Конспект урока по окружающему миру 4 класс Животные родного края
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Животные родного края
Данный урок имеет место в разделе программы «Наш край». Соответствует требованиям ФГОС.
При проектировании урока учтены индивидуальные особенности класса. Этапы урока выдержаны. Материал носит научно- практический характер. Соответствует возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществляется тесная связь теории с практикой. На уроке развивается познавательная активность, связная речь, память, внимание, фантазия и воображение. Подводятся итоги деятельности, рефлексия.
Актуализация знаний представлена через задаваемые вопросы учителем и рассказ учениками. Детям предлагается задание для осмысления уже имеющихся знаний и выявления области незнания. Через использование приёма «Линейка знаний» дети фиксируют свои изначальные знания по теме. Работа ведётся в группах.
Постановка познавательных задач перед учащимися - представлена в виде небольшого рассказа об охране животного мира.
Познавательная деятельность представлена:
- через небольшую экскурсию по краеведческому отделу музея;
- через выход из проблемной ситуации, учащиеся возвращаются к теме и цели урока;
- дети выступают с плакатами животных, выполненными в группах.
Используется задание поискового характера (выбери, отгадай, соедини).
На уроке используется музыкальный проигрыватель, картинки с изображением животных родного края, музейные экспонаты.
Практическая работа в группах организованна с целью закрепления полученных знаний. Этот прием позволил, включится в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям.
Осуществляется контроль и самоконтроль при выполнении всех операции, соблюдая при этом гигиенические нормы. Дети объединяются в группы для решения проблемных вопросов, и в процессе обсуждения каждый ученик отстаивает свою точку зрения, используется момент взаимоконтроля по выполнению задания. Идёт закрепление изученного материала всеми участниками группы, что даёт возможность формирования целостной картины по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс Животные родного края»
МБОУ Школа №12 города Сарова,
МБУК «Городской музей» отдел «Краеведческий музей»
Тема урока:
Животные мира родного края
Авторы:
Учитель начальных классов: Тюрина Татьяна Валерьевна
м.т. 8(920)0445810
Научный сотрудник
Ломовская Александра Степановна
д.т. 7-40-06
г. Саров 2015 г.
Тема
Животные мира родного края
Цели деятельности учителя
Cформулировать представления о животных нашего края; определения границ знания и «незнания»; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока
Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с картой, организовывать рабочее место.
Познавательные: умение извлекать информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения и выводы.
Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, работать в малых группах.
Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: положительно относится к учению, к познавательной деятельности, проявлять интерес к природе родного края.
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельно- сти
Звучит песня (слова О. Высотской, музыка В. Локтева):
Посмотри, как все
красиво,
Посмотри – простор
какой!
Точно мать, склонилась
ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка желтым
глазом
Смотрит солнышку
в лицо…
Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина – Россия
Хорошеет с каждым
днем…
– Вы – маленькие граждане большого государства, имя которому – Россия. Но в состав нашей большой страны входят разные республики, края, автономные округа и области.
– Какой он, наш край?
– Что окружает нас?
– Вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.
Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
II. Актуализа-
ция опорных
знаний
- В нашем крае много животных.
-Каких животных вы знаете?
-Почему количество животных на нашей планете уменьшается?
-Как мы с вами можем, и наше государство может помочь животным?
-А каких животных нашего края вы знаете?
-Мы с вами находимся, сегодня в музее и наш урок будет посвящен животным нашего края.
- В нашей стране принят закон об охране животного мира. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 г. и называлась Красная книга СССР. Спустя 6 лет появилось второе издание, более полное. Был значительно расширен круг животных, нуждающихся в охране. Кроме млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий в нее были включены рыбы, насекомые, моллюски и даже черви. Редкими стали белый медведь, морж, уссурийский тигр, бобер, соболь, орел-беркут, фламинго, журавль, лебедь, розовая чайка и другие. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера, степи – это дом.
Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В нашей стране около 90 различных заповедников. Часть нашего города граничит с Мордовской областью и там находится заповедник.
- Какой заповедник находится рядом с нами? (Мордовский)
-Что вы знаете о нём? См. приложение 1.
-А теперь давайте на линейке знаний отметим , что мы знаем по данной теме.
Отвечают на вопросы
Фронтальная.
Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга,
строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
III. Изучение нового материала
-У нас на уроке присутствует экскурсовод Александра Степановна.
Рассказ о «Красной книге» и ее демонстрация. См. Приложение 2
Рассказ о животных: нашего края. См. Приложение 3.
Дети читают текст и находят в нём ошибки. Отвечают на вопрос.
Фронтальная, индивидуальная
Физкульминутка см. приложение 4.
IV. Практическая деятельность
-А сейчас проверим, как вы внимательно слушали на уроке.
- Вам нужно определить животного по его описанию.
- Живут в водоёмах, хатках. Строят плотины, питаются растительной пищей. Имеют ценный мех. (Бобры) Работа в группе1 группа.
- Этого зверька называют «живым ископаемым». Представители этой группы жили за 30 миллионов лет назад до наших дней. У него вытянутый хоботком носик, пузатенькое тельце, на всех лапках. Хорошо развитые плавательные перепонки, ускоряющие движение в воде. (Выхухоль)
- Настоящий лесной великан. Медленно, величественно бродит он среди деревьев и кустарников. Его корм - молодые веточки и кора. (Лось)2 группа:
- У этого животного кисточки на ушах - это не просто украшение, а своеобразная антенна, которая помогает животному слышать даже самые тихие звуки. Если кисточки отрезать, то слух у него сразу притупляется. (Рысь)
-Питается растительностью, живет под кустами. Меняет шубку. Зимой белый, а летом серый. (Заяц)3 группа:
- У этого зверька очень хороший слух. Как только она услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро, быстро раскапывает снег и хватает добычу. Особенно это относится к зимнему периоду, когда она живёт в первую очередь охотой на полёвок: зверь, учуяв под снежным покровом грызуна, прислушивается к его пискам или шорохам, а потом быстрыми прыжками ныряет под снег, или разбрасывает его лапами, пытаясь поймать добычу. Этот способ охоты получил название мышкование. (Лиса)
-Живет на сосне, питается семенами из шишек сосны, желудями, орехами, ловит жуков, бабочек, при случае разоряет птичьи гнёзда. Меняет окраску. Делает запасы на зиму. (Белка)
4 группа:
- Широкая и могучая передняя часть туловища, выступающий горб на спине, острые небольшие рога. И всё это впечатляющее телосложение покрыто густой длинной, жесткой шерстью. Кроме физической силы, природа не наделила его отличным слухом, и ещё хуже обстоят дела со зрением. (Зубр)
- Это зверь типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Живет в логове в овраге, питается всеми мелкими животными. Охотится стаей. (Волк)
Работа с пословицами.
Каждой группе нужно составить пословицу призыв об охране природы и оформить плакат.
1 группа:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца.
2 группа:
Охранять природу – значит охранять Родину.
3 группа:
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
4группа:
Природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Проверка:
Вывод:
- Многое делается в нашей стране по охране животных. Принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки.
- Но беречь надо всех животных, тогда погуляв в лесу или на лугу и вернувшись, домой, вы сможете рассказать о них другим людям.
Фронтальная, групповая
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения
V. Итоги
урока.
Рефлексия
– над какой темой работали?
– Какая информация показалась для вас значимой?
Почему?
-Что нового узнали?
- Как вы думаете, вы больше узнали о животных. На сколько. Покажите на линейке знаний.
– Какие задания вызвали затруднения? Почему?
– какие задания не вызвали затруднений при их выполнении?
– Как оцениваете свою деятельность?
Смайлик
Отвечают на вопросы
Фронтальная
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Расширение кругозора.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение, презентацию о животном нашего края . Желающие – викторину.
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Приложение 1.
Мордовский заповедник, расположен в междуречье Мокши и ее правого притока Сатиса, на Окско-Клязьминской равнине, в Мордовии, близ города Темников. Основан в 1936 году.
Животный мир представлен 59 видами млекопитающих, 194 видами птиц, 10 видами земноводных, 6 видами пресмыкающихся, 29 видами рыб. В заповеднике обитают 12 видов хищников-бурый медведь, европейская норка, лесная куница, выдра, рысь; 5 видов парнокопытных-косуля, лось, зубр. Грызунов 22 вида- бобр, лесная мышовка, желтогорлая мышь. Рукокрылых 8 видов-ночница, ушан. Обычные зайцы, встречается выхухоль. Из птиц-черный аист, лебедь, серая утка, беркут, орлы. Из земноводных встречаются- тритоны, жабы, лягушки. А из пресмыкающихся 6 видов- уж, медянка, гадюка, ящерицы. Зарегистрировано 29 видов рыб, из которых наиболее распространены щука, окунь, золотой карась.
Приложение 2.
Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.
В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определенной территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесенные в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.
Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Приложение 3.
Выхухоль появилась на планете Земля очень давно, предполагают, что это произошло около тридцати миллионов лет назад; и была широко распространена по всей Европе. Но затем, в природном царстве что-то поменялось, и численность этих животных резко сократилась. Выхухоль – небольшой зверёк, принадлежащий семейству кротовых, отряд землеройкообразных. Длина ее тела составляет в среднем двадцать сантиметров. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый. Тело обтекаемой формы, облегчающей преодоление сопротивления воды. Шкурка зверька смазана жиром, и почти не намокает. Это очень актуально для животного, который «любит» воду. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба. Выхухоль любит полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами, головастиками, а также употребляет в пищу камыш, тростник, кувшинки. В рацион зверька входят около ста различных наименований животного и растительного происхождения. Завидный аппетит! В поисках пищи выхухоль не мечется по разным местам. Как правило, животное уткнет в ил свой длинный хоботок, и, используя силу передних ног, как бы «ходит на руках» по определенной территории. Ил при этом постоянно взрыхляет, копается в нём и захватывает добычу. Охотится выхухоль преимущественно по ночам, но бывают и дневные вылазки. Обычно днем она таится в своей многоярусной норе. Выхухоль – животное запасливое, помимо основной норы имеет и кладовочки, где хранит пищу.
Глядя на зубра, этакого великана из царства парнокопытных, думаешь, каким чудом богатырь попал в наше время из глубины веков? Зубр — крупнейшее животное среди млекопитающих. Его вес доходит до тонны. Бросается в глаза непропорциональное развитие передней и задней части животного. Передняя часть мощнее и выше. В глубокой древности зубры водились на западноевропейской территории (когда она была еще покрыта большими лесами). Зубр — это дикий бык с большой гривой. Вся его шея покрыта густой, длинной шерстью, что придает ему необыкновенно свирепый вид. Зубры убегают от человека, если завидят его издали, а если увидят его нечаянно вблизи, то с большой вероятностью могут броситься. Встреча с зубром опасна, спастись от него бегством почти невозможно. Его движения быстры, порывисты, и бег далеко не такой тяжелый, как у домашнего быка. Видят эти животные-богатыри плохо, но у них хорошо развиты обоняние и слух. Зубры очень выносливы и сильны, несмотря на крупные габариты, умеют великолепно прыгать и плавать. Барьеры, препятствия для них – не проблема. Были предприняты попытки обратить зубра в домашнее состояние, но они не удались: животное очень дико и так сильно, вооружено такими опасными рогами, что справляться с ним трудно. В своё время в Царскосельском зверинце долгое время содержалось несколько зубров. Маленькие зубрята появляются на свет в начале лета или в конце весны. После рождения молоко матери для них пища.
Приложение 4.
Дети по лесу гуляли
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)