Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Лесная аптека".
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Лесная аптека".
Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. На уроке ребята "отправляются в путешествие" по лесу, где находят и собирают различные растения, которые, впоследствии оказываются лекарственными. Дети делятся на группы, изучают эти растения и рассказывают о них другой группе. На закрепление даётся кроссворд. На уроке ребята работают с различными источниками информации: словарь Ожигова и интнрнет ресурс. В конце урока ребята изготавливают книжку - малышку (закрепление через проектную деятельность) "Лесная аптека".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Лесная аптека".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новолоктинская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе по теме
«Лесная аптека»
(УМК «Школа 21 века»).
Разработала:
учитель начальных классов
Драгунова Мария Сергеевна.
Новолокти, 2015
Урок окружающего мира по теме «Лесная аптека»
2 класс УМК «Школа 21 века»
Цели: - формировать знания учащихся о лекарственных растениях, их целебных свойствах,
- развивать технику чтения и устную речь учащихся, познавательный интерес.
- воспитывать уважение и любовь к природе.
В процессе обучения детей, кроме привычных предметных действий, формирую следующие блоки УУД:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
-учебно-познавательный интерес к учебному предмету;
-готовность и способность к саморазвитию.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;
-формирование умения работать в группах.
Регулятивные УУД:
- контроль и коррекция;
-управление своей деятельностью;
- инициативность и самостоятельность.
Ход урока:
1 этап: Организационный.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь- это ж просто.
Лучики Солнца - это вам!
Ребята, у вас на столах лучики разных цветов: жёлтые, оранжевые и розовые. В конце урока, с помощью этих лучиков, мы узнаем, как каждый из вас поработал и какое настроение получил от данного урока.
2 этап: Актуализация ранее усвоенных знаний и умений, постановка учебной проблемы.
Я сейчас вам прочитаю загадку, а вы попробуете догадаться, о чем идёт речь.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нём! (лес)
Внимание на слайд, посмотрим правильный ответ.
Ребята, как вы думаете, чем является лес для человека?(проблемный вопрос) На доску вывешивается: - кормильцем; - источником тепла; - место отдыха; - …
Возьмите голубые карточки, прочитайте стихотворение про себя. А сейчас по хлопку начинаем все вместе читать стихотворение. Но будьте внимательны. Старайтесь не отставать от своих одноклассников. Используется приём «Жужжащее чтение» для развития скорости чтения.
Екатерина Серова «Зеленая страна»
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берет…
В той стране благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с зеленой страной
Навсегда подружись.
Ребята, а вы любите ходить в лес? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по «Зелёной стране».
Скажите, пожалуйста, когда мы идём в лес, что мы с собой берём? Давайте мы тоже с вами возьмём с собой корзинку и будем собирать все растения, которые попадутся нам на пути. Включается музыка с лесными звуками, дети идут по «полянке». Представьте, что вы, в теплый солнечный день идёте по влажной, мягкой травке, над головой щебечут птички, а вокруг разнообразие цветов и растений. Посмотрите вокруг. Давайте наполним нашу корзинку растениями. Дети собирают растения в корзинку. Молодцы ребята, много растений собрали. А сейчас мы с вами присядем на нашей полянке и поговорим о каждом растении из нашей корзинки.
Ребята, как вы уже заметили, сегодня мы будем работать в группах.
Детям загадываются загадки. Загадки загадываются поочерёдно каждой группе.
Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (читает учитель стихотворение, дети повторяют).
Попугайка-помогайка
Есть гимнастика у нас
И для ног и живота,
Но гимнастику для глаз
Мы не знаем, вот беда!
Не расстраивайтесь, дети
Помогу я вам сейчас
Начинаем дружно вместе
- Упражнения для глаз:
Для начала поморгаем
Быстро-быстро, раз, два, три.
Отдохнём и повторяем
Упражнения свои (15-20 сек).
А теперь газа зажмурим,
Все успели? Молодцы!
Открываем, вновь зажмурим,
И ещё раз повторим (5-6 раз).
Дети, новое движение:
Смотрим вниз, потом наверх,
Влево, вправо. Ваше зрение
Будет лучше, чем у всех! (20 сек.)
Упражнение другое:
Все глаза закройте, раз!
Помассируйте рукою,
Мягко веки ваших глаз! (15-20 сек.)
Вы отлично занимались,
Нам расслабиться пора
Свои глазки закрываем
Отдыхает детвора.
3 этап: Совместное открытие новых знаний.
Ребята, как вы думаете, все собранные нами растения могут быть полезны? Верны ли ваши предположения, мы узнаем, поработав в группах. Дети сидят уже по группам. На столах таблички «Юные знатоки природы».
У вас на столах лежат карточки белого цвета. На каждой карточке дано описание имеющихся в вашей группе растений. Ваша задача: за 1 минуту всей группой прочитать описание каждого растения и выделить, какую пользу оно приносит. Можете делать необходимые пометки в карточках. Затем каждая группа выбирает по 3 человека, которые будут зачитывать о пользе того или иного растения. Но читать вы должны выразительно, чётко проговаривая каждую буковку, с интонацией. Время для работы в группах – 3 минуты. Начинаем работать.
Для формирования выразительного навыка чтения используется приём «Дикторское чтение». Для развития скорости (темпа) чтения используется приём «Сканирование» (За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст
в поисках важной информации). Для понимания смысла текста используется приём «Выборочное чтение»( Найти в тексте чем полезно растение).Приёмы организации продуктивного чтения: «Отсроченная отгадка»
( проблемный вопрос в начале урока), «Перепутанные логические цепочки» (домашнее задание на аптечках).
Ребята, сейчас каждая группа, по очереди, будет зачитывать о том или ином растении: другая группа слушайте внимательно.
Далее каждая группа выходит и зачитывает: название растения, чем оно полезно.
4 этап: Применение полученных знаний и умений.
Молодцы, справились с заданием. А сейчас посмотрим, хорошо ли вы слушали друг друга. Разгадывание кроссворда. Всё выводится на слайды.
- Какое растение используется при кашле, понижает температуру, а также для укрепления волос? (ромАшка)
- Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (Подорожник).
- Какое растение снимает разные воспаления, заживляет раны и улучшает аппетит? (тысячелисТник)
- Листьями этого растения очищают кожу (чистотЕл).
- Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповниК).
- Какое растении используют, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами. (крАпива)
Ребята, посмотрите, отгадав кроссворд, у нас получилось новое слово. Дети читают хором АПТЕКА. Ребята, а что такое аптека? Ваша группа будет работать со словарями, а ваша – с интернет ресурсом: найти значение слова АПТЕКА и зачитать. Но читать вы должны выразительно, чётко проговаривая каждое слово. Дети зачитывают значение слова аптека. Итак, аптека – это…. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитаем хором (специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства). Предположите, как связаны наши с вами растения со словом аптека? Значит, как мы можем назвать все собранные нами растения? (лекарственные, лечебные, полезные) А сейчас давайте вернёмся к нашему вопросы, который звучал в начале урока: так чем же ещё может являться лес для человека? (аптекой, лесной аптекой) Как вы думаете, над какой темой мы сегодня с вами работали? Совершенно верно, «Лесная аптека». Вывешивается тема на доску.
ФИЗМИНУТКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте)
5 этап: Итог урока.
Ребята, наше путешествие по «Зелёной стране» подходит к концу. А чтобы не забыть полезные свойства растений, предлагаю вам создать книжку – малышку. Посмотрите, обложку для нашей книжки – малышки я изготовила, а вы будите изготавливать странички: вам необходимо вырезать и наклеить на страничку (на резной разноцветный картон) иллюстрацию растения и информацию о том, чем оно для нас полезно. Распределите роли в группах: кто из вас будет наклеивать иллюстрацию растения, кто будет наклеивать информацию о пользе данного растения, а кто будет скреплять страницы ленточкой. Дети работают в группах, а затем скрепляют вместе с учителем книжку – малышку ленточкой. Эта книжка – малышка останется у вас в классе. Молодцы!
6 этап: Рефлексия. Домашнее задание.
Ребята, вам понравилось наше путешествие по «Зелёной стране»?
Что показалось самым интересным?
Что узнали нового? Какое растение вам больше всего запомнилось? Может быть какое – то из растений вы уже использовали в лечебных целях?
Ребята, возьмите жёлтые карточки и в течении 30 секунд выберите те умения, которые, по вашему мнению, мы сегодня развивали на уроке.
Умения, необходимые для работы на уроках:
самостоятельно «читать» и объяснять информацию;(П)
работать в команде;(К)
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;(Л)
не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;(Р,Л)
5. выполнять работу в соответствии с данной инструкцией;(Р)
участвовать в обсуждении полученного результата;(Р)
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.(Л)
Ребята, чтобы закрепить полученные знания на уроке, предлагаю вам выбрать домашнее задание: на аптечках дана таблица, где вам нужно соотнести растение с его целебными свойствами. На листиках вам предлагается подготовить сообщение о том или ином лекарственном растении леса. Дети выбирают.
Ребята, возьмите, пожалуйста лучики. Если вам всё понравилось на уроке и было легко работать – прикрепите к нашему солнышку жёлтый лучик. Если у вас какое –то задание вызвало затруднение – оранжевый лучик. Если же материал данного урока вам показался сложным и непонятным – розовый лучик.
Я вижу, что у вас замечательное солнечное настроение. Вы все сегодня отлично поработали на уроке. Мне бы хотелось подарить вам вот эти замечательные звёздочки. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!