конспект урока по познанию мира в 4 классе по теме " Охрана природы Казахстана" Урок предназначен для проведения в 4 классах общеобразовательной школы. Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли природы в жизни человека
Задачи: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа» ;
Познакомить с экологическими проблемами , которые возникли по вине человека, с мерами по охране природы; Развитие интереса к изучению родного края. Воспитание патриотического чувства, гордости за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по познанию мира в 4 "Б" классе »
Урок Познание мира 4класс 16.01
Тема урока: Охрана природы Казахстана
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли природы в жизни человека Задачи: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа» ;
Познакомить с экологическими проблемами , которые возникли по вине человека, с мерами по охране природы; Развитие интереса к изучению родного края. Воспитание патриотического чувства, гордости за свою Родину. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. .
Форма урока: групповая деятельность.
Оборудование: компьютер, учебник, раздаточный материал
Ход урока
I Организационный момент. ( Знакомство с классом)слайд№1
Здравствуйте , меня зовут Ольга Геннадьевна. Сегодня я буду вести у вас урок познания мира. Я надеюсь на вашу активность на уроке и на то , что вы мне будете помогать в течении всего урока. Мы с вами будем вместе работать и в ходе урока поближе познакомимся. II Подготовка к основному этапу. Деление класса на 2 группы (Ботаники, Зоологи)
- Сегодня мы с вами будем работать в группах. А как будут называться наши группы, мы сейчас узнаем. Представитель каждой группы выбирает картинку ( если животное-это зоологи, если растение - ботаники) 1. Объявление темы. - Тема нашего урока – «Охрана природы Казахстана» Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые наносят люди природе. слайд №2
Гибнут растения, животные, некоторые из них просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь живой природе? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить на уроке. слайд №3
Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Михаил Пришвин писал слайд №4 “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу значит - охранять Родину”.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Запись в тетради темы урока В конце урока мы с вами попробуем составить правила охраны природы
2. Актуализация знаний слайд №5
Прежде чем мы приступим к новой теме , давайте проверим насколько хорошо вы знакомы с природой Игра «Да» «Нет» Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет – □ Растения не относятся к живой природе. □ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи. □ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека. □ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»? □ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей. □ Животные участвуют в распространении семян. □ Хищные животные являются санитарами леса. □ Верна ли цепочка питания «Лиса-мышь-семена»? □ Растения опыляются только при помощи ветра? □ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы. Взаимопроверка. Работа в группах , за правильный ответ группа получает жетон
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием III Активизация новых знаний. 1. Беседа. Слайд №6
Мы с вами живем в какой природной зоне? ( в степной)
А кто- нибудь из вас бывал в лесу? - Какая там атмосфера? (спокойная) Какие звуки издаёт лес? (пение птиц, шелест трав) Звучат голоса птиц. - в природе все взаимосвязано, ничего не случается просто так. Животные в природе живут своей жизнью. Сколько растений берет у природы травоядное животное? Сколько травоядных животных берет у природы хищник? (столько, сколько может съесть). - Что будет, если хищники перестанут съедать больных животных?
2. Разбор ситуаций. Слайд №7 - Все изменяется, когда в природу приходит человек. В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет растительный и животный мир. С давних пор человек использовал древесину для строительных целей, для изготовления мебели, бумаги, для отапливания помещений. Собирал лекарственные растения, охотился на животных. Но в последнее время бесконтрольное использование растений человеком приводит к истреблению лесов, а лес – это дом для животных, следовательно вырубка лесов, распашка полей приводит к гибели животных, а мер по восстановлению лесов проводится недостаточно. Значит, получается, что человек берет от природы больше, чем отдает ей. - Что нарушается? (экологическое равновесие) - Давайте мы с вами рассмотрим несколько экологических проблем, которые происходят в результате хозяйственной деятельности человека.
Ситуация 1. 1 группе слайд №8 Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря; Ведь небо без птиц — не небо, А море без рыб — не море! И земля без зверей — не земля.
Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы, Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце — сердце человечье.
- Какую экологическую проблему раскрывает это стихотворение? (проблему убийства животных) Как исправить эту ситуацию? (В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. ) Ситуация 2 -2 группе. Слайд №9 Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит. - Стыдно перед соловушкой, - тихо сказала Лида. - Какая проблема угрожает природе, если все будут поступать как Оля? (загрязнение природы) - Что нужно сделать, чтобы этой проблемы не было? Ситуация 3. -1 группе Забывчивый охотник на привале Не заметал, не затоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел. Как вспуганная стая белок рыжих, Он заметался от ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. - Какой поступок человека стал бедой для леса и его жителей? (лесной пожар) - Как избежать этого? Ситуация 4. -2 группе Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал. - О какой экологической проблеме идет речь? (вырубка лесов) - Что человек должен делать, чтобы восстановить экологическое равновесие? Запись в тетради Вырубка лесов Посадка деревьев Загрязнение природы Очистка зон отдыха Лесные пожары Тушить костры Браконьеры Охрана животных
Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем Физминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули и кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем Крылья сложили назад. - Люди рвут красивые растения просто так, животных истребляют ради меха или мяса. Бабочек – за красоту, лягушек – за то, что не нравится внешний вид. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все и я и ты, если мы сорвем цветы. Опустеют все поляны И не будет красоты. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали очень редкими, а некоторые их виды находятся под угрозой полного исчезновения. Все это заставляет человека думать о сохранении всего живого на Земле. Поэтому была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
Каждое государство имеет свою Красную книгу. Есть она и в Республике Казахстан
В Казахстане Красная Книга была учреждена решением правительства в январе 1978 года. Она называлась «Красной книгой ССР».
В январе 1985 г. вышло второе издание, под названием «Красная книга Казахской ССР», было выпущено малым тиражом и предназначалось оно, в основном, для специалистов в области охраны природы.
Земноводных – 2, пресмыкающихся – 10; птиц – 58, млекопитающих- 42. Впервые в Красной книге были представлены 105 видов червей.
Третье издание Красной Книги Республики Казахстан началось в 1996г. С публикацией первого тома.
В декабре 2003 года был опубликован второй том Красной Книги Республики Казахстан (беспозвоночные животные).
- Для чего нужна Красная книга? Ответы групп (Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.) -Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Она состоит из страниц разного цвета. На красных страницах- исчезающие виды, на желтых-малочисленные, на белых редкие виды, на серых- малоизученные, на зеленых- восстанавливающиеся.
Просмотр слайдов ( животные красной книги)
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: Аксу-Джабаглы, Алматинский, Западно-Алтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет множество растений. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: Аксу-Джабаглы, Алматинский, Западно-Алтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет множество растений. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
- Природа – это дом для зверей и птиц. Когда мы приходим в лес, в степь, на берег водоема мы приходим в гости. А как нужно вести себя в гостях? Правила гостей природы: составляют группы кластер на листе а-3 Не срывать цветов Не ловить бабочек Не уносить домой детёнышей Не оставлять мусор Тушить костры
IV. Рефлексия
Назовите причины уменьшения численности растений и животных. Как помочь природе? Делиться знаниями о необходимости охраны природы. Сделать кормушку, скворечник. Посадить деревья. Не рубить елки в Новогодние праздники. Не ломать деревья, ветки и не давать это делать другим. Домашнее задание. По группам Составить несколько предложений на тему «Береги природу!» Нарисовать знаки - лозунги, сохраняющие природу.
Молодцы, ребята вы сегодня хорошо поработали. А теперь я хочу чтобы вы оценили свою работу. У вас на партах лежат картинки, солнышка, солнышка закрытого тучкой и картинка дождя. Если вам все понятно на уроке поднимите солнышко, если были затруднения солнышко с тучкой, если вы ничего не поняли на уроке, не получили знаний поднимите дождик
Оценивание Теперь давайте я вас оценю, группы посчитайте свои жетоны, группа набравшая больше очков получает 5, меньше- 4.
Итог: А закончить наш урок , я хочу стихотворением Дудина
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите…
Спасибо большое за урок.
Давайте вместе сохраним родную природу!
Игра «Да» «Нет» Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет – □ Растения не относятся к живой природе. □ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи. □ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека. □ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»? □ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей. □ Животные участвуют в распространении семян. □ Хищные животные являются санитарами леса. □ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»? □ Растения опыляются только при помощи ветра. □ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Игра «Да» «Нет» Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет – □ Растения не относятся к живой природе. □ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи. □ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека. □ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»? □ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей. □ Животные участвуют в распространении семян. □ Хищные животные являются санитарами леса. □ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»? □ Растения опыляются только при помощи ветра. □ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Игра «Да» «Нет» Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет – □ Растения не относятся к живой природе. □ В спячку залегают медведи, барсуки, ежи. □ Растения и животные не играют большой роли в жизни человека. □ Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»? □ Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от вредителей. □ Животные участвуют в распространении семян. □ Хищные животные являются санитарами леса. □ Верна ли цепочка питания «Жёлудь – мышь – лиса»? □ Растения опыляются только при помощи ветра. □ Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.