Конспект урока по чтению.
Тема: «Посмотри, как день прекрасен!»
Учитель: Алексенко Т.В.
Цель урока: Учащиеся получат возможность совершенствовать умение читать
выразительно, целыми словами.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить со стихотворением И. Мазнина «Посмотри, как день
прекрасен!», совершенствовать умение читать стихотворные произведения выразительно,
целыми словами, связно отвечать на вопросы по тексту.
Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию внимания, восприятия,
образного мышления, устной речи.
Воспитательные: Продолжить работу по воспитанию любви к природе.
Тип урока: Обучающий, знакомство с произведением И. Мазнина «Посмотри, как день
прекрасен!»
Оборудование: Учебник С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева, предметные картинки,
карточки со словарными словами
Словарь: «небосклон», «багряный», «рубины», «рдеть», «величавые», «пурпурный».
Ход урока:
№ Время Содержание Ответы детей (примечания)
1.
2.
5 мин
2 мин
2 мин
Организационный момент:
Создадим хорошее, дружелюбное
настроение. Улыбнитесь друг
другу, садитесь!
Руки?
Ноги?
Локти?
Спина?
Логопедическая минутка:
Ду-ду-ду...
Шо-шо-шо...
Не-не-не...
Ас-ас-ас...
Же-же-же...
Са-са-са...
Су-су-су...
1) Берестов В.Д.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
2) Е. Пименова
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.
3) Кристин Каст
На смену синим - фиолетовые
ночи,
Всё ярче сребрятся росы по
утрам.
Чуть жестче стали тёмные
травинки
На месте!
На месте!
У края!
Прямая!
Утром в школу я иду!
В школе очень хорошо!
Подарили ранец мне!
Здравствуй мой любимый класс!
Класс на первом этаже!
Залетела в класс оса!
Не боимся мы осу!3.
4.
5.
1 мин
5 мин
10 мин
И одуванчик головой к земле
припал...
О каком времени года я прочитала
вам стихотворения?
Постановка цели и задач урока
(мотивация учебной
деятельности):
Сегодня на уроке мы
познакомимся с новым
стихотворением об осени.
Прочитайте как оно называется и
кто автор стихотворения?
Актуализация знаний (проверка
домашнего задания)
- Какие еще стихотворения об
осени вы прочитали?
- Какое произведение читали
дома?
- Какие дары преподносит нам
природа осенью?
- Найдите в тексте и прочитайте.
- Прочитайте, с чем автор
сравнивает ивняк?
Почему автор называет реку
«желтолистая»?
Усвоение новых знаний:
1. Анализ осеннего пейзажа.
- Какое время года изображено?
- Что конкретно изображено на
этой картине?
- Опишите его.
2. Чтение стихотворения
«Посмотри, как день
прекрасен!» учителем.
- Как вы думаете, к какой части
стихотворения можно отнести эту
картину?
3. Словарная работа
Объяснение непонятных слов
(небосклон, багряный, рубины,
рдеть, величавые, пурпурный)
4. Анализ произведения.
а) – Что такое небосклон?
- Найдите и прочитайте, о каких
деревьях упоминается в
стихотворении. Почему о них
сказано, что они пылают и горят?
- Что значит «Багряный лист»? С
кем автор сравнивает листья?
Почему?
Прочитали стихотворения об осени.
«Посмотри, как день прекрасен!»,
автор И. Мазнин
«Песенка», «Осень», «Осеннее
наступление»
«Родное», автор М. Исаковский
«Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок»
«По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река»
Вода усыпана листьями.
Осень.
Осенний лес. Река.
Первый столбик стихотворения.
Небо.
Рябина, клен, ясень, дуб.
Потому что на деревьях листья
красные.
Красный. Жар-птицей.
Потому что листья яркие,
разноцветные.6.
7.
8.
3 мин
14 мин
3 мин
- С чем автор сравнивает ягоды
рябины?
- На что похожи листья дуба? Как
об этом сказано в стихотворении?
Прочитайте.
- О каких грибах упоминается в
стихотворении?
- Отчего «дубы с грустью смотрят
на грибы»?
- Какие краски преобладают в
осеннем лесу?
- Какое настроение вызывает у
вас это стихотворение? Почему?
Физ. минутка:
Мы листики осенние, На ветках
мы сидели,
Ветер дунул - полетели, И на
землю тихо сели.
Ветер снова набежал, И листочки
все поднял.
Закружились, полетели, И на
землю снова сели.
Чтение стихотворения детьми
«про себя».
1. Проверка понимания.
- Какая тема этого
стихотворения?
- Главная мысль стихотворения
- Чтобы написать такие красивые
стихи, мало просто любить
природу, надо быть еще и
наблюдательным.
- Я раздам вам листочки деревьев,
а вы должны их правильно
раскрасить.
2. Чтение стихотворения детьми
вслух.
3. Самооценка.
- Не было ли ошибок при чтении.
Рефлексия (закрепление).
- С каким стихотворением
познакомились?
- Какое настроение у вас
появилось от этого
стихотворения?
- О чем оно заставило задуматься?
Итог урока
Информация о домашнем
задании (выразительно читать
изученное стихотворение)
С рубинами.
На рыжие лисьи шубы.
«А на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих
Величавые дубы...»
Сыроежки, мухоморы.
Потому что скоро зима, грибы
засыплет снегом.
Желтые, красные, коричневые.
Грусть, печаль.
Осень.
Лес.
«Посмотри, как день прекрасен!»