Конспект урока по литературному чтению "Мягкий знак в конце и середине слова"
Конспект урока по литературному чтению "Мягкий знак в конце и середине слова"
Конспект урока по литературному чтению (букварный период) разработан для первоклассников. Урок содержит различные виды работ - образование новых слов, составление звуковых схем слова, чтение стихотворений, игры на развитие фонематического слуха и внимательности, работу в парах и взаимопроверку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Мягкий знак в конце и середине слова"»
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: книгопечатная продукция:, технические средства: компьютер, презентация «Буква ь», карточки для групповой и индивидуальной работы, схемы для звуковых моделей.
Цель: знакомство с буквой ь, с ее ролью в словах.
Виды планируемых учебных действий
Предметные Д
Учебно-языковые умения:
- определять роль гласных букв и ь при обозначении мягкости согласного звука
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- правильно выстраивать предложения при устных ответах;
- объяснять лексическое значение слова
Метапредметные
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать тему и цель урока;
- работать по предложенному плану;
- различать способ и результат действия
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться друг с другом при работе в паре и группе
Личностные УУД
- формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;
- проявлять учебную и коммуникативную активность
Планируемый уровень достижений, результатов, обучения
Выделяют общие признаки звуков и букв; правильно называют буквы русского алфавита;
производят звуко-буквенный анализ слов;
умеют определять роль буквы ь в словах русского языка;
находят способ выяснения значения новых слов.
Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт или информацию с урока.
Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, проговаривают последовательность действий на уроке, отличают верно выполненное задание от неверного.
Вступают в беседу на уроке, высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; слушают и понимают речь других; сотрудничают в паре .
Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности; делают самооценку своим поступкам
I Орг.момент
II Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их.
- Садитесь. Начинаем урок обучения грамоте.
-Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.
Дыхательная гимнастика:
-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;
- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;
- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки
Напомните, какие гласные стоят в верхнем ряду нашей ленты? А в нижнем?
2. Актуализация знаний
На экране:
-
- Внимательно посмотрите и прочитайте написанное здесь слово.
- Что такое карусель?
- Как она движется?
Сможете найти слово внутри слова?
Рак, ура, лес, ель. Молодцы!
- Внимательно посмотрите на слово, объедините изученные буквы в 2 группы. Обоснуйте свой ответ.
1 группа: согласные( к, р, с, л)
2 группа: гласные (а.у.е).
- Какую гласную можно выделить отдельно? Почему?
- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?
- Скажите, почему не включили ни в одну группу букву, которая стоит последней в слове карусель?
- Вы знаете, как она называется?
- На основе наших рассуждений сформулируем тему урока.
3. Целеполагание.
- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. )
- познакомить с ь;
- узнать, какую роль выполняет ь;
- Учиться читать слова с ь.
4. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, пришла пора запустить нашу карусель. Будьте очень внимательны, думайте, слушайте, рассуждайте.
На доске две схемы.
У меня есть такое слово:
- К какой схеме отнесём это слово? Почему?
- А что нужно сделать, чтобы во втором случае звук л произносился мягко?
- Добавляем:
- Сколько теперь букв в слове мель? (4)
- А сколько звуков? (3)
- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)
- Мягкий знак это буква? (да)
- Докажите. Запишите эти слова в тетрадь для печатания. У доски поработайте , запишите, сколько букв, сколько звуков.
- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак?
( указывает на мягкость предшествующего согласного)
Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!
- Но это ещё не всё.
- Что меняется в слове с появлением в нём ь? ( лексическое значение).
5. Знакомство с буквой.
Показ буквы.
Стихотворение о букве.
Работа по Букварю стр.142. Читает ученик.
Какую букву не знает олень? Что бы вы ему посоветовали? Вместе с нами олень сегодня выполнит все задания и научится читать правильно.
- А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах лежат разноцветные квадраты . С помощью отрывания смастерите букву ь.
- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей) На Р, на ы, на сапожок, капельку.
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
6. Физкультурная пауза. Хомка – хомячок.
7. Первичное закрепление изученного материала.
- Мягкий знак – фокусник.
Посмотрите на слова стр. 143. Вместе с соседом по парте поработайте. 1 вариант – найдите сходства двух слов- верхнего и нижнего. 2 вариант – отличия. Какие сходства – отличия вы нашли?
Смотрим на экран - шест – шесть, банка – банька, мел – мель, угол – уголь, полка – полька, галка-галька. Можно предположить, что мягкий знак – волшебник? Да, он меняет слова, превращает один предмет в другой.
Тут снова понадобится помощь и совет соседа по парте. На столе карточки. Придумайте начало:
Работа с текстом. Ребята, в начале урока мы прочитали шуточное стихотворение про оленя, который не знал букву ь. Пора оленю возвращаться в лес. Он приглашает нас вместе с ним – посмотреть, как он живет. Какой он на самом деле. На столах у вас тексты.
Прочитаем вполголоса каждый сам себе.
Олень.
Ходит по лесу красавец - олень. У него большие сильные рога. Олень любит траву, ветки деревьев, каштаны и жёлуди. Ищет олень соль. Мальчики насыпали соль на пень в лесу. Олень придет сюда. А летом в жаркие дни прячется олень в тени деревьев. Как красив лесной великан! Не шумите в лесу, не пугайте животных!
Ответьте на вопросы:
Где живет олень,
Чем он питается?
Что любит олень? Почему?
Хороший ли поступок совершили мальчики?
Как нам посоветовали вести себя в лесу? Почему?
12. Вторичное закрепление знаний.
- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово.
Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. (После того как дети сделают, Взаимопроверка)
13.
- Наше путешествие завершается. Мы познакомились с ь, справились со всеми заданиями, но давайте вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока..
- Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.
- Что ещё нового вы узнали?
- С каким настроением вы завершаете урок ? Встаньте те, у кого настроение отличное. А теперь те, у кого настроение не очень хорошее.
- Мне было очень приятно работать с вами. Скоро приближается день, когда мы завершим знакомство с буквами. Давайте споем песенку «33 родных сестрицы».