Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему «Царство растений» 2 класс »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей № 173
Конспект урока по окружающему миру
на тему «Царство растений»
2 класс
Выполнила:
Павлюк Серафима Андреевна,
учитель начальных классов
Екатеринбург
2015
Тема урока «Царство растений» (2 класс)
Задачи:
познакомить учащихся с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе;
выяснить общие признаки для всех растений;
выяснить черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
дать представление о невидимых нитях в природе, развивать логическое мышление, связную речь.
Ход урока:
1. Организационный момент, сообщение темы, целей урока
Я рада видеть любознательные, внимательные лица в нашем классе. Нас ждёт сегодня на уроке много загадок и тайн, которые нам предстоит открыть.
Внимательно послушайте мелодию и скажите, куда мы сегодня с вами отправляемся. Докажите. Включается звук листьев и ветра в лесу («Звуки живой природы»). Как вы догадались?
На какие два вида делится природа? (Живая и неживая природа).
Что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни).
Сегодня мы с вами поговорим о живой природе. Что входит в живую природу? (Растения, грибы, животные, человек).
По каким признакам мы отличаем живое от неживого? (Питание, размножение, движение, дыхание, умирают).
Связаны ли между собой живая и неживая природа? Докажите. (Без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить).
А сейчас нам с вами предстоит непростая работа, следует хорошо постараться, додумать и аргументовать свой ответ. Вам необходимо распределить по царствам животных и растения.
2. Знакомство с разнообразием растений
- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Прочитайте предложение, вставив в него пропущенное слово.
Прочитайте молча по моей указке.
Большинство … ведут полностью независимое существование: они получают воду и минеральные вещества из почвы, а органические вещества вырабатывают для себя сами.
Определите тему сегодняшнего урока («Царство растений»).
Что общего у всех растений? Учитель открывает на доске слайд, где необходимо расставить части растений по соответствующим местам.
Почему лес называют «лёгкими» планеты? (Лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете).
-Тема «лес» близка каждому из нас, т. к. он окружает нас с самого рождения. Но лес – это не просто красота деревьев, птиц, животных, это живой организм, который живёт своей жизнью, по строгим правилам и законам. Это целое государство.
Чтобы ужиться большому разнообразию растений природа создала специальные приспособления. Одно из таких приспособлений – ярусное расположение. Лес состоит как бы из трёх ярусов (деревья, кустарники и травы).
- Какая группа будет самая первая? (Деревья.) Верхний ярус составляют деревья.
-Чем деревья отличаются от остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)
-Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идёт речь:
Русская красавица Кудри в речку опустила,
Стоит на поляне. И о чем-то загрустила,
В зеленой кофточке, А о чем она грустит,
В белом сарафане. Никому не говорит.
(Берёза) (Ива)
Весной зеленела, Что же это за девица?
Летом загорала, Не швея, не мастерица,
Осенью надела, Ничего сама не шьёт,
Красные кораллы. А в иголках круглый год.
(Рябина) (Ель)
Никто не пугает,
А она вся дрожит.
(Осина)
- Какое дерево лишнее? Почему? (Ель. Оно хвойное, а остальные лиственные).
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.) Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина. А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т.д.
- Как мы назовём одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина? (Это кустарники.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)
- Какие ещё растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы)
- Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчики, мать-и-мачеху, колокольчик, ромашка и т.д.)
- Чем отличаются травы? (У трав – один, несколько или даже много тонких, легко гнущихся и рвущихся травянистых стеблей)
- И самый нижний ярус образуют мхи, лишайники и грибы.
Работа с интерактивной доской по распределению «этажей» леса.
Мы с вами узнали, что лес – многоступенчатое царство. Сейчас, давайте попытаемся распределить растения по группам: деревья, кустарники и травы.
3. Закрепление материала.
Лес – это огромный дом, где всё связано друг с другом и создано друг для друга. Это
3. Огромная столовая (ягоды, орехи, семена елей и сосен) грибы. Плоды почки, травы, побеги, мхи, лишайники – для растительноядных, а те в свою очередь дают питание хищникам.
Для того чтобы лес всегда оставался красивым и полезным для планеты, необходимо помнить правила поведения на природе. Давайте их вспомним.
4. Рефлексия. Итог урока
Продолжи высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке я удивился…
В знак того, что вы сегодня очень хорошо занимались на уроке, я хочу показать вам картины известного русского художника Ивана Шишкина. Посмотрите, как этот творец описывает красоту, могущество и спокойствие природы.
В оставшееся время можно составить коллективную творческую работу «Картина природы моими глазами» под музыкальное сопровождение «Осенний ветерок по листьям».
5. Домашнее задание
1. Дополнить примерами схему о растениях на листочках (5 примеров).
2. Прочитать в учебнике текст «Красота растений», составить рассказ о любом растении.