kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Мягкий знак в конце и середине слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению (букварный период)  разработан для первоклассников. Урок содержит различные виды работ - образование новых слов, составление звуковых схем слова, чтение стихотворений, игры на развитие фонематического слуха и внимательности, работу в парах и взаимопроверку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Мягкий знак в конце и середине слова"»

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: книгопечатная продукция:, технические средства: компьютер, презентация «Буква ь», карточки для групповой и индивидуальной работы, схемы для звуковых моделей.

Цель: знакомство с буквой ь, с ее ролью в словах.

Виды планируемых учебных действий

Предметные Д

Учебно-языковые умения:

- определять роль гласных букв и ь при обозначении мягкости согласного звука

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:

- правильно называть буквы русского алфавита.

- правильно выстраивать предложения при устных ответах;

- объяснять лексическое значение слова

Метапредметные

Познавательные УУД

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать тему и цель урока;

- работать по предложенному плану;

- различать способ и результат действия

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться друг с другом при работе в паре и группе

Личностные УУД

- формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;

- проявлять учебную и коммуникативную активность

Планируемый уровень достижений, результатов, обучения

Выделяют общие признаки звуков и букв; правильно называют буквы русского алфавита;

производят звуко-буквенный анализ слов;

умеют определять роль буквы ь в словах русского языка;

находят способ выяснения значения новых слов.

Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт или информацию с урока.

Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, проговаривают последовательность действий на уроке, отличают верно выполненное задание от неверного.

Вступают в беседу на уроке, высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; слушают и понимают речь других; сотрудничают в паре .

Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности; делают самооценку своим поступкам






























I Орг.момент

II Мотивация к учебной деятельности.


- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их.

- Садитесь. Начинаем урок обучения грамоте.

-Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

Дыхательная гимнастика:

-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;

- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;

- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки


Напомните, какие гласные стоят в верхнем ряду нашей ленты? А в нижнем?


2. Актуализация знаний


На экране:

-

- Внимательно посмотрите и прочитайте написанное здесь слово.

- Что такое карусель?

- Как она движется?

Сможете найти слово внутри слова?

Рак, ура, лес, ель. Молодцы!


- Внимательно посмотрите на слово, объедините изученные буквы в 2 группы. Обоснуйте свой ответ.

1 группа: согласные( к, р, с, л)

2 группа: гласные (а.у.е).

- Какую гласную можно выделить отдельно? Почему?

- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?

- Скажите, почему не включили ни в одну группу букву, которая стоит последней в слове карусель?

- Вы знаете, как она называется?

- На основе наших рассуждений сформулируем тему урока.


3. Целеполагание.


- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. )

- познакомить с ь;

- узнать, какую роль выполняет ь;

- Учиться читать слова с ь.


4. Создание проблемной ситуации.


- Ребята, пришла пора запустить нашу карусель. Будьте очень внимательны, думайте, слушайте, рассуждайте.


На доске две схемы.

У меня есть такое слово:


- К какой схеме отнесём это слово? Почему?


- А что нужно сделать, чтобы во втором случае звук л произносился мягко?

- Добавляем:


- Сколько теперь букв в слове мель? (4)


- А сколько звуков? (3)


- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)


- Мягкий знак это буква? (да)


- Докажите. Запишите эти слова в тетрадь для печатания. У доски поработайте , запишите, сколько букв, сколько звуков.


- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак?


( указывает на мягкость предшествующего согласного)


Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!

- Но это ещё не всё.

- Что меняется в слове с появлением в нём ь? ( лексическое значение).


5. Знакомство с буквой.

Показ буквы.

Стихотворение о букве.

Работа по Букварю стр.142. Читает ученик.

Какую букву не знает олень? Что бы вы ему посоветовали? Вместе с нами олень сегодня выполнит все задания и научится читать правильно.


- А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах лежат разноцветные квадраты . С помощью отрывания смастерите букву ь.


- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей) На Р, на ы, на сапожок, капельку.


Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.



6. Физкультурная пауза. Хомка – хомячок.



7. Первичное закрепление изученного материала.


- Мягкий знак – фокусник.


Посмотрите на слова стр. 143. Вместе с соседом по парте поработайте. 1 вариант – найдите сходства двух слов- верхнего и нижнего. 2 вариант – отличия. Какие сходства – отличия вы нашли?

Смотрим на экран - шест – шесть, банка – банька, мел – мель, угол – уголь, полка – полька, галка-галька. Можно предположить, что мягкий знак – волшебник? Да, он меняет слова, превращает один предмет в другой.


Тут снова понадобится помощь и совет соседа по парте. На столе карточки. Придумайте начало:


- - нь - - ль

- - нь - - ль

- - нь - - ль

- - нь - - ль мель, щель, лань, лень, конь, линь, тень,

- - нь - - ль нуль, пень соль, моль, роль, пыль, боль


- Какие звуки слышим на конце слов?

- Что с ними произошло?

- Так для чего нам нужен мягкий знак? (чтобы мягко произносить согласный звук)


МЯГКИЙ ЗНАК, МЯГКИЙ ЗНАК-

Без него нельзя никак!

Без него не написать: 30,20,10, 5.

Вместо 6 получим ШЕСТ,

Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ,

Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,

УГОЛКАМИ УГОЛЬКИ,
БАНКА в БАНЬКУ превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Ь в словах писать.


Физминутка.

Я буду называть слова. Если в словах есть мягкий знак, вы хлопайте в ладоши. Будьте внимательнее.

Сок, боль, день, огоньки, листок, олень, лак, лось, речка, пень, кольцо, ноль, щель, коньки, дым.


Работа с текстом. Ребята, в начале урока мы прочитали шуточное стихотворение про оленя, который не знал букву ь. Пора оленю возвращаться в лес. Он приглашает нас вместе с ним – посмотреть, как он живет. Какой он на самом деле. На столах у вас тексты.

Прочитаем вполголоса каждый сам себе.



Олень.

Ходит по лесу красавец - олень. У него большие сильные рога. Олень любит траву, ветки деревьев, каштаны и жёлуди. Ищет олень соль. Мальчики насыпали соль на пень в лесу. Олень придет сюда. А летом в жаркие дни прячется олень в тени деревьев. Как красив лесной великан! Не шумите в лесу, не пугайте животных!


Ответьте на вопросы:

  1. Где живет олень,

  2. Чем он питается?

  3. Что любит олень? Почему?

  4. Хороший ли поступок совершили мальчики?

  5. Как нам посоветовали вести себя в лесу? Почему?


12. Вторичное закрепление знаний.


- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово.


Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. (После того как дети сделают, Взаимопроверка)


13.

- Наше путешествие завершается. Мы познакомились с ь, справились со всеми заданиями, но давайте вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока..

- Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.


- Что ещё нового вы узнали?


- С каким настроением вы завершаете урок ? Встаньте те, у кого настроение отличное. А теперь те, у кого настроение не очень хорошее.

- Мне было очень приятно работать с вами. Скоро приближается день, когда мы завершим знакомство с буквами. Давайте споем песенку «33 родных сестрицы».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Мягкий знак в конце и середине слова"

Автор: Соловьёва Елена Игоревна

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока  литературное чтение (обучения грамоте) "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie-obuchieniia-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "126871"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415218216"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie-obuchieniie-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "126878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415218945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Правописание числительных" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "121514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413987433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства