Тема: Почему нужно мыть руки и чистить зубы.
Основные цели урока:
1) углубить знания учащихся о правилах личной гигиены; формировать понимание важности заботы о собственном здоровье; учить работать в группе, слушать друг друга, принимать совместные решения;
2) развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся, коммуникативные навыки;
3) воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательное отношение к окружающим, умения понимать себя и других.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные : учить формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; учить работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Познавательные:учить извлекать необходимую информацию в ходе изучения новой темы;
Коммуникативные: формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные: учить ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
Личностные: формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
Оборудование: презентация, листы, рисунки, советы (карточки), картинки для групповой работы, расчески, вата, зубные щетки, посылка от Мойдодыра.
Ход урока
I.Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!
– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
-Внимание на экран. (слайд) Ребята, посмотрите на экран – под каким дивизом мы будем работать? Чистота – залог здоровья -Как вы понимаете это выражение?(ответы детей) Стихотворение Мойдодыр - Корней Чуковский
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
-Почему от мальчика сбежали вещи?
-А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
- Молодцы! Сегодня на уроке мы как раз поговорим о том, важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, для чего надо мыть руки и чистить зубы. А к концу урока мы с вами составим правила личной гигиены, т.е. как ухаживать за своим телом. (на доске крепится тема урока на листах и лист правила личной гигиены)
III. Открытие нового знания .
Почему нужно умываться и мыть руки?
Девочки нашего класса покажут вам сценку. (Фрагмент из мультфильма Королева зубная щётка.)
СЦЕНКА
Девочка 1:
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
(берёт ладошки девочки)
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
Девочка 2.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Девочка 1:
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
(показывает чумазый носик)
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
Девочка 2:
Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала.
Вот он и загорел.
Девочка 1:
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Девочка 2. (Громко девочка кричала, как увидела мочалку, царапалась, как кошка)
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые: Они же загорелые.
Девочка 1: Ну-ка, дайте мыло.
Мы её ототрём. (вытирает мылом и мочалкой девочку)
А ладошки-то отмылись.
Девочка 2. (Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз)
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
- Ребята, что же было с нашей милой девочкой? (Она была грязная, а потом её отмыли).
- Может, не нужно было её мыть, пусть бы ходила грязной?
- А давайте предположим, что может произойти, если не умываться и не мыть руки.
- Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями. Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения. Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия.
работа по учебнику с. 56
- А теперь давайте подумаем и ответим в каких случаях надо мыть руки?
Откройте учебник на с.56 проверим правы ли вы в своих ответах
- Чем покрыто наше тело? (Наше тело покрыто кожей. )
- Давайте рассмотрим кожу на своих руках. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.
Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.
Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
- Сколько раз в день надо мыть руки?
Физкультминутка ( про хомячка)
3. Предметы личной гигиены. (Андрея нарядить)
Айболит. - Здравствуйте, друзья, на урок пришел к вам я. Хочу посмотреть и послушать, что вы знаете о здоровье.
Учитель. Объясни, нам Айболит, как правильно мыть руки?
Айболит. Намыленные руки должны скользить, как санки по снежной горке. А чтобы кожа не шелушилась от мыла, надо руки хорошо промывать водой и насухо вытирать.
Айболит. Я принёс вам письмо от Мойдодыра. (достает письмо из конверта и зачитывает)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!
Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою, из реки или колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,
И чернила, и варенье смоет мыло и вода.
Мойдодыр.
Айболит: И еще Мойдодыр передал вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки.
Учитель: Спасибо, Айболит, за твои советы. Ребята, разгадаем загадки Мойдодыра?
Айболит: До свидания, ребята мне нужно спешить к другим детям!
Загадывание загадок: (По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, тетрадь)
Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
2.Гладко и душисто,
Моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята? (Мыло)
3.На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
4.Вытираю я, стараюсь
После бани паренька. Всё намокло, всё измялось – Нет сухого уголка. (Полотенце)
5.Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
6. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
(Тетрадь)
7.Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щётка)
-Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?
- Это предметы личной гигиены. А вы знаете, что такое гигиена? (когда человек содержит свое тело в чистоте)
-А все ли эти предметы нужны для личной гигиены? Ничего здесь лишнего нет?
- А сейчас мы с вами поиграем Игра «что с чем дружит». Каждая группа получает по листочку, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их линией.
Проверка. (слайд)
- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?
-А вы дружите с зубной щёткой?
- Почему надо чистить зубы?
-На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
-Давайте поучимся правильно чистить зубы.
5. Учимся чистить зубы
Практическая работа
Учитель: Проведем с вами опыт, как правильно чистить зубы. Зубцы расчески изображают наши зубы, а вата – это зубной налет и остатки пищи. (Учитель чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу – вверх вата вычищается.)
– Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
Чтение стихотворения (презентация)
- Вы сейчас послушаете стихотворение и ответите на вопрос:
-Сколько раз надо чистить зубы? ( Два раза в день: утром и вечером).
- А что делать, если всё-таки зубы заболели? (Обратиться к стоматологу)
-А кто такой стомотолог?
VI. Закрепление
- Ребята над какими вопросами мы с вами работали? ( как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. )
Игровая часть
Вам, мальчишки и девчонки, Приготовила советы я.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите: нет, нет, нет.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Дети. Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
Дети. Нет!
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет!
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Дети. Нет, нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет.
“Советы Мойдодыра” (слайд)
- Давайте теперь, глядя на картинки, составим правила личной гигиены:
1. Мыть руки с мылом.
2. Умываться по утрам и вечерам.
3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)
4. Купаться каждую неделю, тереться мочалкой.
5. Ежедневно расчесывать волосы.
6. Стричь вовремя ногти.
- А теперь вы можете сказать, что значит чистота- залог здоровья?
V. Домашнее задание.
- Дома я предлагаю вам превратиться в художников на фабрике, где делают зубную пасту и мыло. Вам нужно придумать и нарисовать упаковки для новых сортов зубной пасты и мыла (рабочая тетрадь)
VI. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Что вы узнали нового?
- Какие правила составили?
-Покажите, ребята, какое у вас настроение? (смайлики)