Конспект урока окружающего мира, " Почва. Её состав и свойства" 3 класс
Конспект урока окружающего мира, " Почва. Её состав и свойства" 3 класс
Конспект урока окружающего мира " Почва. Её состав и свойства" 3 класс. В уроке используются ИКТ технология, а также групповая и проектной деятельности. Ребята самостоятельно выполняют в группах опыты и делают выводы.Учатся
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира, " Почва. Её состав и свойства" 3 класс »
Урок окружающего мира 3 класс.
Почва. Её состав и свойства.
Ход урока
Оргмомент. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал.
Проверка дом. задания.
-Какое вещество мы изучали на прошлых уроках? ВОДА
- Какую роль вода играет в жизни живых организмов? Представьте результаты своего мини исследования. Какой вывод мы можем сделать?
- Как люди охраняют, берегут воду?
Актуализация знаний учащихся.
Бьют меня ногами, Режут ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. (слайд2)
–– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, ……нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.(слайд3)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название? – Почва. – Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
Сообщение темы и цели урока.(слайд4)
– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства”
(слайд5)– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства почвы.
– Научные сотрудники работают по плану. План работы.
– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке. (слайд 6)
– Согласны? С чего начнем?
– Знаете ли вы, что такое почва?
– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.
Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?
IV. Изучение новой темы. Слайд7,8,
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.
Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Какие факторы влияют на образование почвы? Слайд9
– Что такое почва? Слайд 10 Найди определение в учебнике, сравните. с.64
Прочитайте следующий абзац. Что необходимо растениям для жизни? Чтобы узнать это изучим состав почвы.
Учебная лаборатория. Слайд 11
1-й опыт. Слайд12
– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
– Что заметили?
– Пузырьки.
– Сделайте вывод.
– В почве есть воздух.
– Впишите в таблицу.
2-й опыт. Слайд13
Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?В почве есть вода .
3-й опыт.
Через лупу рассмотрите почву.
– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
– Запишите свои наблюдения в таблицу.
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?
Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.(Дети записывают в таблицу "перегной")
Слайд14 Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Слайд15
Когда вода испаряется из почвы, мы видим белый налёт. Показать белый налёт на почве. Это минеральные соли.
(Слайд16)Вывод : в состав почвы входят ………….
VI. Физкультминутка.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.
Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? плодородие
– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
Слайд19
4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)
5-й опыт.
Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)
– А зимой? (Охлаждается)
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.
– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)
– Какими свойствами обладает почва?
– Какое свойство главное?
– Почему?
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)
– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.
Давайте подведем итог.
что такое почва?
какая почва называется плодородной?
чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.