kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира, " Почва. Её состав и свойства" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира " Почва. Её состав и свойства" 3 класс. В уроке используются ИКТ технология, а также групповая и проектной деятельности. Ребята самостоятельно выполняют в группах опыты и делают выводы.Учатся

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира, " Почва. Её состав и свойства" 3 класс »

Урок окружающего мира 3 класс.

Почва. Её состав и свойства.

Ход урока

Оргмомент. 
Вот звонок нам дал сигнал – 
Поработать час настал.

Проверка дом. задания.

-Какое вещество мы изучали на прошлых уроках? ВОДА

- Какую роль вода играет в жизни живых организмов? Представьте результаты своего мини исследования. Какой вывод мы можем сделать?

- Как люди охраняют, берегут воду?

Актуализация знаний учащихся.

Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (слайд2)

–– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, ……нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.(слайд3)

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

Сообщение темы и цели урока.(слайд4)

– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства

(слайд5)– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства почвы.

– Научные сотрудники работают по плану. План работы.

– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке. (слайд 6)

– Согласны? С чего начнем?

– Знаете ли вы, что такое почва?

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.

Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?

IV. Изучение новой темы. Слайд7,8,

Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Какие факторы влияют на образование почвы? Слайд9

– Что такое почва? Слайд 10 Найди определение в учебнике, сравните. с.64

Прочитайте следующий абзац. Что необходимо растениям для жизни? Чтобы узнать это изучим состав почвы.

Учебная лаборатория. Слайд 11

1-й опыт. Слайд12

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– Что заметили?

– Пузырьки.

– Сделайте вывод.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.

2-й опыт. Слайд13

Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? В почве есть вода .

3-й опыт.

Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?

Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.(Дети записывают в таблицу "перегной")

Слайд14 Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Слайд15

Когда вода испаряется из почвы, мы видим белый налёт. Показать белый налёт на почве. Это минеральные соли.

(Слайд16)Вывод : в состав почвы входят ………….

VI. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.



– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? плодородие

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

Слайд19

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)

5-й опыт.

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.

– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)

– Какими свойствами обладает почва?

– Какое свойство главное?

– Почему?

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)

– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. 
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. 
Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.

Давайте подведем итог.

  • что такое почва?

  • какая почва называется плодородной?

  • чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира, " Почва. Её состав и свойства" 3 класс

Автор: Мацькова Алла Александровна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация для урока окружающего мира " Почва. Её состав и свойства" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-pochva-ieio-sostav-i-svoistva-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420454475"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока окружающего мира на тему "Почва, ее состав и свойства""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemupochvaieiesostavisvoistva"
    ["file_id"] => string(6) "267393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450367299"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока на тему "Почва России""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_na_tiemu_pochva_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "364382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480525823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по познанию мира по теме "Почва. Значение почвы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-po-tiemie-pochva-znachieniie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "151524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420718729"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства