- Добрый день. Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.
-Для начала обратимся к девизу нашего урока и прочитаем его хором: (слайд1)
-Чего мы ждём от урока?
- Какое домашнее задание было задано?
- Сейчас я проверю, все ли выполнили домашнюю работу. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы
1) Почему меняется день и ночь на планете?
2) Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
3) Сколько в году суток? А в високосном году?
4) Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?
-Чтобы открыть новое необходимо вспомнить уже изученное. Для этого вы должны решить тест. Выберите только один правильный ответ. ( слайд2)
- А сейчас поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильно ли на вопросы ответили ваши одноклассники. (слайд 3)
-Оцените работу друга (слайд 4)
- Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки:
1. Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
2. Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
3. Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.
4. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
-Молодцы, ребята!
- Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)
- Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас?
- В ходе урока мы проверим, так ли это и есть ли другие причины смены времён года.
- Чтобы правильно ответить на наш вопрос, просмотрите, следующий видеоролик.
- Почему же сменяются времена года?
- Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно. Почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечению времени стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу, по часовой стрелке. Именно поэтому и происходит на земле смена дня и ночи, а так же смена времен года.
-Проведём небольшое исследование. Мне нужен один помощник. (выходит 1 ребенок)
-У меня на столе стоит лампа. Какую роль будет играть лампа?
Рука будет играть роль Земли.
- Представьте сначала, что поверхность Земли – это рука. Включим лампу поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что ты ощущаете?
- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?
- Верните в начальное положение. Что теперь?
-Опустите вниз. Тепло ли руке?
-Почему?( Дети высказывают свои мнения)
- Сделаем вывод.
-Расскажи о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях
-Так почему в первом положении руке было теплее?
- Так что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
- Ответили ли мы на главный вопрос урока?
- Какая основная причина смены времени года?
- Давайте, послушаем, а что о смене времен года думают герои сказки Н. Сладкова «Почему год круглый».
- Ребята, кто из героев прав?
- А почему?
- Да, Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки и совершает один оборот за 365 или 366 дней.
-Откройте учебники стр. 28. Что вы там видите?
- Почему годовой круг сделан разноцветным?
- Почему выбраны именно такие цвета?
- Как вы думаете, почему художник изобразил год в виде годового круга?
- Ребята у вас на партах лежат конверты посмотрите, что в них?
- Сейчас мы работаем по вариантам. Вам нужно разложить эти месяца по временам года..
1 вариант выбирает -летние месяца
2 вариант-зимние
3 вариант- осенние
4вариант весенние
У доски работают 4 ученика.
- Откройте рабочие тетрадистр.20 №1
-Прочитайте и выполните задание.
- Объясните свой выбор.
- Стр 20 №2
-делаем самостоятельно, потом проверем.
- Стр 20 № 4
- Явление природы-это все изменения, происходящие в природе.
- Закончите предложения.
- Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за…
- Сколько времен года вы знаете? Назовите их.
- Что происходит при вращении Земли вокруг солнца?
- Какова главная причина смены времен года?
- Сколько длиться год?
- Дождь, иней, заморозки, отлет птиц – примеры явлений какого времени года?
- О чем мы сегодня говорили?
- С чем связана смена времен года?
- Итак, сделаем вывод:
- Ребята, сегодня вы очень хорошо поработали! Оценки…
- 1.Прочитать текст стр 28-31, ответить на вопросы
2 р.т.с. 21 №3
- Всем спасибо за урок, можете идти отдыхать.
- А сейчас встали. Ребята наш урок подошел к концу, и я хочу чтобы вот это солнышко, которое разносит хорошее настроение, подарила вам много улыбок, радости и счастья, не смотря на дождливую и пасмурную погоду. Спасибо вам за урок, можете идти отдыхать.