I.Организационный момент и мотивация учебной деятельности. Мы начинаем урок чтения. Каждый урок-это путешествие в мир знаний. Какой багаж унесёте вы с урока? Это зависит от вас. Будьте внимательны, и тогда урок принесёт большую пользу. II.Актуализация опорных знаний. Ребята, посмотрите на доску, к нам в гости пришёл Буратино с корзинками для букв, но растерялась. Не знает в какую корзинку положить буквы. (корзинки синего, зелёного и красного цвета). Как вы думаете, мы с вами сможем ему помочь? Давайте сначала назовём хором все буквы. На какие две группы можно их разделить? (гласные и согласные) Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, не встречают преграду, тянутся, произносятся голосом) А в какую корзинку мы их положим, красную или синюю с зелёным? Почему? (красную, потому что схематически гласные звуки обозначаются красным, дети складывают все гласные в красную корзинку) Какие остались на доске? (согласные) Назовите признаки согласных звуков. ( Согласные встречают преграду, не поются, трещат, шумят, жужжат). В какую корзинку мы их положим? Почему? (Во вторую, потому что согласные бывают твёрдыми и мягкими) Положите их в корзинку. Спасибо вам за помощь. Буратино пойдёт к себе домой с полными корзинками. III. Постановка учебно-практической задачи. Слушайте внимательно и помогайте мне в следующем стихотворении: Фонетическая зарядка. Не скажу я никому, Почему Тигры рычат: Р-р-р-р (Как?) Вороны кричат: Кар-кар-кар Кони храпят: Хр-хр-хр Ставни скрипят: Скр-скр-скр Чтоб научить всех ребят трудное рррррр выговаривать! Кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня работать? (звук (р)) IV. Открытие нового знания. Работа по учебнику. Откройте букварь с.66. Звуковой анализ слов «рысь», «речка». -Отгадайте загадку: Меньше тигра, больше кошки, Над ушами- кисти-рожки С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! Кто это? (рысь) Это хищник. Он живёт в лесу и питается другими животными. Очень опасен. Рассмотрите рисунок и схему под ним. Работать будем в парах. Надо составить звукобуквенную модель слова «рысь», используя разноцветные квадраты. Сначала, давайте вспомним с чего мы начинаем работу. (Алгоритм: Определяем количество звуков.) Сколько звуков в слове? (три) Рассматриваем каждый звук. Как характеризуем? (гласный или согласный; если согласный, твёрдый, то обозначаем синим, если мягкий, обозначаем зелёным, если гласный, то красным) Приступайте к работе. (Чья пара первая составит схему, выкладывает на доске) Проверка: Назовите слово, выделяя первый звук.(ррррысь) Дайте характеристику этому звуку.(Согласный, твёрдый -обозначаем синим) Назовите второй звук.(рыыысь, гласный-красным) Назовите третий звук. (Рыссссь, согласный, мягкий – зелёным) Молодцы. Отгадайте следующую загадку: Течёт, течёт -не вытечет, Бежит, бежит -не выбежит. (речка) Сколько звуков в слове? (пять) Выделите первый звук. (ррррь) Дайте характеристику. (Согласный, мягкий) Так какие звуки обозначает буква Эр? (р), (рь) Конструирование буквы Р. Посмотрите внимательно на букву Р. Буква Р - на мачте парус, Вдаль плывёт, небес касаясь. На что похожа эта буква? (на мачту от корабля, на флаг) Работа в группах (четвёрках). На парте лежат конверты, в них буква р рассыпалась, соберите букву. Чья группа быстрей. (Все буквы размещаем на доске) Молодцы. Все справились с заданием. V. Физминутка. Как живёшь?- Вот так! Как идёшь?- Вот так! Как бежишь? - Вот так! Ночью спишь?- Вот так! Как берёшь?- Вот так! Как даешь?- Вот так! Как шалишь?- Вот так! Как грозишь?- Вот так! Печатаем букву Р. А теперь печатаем букву Р. Рассмотрите печатные буквы в учебнике. Какая буква слева? (заглавная). Посмотрите, как я напечатаю на доске. Высота буквы в две клеточки, поэтому обводим две левые стороны и заворачиваем вверху, делая закругление в одной клеточке. Напечатайте в тетрадях для печатания три заглавных буквы Р через клеточку. Какая буква напечатана справа? (строчная) Чем отличается от заглавной? (высотой) Напечатайте три строчных буквы р. Коллективная работа. Хоровое чтение слогов, слов с буквой Р. (Презентация «Электронный букварь») Посмотрите на интерактивную доску. Сейчас будем читать слоги с буквой р. Что надо сделать прежде, чем прочитать букву согласного? (посмотреть на следующую за ней букву гласного) Что нам подсказывает буква а, о,у,э,ы? Как должна читаться буква Р? Твёрдо или мягко? Почему? Читаем хором: ра, ро, ру, рэ, ры. На что указывает я, е, ё, ю, и.(на мягкость р) Читаем: ря, ре, рё, рю, ри. У мамы Рома. Что мы сейчас прочитали? (предложение) А как вы определили? (начало написано с большой буквы, в конце точка и мы понимаем о чём говорится т.е. имеет смысл) Какие ещё слова написаны с большой буквы? (Рома) Почему? (Имя мальчика) Рома мал. Мама умыла Рому. Рома мил. VI.Физминутка. VI.Работа по учебнику. Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело». Прочитайте название рассказа. Кто автор? Чтение хорошо читающим учащимся - с.67. Кто герой рассказа? Что вы о нём узнали? Как вы относитесь к поступку Алёши? Почему? Как вы думаете, чем закончилась эта история? Чтение учителем продолжения рассказа. Почему Алёша решил опять пойти в школу? Кто помог ему принять это решение? Почему вы ходите в школу? VI.Рефлексия. Наш урок подошёл к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? С какой буквой познакомились? (Буквой Р) Какие звуки она обозначает? (р, рь) У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок. Зелёный - Я справился. Урок понравился. Я доволен собой. Жёлтый - Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился. Красный - Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь. | Цель: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности. Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные УУД: Готовность к обучению, отношение к учению. Цель: организовать выполнение учащимися учебного действия. Познавательные (логические) УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. Цель: организовать постановку цели урока. Цель: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы Познавательные УУД: использование знаково-символических средств (схемы звуков); Цель: организовать составление совместного плана действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текстов; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Познавательные УУД: находить в тексте учебную необходимую информацию. Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |