kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка».(слайд 1)

 

Вид урока: Изучение нового материала.

Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой.

Цели:

 раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Задачи:

 продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;

воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, свеча, магнитофон.

Эпиграф к уроку:

Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол рвануло бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить да жить на белом свете - я в ответе.

(Сергей Островой)(слайд 3)

 

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

     - Здравствуйте, дети!  Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением.

     - Поднимите руку те, кому нравится общаться с одноклассниками.

     - Посмотрите на слайд 1, прочитайте тему урока и подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

2.Актуализация знаний.

    -  Прочитайте наизусть стихи Есенина (2-3ч.)

    - Прочитайте эпитеты и олицетворения, которые выписали дома.

Работа в парах. (Взаимопроверка со слайда 2).

3. Постановка учебной задачи.

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С.А.Есенина.

  1) -   Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

    И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

2) (Рассказ о Есенине)    (Слайды 4)

 -  Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?

  -Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (научиться выразительно читать стих., находить в нём красивые слова).

4.Изучение нового материала.

   1)Подготовка восприятия учащихся.

  а)  - Видели ли вы когда-нибудь лебедя? Какой вам показалась эта птица?

   - Чем необыкновенны, удивительны лебеди? (слайд 5)

  б)- Сегодня мы прочитаем одно из моих любимых стихов Сергея Есенина «Лебёдушка».

        Написано оно белым слогом. Но до того этот слог звучный, что, кажется, это не стих, а шелест звуков, и сам Есенин читал бы его нежно и раздольно.

   2)Работа над произведением. Чтение стихотворения учителем.

   а) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - Взволновало ли оно вас?

       - Какую картину вы нарисовали в своём воображении?

      - Кого противопоставил поэт лебеди? - Каков орёл? (слайд 6)

            - 2 -

 

Физкультминутка.

 

б) Работа в группах. (по рядам)

 

       - Прочитайте стихотворение про себя.  (слайд 7)

      Задание 1 группе: - Найдите в тексте сложные слова, которые состоят из двух слов,

содержат 2 корня.

    Задание 2 группе: - Найдите в тексте устаревшие формы глаголов на -ся.

   Задание 3 группе: - Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффикса-

                                      ми. Выпишите их в тетрадь.

  в)  Проверка в парах.   (слайд 8)

                                                          1 ряд.

            Златотканые, белоснежная, тихозвонные, чужедальние; огоньки-лучи, трава-муравушка, бегали-резвилися.

                                                         2 ряд.

            Шепталися, осыпалися, скрывалася, резвилися, грелася, притаилася, встрепенулася,

собралися, схоронилися, впилися.

                                                          3 ряд.

           Зорюшка, солнышко, зоренька, лебёдушка, лебежатушки, детушки.

  г) Музыкальное прослушивание.

       - Сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». (прослушивание)

  • Какие эпизоды стихотворения созвучны с музыкой? (выборочное чтение)
  • Озаглавьте их, используя выражения из текста. (словесное рисование)

(Подымалась красна-зорюшка; выплывала белоснежная Лебёдушка; надвигалась туча чёрная.)

- Зачем автор использует эти выражения? (Они делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной).

 

д) Выразительное чтение стихотворения (2-3)ч.

Гимнастика для глаз.

е ) Торжественный ритуал.

     - Ребята, я предлагаю поразмышлять. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к стихотворению, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Но прежде чем вы начнёте, давайте проведём торжественный ритуал: зажжём свечу. Пусть её огонь дарит вам живую творческую мысль. (Звучит спокойная музыка, зажигается свеча, передаётся из рук в руки, устанавливается на видном месте).

ж)Самостоятельная работа в тетради.

     Проверка. Вопросы:

  • Какое чувство раскрылось в поступке Лебёдушки? (чувство любви, самоотверженности, самопожертвования)
  • Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор? (образ мамы)
  • А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (она их любит, это частичка её самой)
  • Как вы относитесь к Лебёдушке? (меня трогает эта преданность своим детям)

 

    з)Творческая работа.

   - Какой отрывок понравился больше всего? Я предлагаю пофантазировать, придумать счастливый конец и сделать к нему иллюстрацию.

      Самостоятельная работа. Выставка работ.

            - 3 -

 

 

    и) Групповая дискуссия.

        - Давайте сделаем вывод, с помощью чего можно передавать свои чувства?

          (Наши чувства можно передавать не только словами, но и при помощи музыки, красок)

5.Итог урока.

     - Ребята, как вы считаете, с какой целью Есенин написал это стихотворение?

     Выберите подходящий ответ и аргументируйте его.   ( слайд 9)

  • Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;
  • чтобы привлечь внимание к красоте природы;
  • чтобы вызвать взаимное сопереживание;
  • чтобы передать свою грусть.

6.Рефлексия урока. (слайд 10)

 - Чем вас поразил урок?

 - О чём заставил задуматься?

 - Чему вы научились на уроке?

 - Довольны ли вы своей работой на уроке?

Возвратимся к эпиграфу урока. (слайд 3)

   - Как вы понимаете эти слова? Какую главную мысль унесёте вы с урока?

(Мы в ответе за всё живое на нашей планете. А. де Сент - Экзюпери)

 - Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!

Спасибо за работу.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению в 4 классе »

Урок литературного чтения

по программе «Школа России», 4 класс, авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова


Тема: Сергей Александрович Есенин «Лебёдушка»


МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»



Доценко Елена Тимофеевна,

учитель начальных классов





























- 1 -



Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка».(слайд 1)

Вид урока: Изучение нового материала.

Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой.

Цели:

раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Задачи:

продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;

воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, свеча, магнитофон.

Эпиграф к уроку:

Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол рвануло бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить да жить на белом свете - я в ответе.

(Сергей Островой)(слайд 3)


Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, дети! Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением.

- Поднимите руку те, кому нравится общаться с одноклассниками.

- Посмотрите на слайд 1, прочитайте тему урока и подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

2.Актуализация знаний.

- Прочитайте наизусть стихи Есенина (2-3ч.)

- Прочитайте эпитеты и олицетворения, которые выписали дома.

Работа в парах. (Взаимопроверка со слайда 2).

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С.А.Есенина.

1) - Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

2) (Рассказ о Есенине) (Слайды 4)

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (научиться выразительно читать стих., находить в нём красивые слова).

4.Изучение нового материала.

1)Подготовка восприятия учащихся.

а) - Видели ли вы когда-нибудь лебедя? Какой вам показалась эта птица?

- Чем необыкновенны, удивительны лебеди? (слайд 5)

б)- Сегодня мы прочитаем одно из моих любимых стихов Сергея Есенина «Лебёдушка».

Написано оно белым слогом. Но до того этот слог звучный, что, кажется, это не стих, а шелест звуков, и сам Есенин читал бы его нежно и раздольно.

2)Работа над произведением. Чтение стихотворения учителем.

а) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - Взволновало ли оно вас?

- Какую картину вы нарисовали в своём воображении?

- Кого противопоставил поэт лебеди? - Каков орёл? (слайд 6)

- 3 -


Физкультминутка.


б) Работа в группах. (по рядам)


- Прочитайте стихотворение про себя. (слайд 7)

Задание 1 группе: - Найдите в тексте сложные слова, которые состоят из двух слов,

содержат 2 корня.

Задание 2 группе: - Найдите в тексте устаревшие формы глаголов на -ся.

Задание 3 группе: - Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффикса-

ми. Выпишите их в тетрадь.

в) Проверка в парах. (слайд 8)

1 ряд.

Златотканые, белоснежная, тихозвонные, чужедальние; огоньки-лучи, трава-муравушка, бегали-резвилися.

2 ряд.

Шепталися, осыпалися, скрывалася, резвилися, грелася, притаилася, встрепенулася,

собралися, схоронилися, впилися.

3 ряд.

Зорюшка, солнышко, зоренька, лебёдушка, лебежатушки, детушки.

г) Музыкальное прослушивание.

- Сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». (прослушивание)

  • Какие эпизоды стихотворения созвучны с музыкой? (выборочное чтение)

  • Озаглавьте их, используя выражения из текста. (словесное рисование)

(Подымалась красна-зорюшка; выплывала белоснежная Лебёдушка; надвигалась туча чёрная.)

- Зачем автор использует эти выражения? (Они делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной).


д) Выразительное чтение стихотворения (2-3)ч.

Гимнастика для глаз.

е ) Торжественный ритуал.

- Ребята, я предлагаю поразмышлять. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к стихотворению, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Но прежде чем вы начнёте, давайте проведём торжественный ритуал: зажжём свечу. Пусть её огонь дарит вам живую творческую мысль. (Звучит спокойная музыка, зажигается свеча, передаётся из рук в руки, устанавливается на видном месте).

ж)Самостоятельная работа в тетради.

Проверка. Вопросы:

  • Какое чувство раскрылось в поступке Лебёдушки? (чувство любви, самоотверженности, самопожертвования)

  • Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор? (образ мамы)

  • А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (она их любит, это частичка её самой)

  • Как вы относитесь к Лебёдушке? (меня трогает эта преданность своим детям)


з)Творческая работа.

- Какой отрывок понравился больше всего? Я предлагаю пофантазировать, придумать счастливый конец и сделать к нему иллюстрацию.

Самостоятельная работа. Выставка работ.

- 4 -



и) Групповая дискуссия.

- Давайте сделаем вывод, с помощью чего можно передавать свои чувства?

(Наши чувства можно передавать не только словами, но и при помощи музыки, красок)

5.Итог урока.

- Ребята, как вы считаете, с какой целью Есенин написал это стихотворение?

Выберите подходящий ответ и аргументируйте его. ( слайд 9)

  • Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

  • чтобы привлечь внимание к красоте природы;

  • чтобы вызвать взаимное сопереживание;

  • чтобы передать свою грусть.

6.Рефлексия урока. (слайд 10)

- Чем вас поразил урок?

- О чём заставил задуматься?

- Чему вы научились на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Возвратимся к эпиграфу урока. (слайд 3)

- Как вы понимаете эти слова? Какую главную мысль унесёте вы с урока?

(Мы в ответе за всё живое на нашей планете. А. де Сент - Экзюпери)

- Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!

Спасибо за работу.





Литература:

  • Автобиография С.А.Есенина.

  • С.А.Есенин «Избранные сочинения» (Москва. Художественная литература 1983г.)

  • Учебник «Родная речь» 2 часть.









- 4 -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Автор: Доценко Елена Тимофеевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства