Давайте определим цель урока.Для этого используйте фразы:
- Я думаю, что узнаю…
- Мне хотелось бы узнать …
У. Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.
1. Постановка проблемных вопросов
- Вот первый вопрос: Что такое экономика?
Подумайте сами, ответ запишите карандашом на листке круглой формы. Даю вам 1 минуту.
Теперь прочитайте соседу свои мысли, послушайте его мнение. Пара, которая закончит поднимет руки вверх.
Кто хочет высказать свои мысли вслух? (Дети высказывают свои мысли, учитель благодарит за ответ)
Хотите узнать, угадали вы или нет? Правильный ответ спрятан в кроссворде.
2. Работа в тетради
Откройте тетрадь на странице 37. Прочитайте задание №1.
Чтобы не запутаться, пронумеруем строчки в кроссворде, будем отгадывать вместе. Можно отгадывать не по порядку. Кто догадается – поднимайте руку. (Сообща отгадать кроссворд, в нём слово «хозяйство»)
Что же такое экономика? (дети отвечают, что это хозяйство)
А теперь у меня будет вопрос на внимательность. Прочитайте в учебнике, что папа ответил детям (стр. 104 нижний абзац).
(Экономика – это хозяйственная деятельность людей. Составные части (отрасли) экономики: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Все отрасли экономики взаимосвязаны.)
А теперь скажите мне, сколько раз слово экономика повторилось в этом абзаце? (3 раза)
А теперь вопрос для самых внимательных. Сколько составных частей экономики? (пять)
Правильно. Я дополню. Слово «экономика» пришло к нам из греческого языка. Означало оно «искусство ведения домашнего хозяйства». Сегодня мы говорим, что экономика – это хозяйство страны (на презентации появляется дополнение к слову «экономика» - хозяйство страны)
В тех листочках, где вы писали карандашом, допишите ручкой: хозяйство страны.
3. Постановка проблемных вопросов
- Вернёмся к словам, которые записаны на доске (части экономики). Прочитайте про себя. Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы?Нет? Тогда вопросы есть у меня.
4. Работа с учебником
Что значит «части экономики»? Где вы могли видеть эти слова? (в учебнике). Вы можете мне ответить на вопрос? (ученики еще раз прочитывают абзац учебника).
Кто найдёт ответ раньше – поднимите руку (дети называют части экономики, названия этих частей появляются в презентации)
5. Творческая работа
А теперь разделимся на группы (4 группы). И чтобы лучше представить части экономики, давайте их нарисуем.
Положите перед собой листы, на которых уже писали. Переверните. У каждого написано название одной части экономики. Нарисуйте 1 предмет или несколько, относящихся к данной части. Можно пользоваться иллюстрациями учебника. Даю вам 5 минут. Кто справится раньше, вывешивайте на доску.
(Дети работают самостоятельно, учитель подходит и помогает наводящими вопросами тем, кому нужна помощь)
6. Работа в группах (составление рассказа)
А теперь следующее задание:
Вы рассмотрели рисунки, которые вывесили ваши одноклассники, а теперь вам нужно составить рассказ о вашей части экономики. Для этого в карточке-помощнице есть предложения с пропущенными словами. Вставьте пропущенные слова. Когда команда будет готова – покажите готовность, взявшись за руки.
Даю вам 2 минуты.
Карточки-помощницы
Карточка – помощница «Сельское хозяйство»
Вставь в предложения пропущенные слова и получится рассказ.
Сельское хозяйство – это часть___________________, в которой выращивают___________________________ и разводят________________________________.
Продукт сельского хозяйства это______________
________________________________________________________.
Карточка – помощница « Строительство»
Вставь в предложения пропущенные слова и получится рассказ.
Строительство – эточасть___________________.
Строители возводят ___________________, больницы, заводы.
Люди на стройках используют мощную____________________.
Карточка – помощница «Торговля»
Вставь в предложения пропущенные слова и получится рассказ.
Торговля – это часть __________________________.
Она позволяет купить или продатьразличные ______________________________.
В магазинах работают________________________.
Карточка – помощница «Транспорт»
Вставь в предложения пропущенные слова и получится рассказ.
Транспорт – эточасть______________________,
которая_____________________ грузы и людей.
К транспортуотносятся____________________
___________________________________________________.
Команды по очереди зачитывают рассказы. Учитель предлагает остальным что-то добавить или задать вопросы.
IV. Этап закрепления новых знаний
Посмотрите на получившуюся схему на доске. Что заметили?
(Нет рисунков у промышленности, о ней не было рассказа)
Посмотрите в своих тетрадях на странице 37 в задание №2. Там художник изобразил части экономики. Работая в парах, найдите рисунок, который относится к промышленности, и подпишите его. Пара, нашедшая рисунок, поднимите руки. Даю вам 1 минуту.
Что можете рассказать о промышленности?
(В течение 1 минуты дети высказываются, работа идёт фронтально)
Я обобщу. Промышленность – это часть экономики, которая производит на фабриках и заводах материальные вещи. Мы этими вещами пользуемся.
Посмотрите вокруг себя. Всё, что нас окружает – это продукция промышленности.
Давайте поиграем.
Я бросаю мягкий мячик. Тот, кто его поймал, должен назвать продукт промышленности, который находится в классе.
И ещё поиграем. Проверим вашу память и внимание.
Вы будете закрывать глаза. Я что-то изменю на доске. Ваша задача назвать то, что изменилось.
(По очереди убрать названия частей экономики.Дети называют их.)
IV.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ну вот. Наш урок подходит к концу. Спасибо вам за работу.