С Востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала давайте повторим условные обозначения на карте. - На что указывает цвет? (Цвет указывает где вода, а где суша) - Посмотрите на физическую карту России и скажите, какие еще цвета вы видите? (зеленый, желтый, коричневый, синий) - Рассмотрите внимательно схему (на слайде) Какие линии вы увидели в этой диаграмме? (сплошная и пунктирные) Что написано под сплошной линией? (моря и океаны) Эта линия называется уровень моря. Что находится ближе к уровню моря? (низменности) Каким цветом они обозначены? (зеленым) Что находится выше низменностей? (возвышенности и горы) Каким цветом они обозначаются? (желтым и коричневым) Отлично! Мы познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. Ну что, пора отправляться в путь! П-ов. Камчатка (солнце крепится над полуостровом Камчатка) Мы с вами на востоке России на полуострове Камчатка. (показать на карте) Откройте учебники на стр.50. Найдите полуостров на ваших картах. -Что вы скажите о поверхности полуострова? (по всему полуострову проходят горы) -Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. (фото) Какова его высота? (4688м.) (слайд с видами Камчатки) Вулканы Камчатки – Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов. Продолжим наше путешествие. Среднесибирское плоскогорье (солнце крепится над Среднесибирским плоскогорьем) -Где остановилось солнце? -Какие цвета присутствуют на этом участке? (зеленый, желтый, коричневый) -Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? -В словаре Ожегова есть точное толкование этого слова. …, прочитай пожалуйста. Давайте повторим определение хором. (на слайде фото) –Что вы можете сказать о поверхности? (много возвышенностей, холмов) В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: (схема на слайде) Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. Такая равнина называется возвышенностью. …, прочитай определение на слайде. Давайте хором повторим, что такое возвышенность. А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее на юг Сибири. Алтай и Саяны (солнце крепится над Алтаем) -Посмотрите на карту. Какая здесь земная поверхность? (Горы, потому что изображены темно-коричневым цветом) -Как называются горы? (Алтай и Саяны) -Что вы можете сказать о высоте гор, опираясь на цвет, которым они изображаются на карте? (это высокие горы) -Как называется самая высокая гора Алтая? (гора Белуха, высота 4506м.) Ребята, обратите внимание: Алтай входит в список Всемирного наследия! (фото) Продолжим наше путешествие? Западно-Сибирская равнина (солнце крепится над Западно-Сибирской равниной) -Где мы оказались? (на Западно-Сибирской равнине) -Что нам рассказывает карта об этой равнине? (Занимает большую площадь, ровная поверхность, потому что окрашена в зеленый цвет) Ребята, такая равнина называется низменностью. …, прочитай определение. Давайте повторим хором, что такое низменность. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории – это болота. По этой равнине течет много рек. -Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот. Мы уже уточнили, что ее поверхность плоская. Давайте выясним, какие плоские поверхности есть в нашем классе? Ребята, одна из плоских поверхностей, как вы уже сказали, может быть стол. Если на стол вылить воду, что с ней произойдет? (она растечется) Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнцем на запад. Уральские горы (солнце крепится над Уральскими горами) -Что вы видите на карте? (горы) Внимательно рассмотрите карту, что вы можете сказать об этих горах? (Это Уральские горы, которые протянулись с севера на юг через всю территорию страны. Это невысокие горы, потому что изображены не темно-коричневым цветом) -Как называется самая высокая гора? (Народная, высота 1895м.) -Давайте сравним две горы Народную и Белуху. Что вы можете сказать? (Белуха выше, чем Народная) -О чем это говорит? (Горы Алтая – высокие, Уральские горы – невысокие). (фото Уральских гор) -Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему их так назвали? (они опоясывают всю страну, разделяя территорию России на европейскую и азиатскую части) -Уральские горы называют старыми, потому что их форма стала плосковершинной. Посмотрите на схему: (нарисовать на доске) -Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие, неострые, склоны пологие) Предлагаю сделать небольшой привал и отдохнуть: Физ. Минутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Вправо, влево повернись! Руки вверх, и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки! Ну что, снова отправляемся в путь! Восточно-Европейская равнина (солнце крепится над Восточно-Европейской равниной) -Где мы сейчас остановились? -Рассмотрите внимательно карту, что вы можете рассказать? (Это равнина, потому что на карте обозначена светло-зеленым цветом.) -Какого еще цвета пятна есть на карте? (желтые) -Давайте попробуем открыть тайну желтых пятен. (фото) -Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Поверхность неровная, встречаются возвышенности) -Что же обозначают желтые пятна? (Это возвышенности) …, прочитай определение. Давайте хором повторим определение возвышенности. -Давайте прочитаем материал о равнине на стр.54. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Русская равнина) Держим путь на юго-запад! Кавказские горы (солнце над Кавказскими горами) Что рассказывает нам карта? (Это горы, потому что обозначены коричневым цветом, их называют Кавказскими горами) -Какая гора самая высокая? (Эльбрус, ее высота 5642 м.) (фото) -Что вы можете сказать об этих горах? (они высокие, вершины покрыты снегом) -Рассмотрите схему: (нарисовать) Здесь изображены молодые горы. Как выглядят вершины молодых гор? (острые) -Ну что, ребята, наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с вами огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России? |