Окружающий мир 3 класс
Тема урока: Почва.
Задачи урока:
1.Сформировать понятия: насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери.
2 Развивать умение выделять существенные признаки, умение делать выводы.
3.Прививать навыки культуры поведения в лесу, при работе в группах.
В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Почва" »
Урок – исследование по окружающему миру (3 класс)
Тема «Почва»
I. Организационный момент.
-В начале урока я предлагаю вам посмотреть клип. («Октябрь»)
-Как прекрасно это время года – осень! И жаль, что у нас на севере оно так быстро пролетело. А на материке до сих пор осень радует людей своей красотой.
А мы продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на ступеньку в познании мира.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Сегодня наш класс будет учебной лабораторией, а вы научными со трудниками.
Мы будем наблюдать, рассуждать и делать выводы.
- Начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…»
У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы, поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
+
+
-
+
-
-
+
-
-
В состав воздуха входит углекислый газ? +
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород?+
При нагревании воздух расширяется? +
Песок растворяется в воде? -
Вода обладает текучестью? +
6. Вода имеет запах? -
7. Дерево, камень, луна – это искусственные тела? -
8. Бактерии – это крошечные организмы? +
9.Вода превратится в лёд при температуре +5 градусов? -
10. на Земле больше пресной воды? -
- Отгадайте загадку:
Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
(Земля)
( слайд 1-а) -Да. Это земля.
-У слова «земля» есть несколько значений. (Толковый словарь)
-Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице.
- Какое значение имеет слово «земля» в нашей загадке? (Почва) (слайд 1-б)
Определите тему сегодняшнего урока.
-Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю составить план работы.
-Можете ли вы сразу дать научное определение, что такое почва?
(слайд 2)
Значит надо узнать:
Что такое почва?
- На столах у вас почва. Рассмотрите почву под микроскопом.
-Она состоит из однородной массы? (Нет)
-Значит, мы должны узнать состав почвы.
-Знаете, почему растения растут в почве? (Нет)
-Значит мы должны узнать свойство почвы.
Состав почвы.
Свойство почвы.
Кто участвует в образовании почвы?
Практическая работа.
-Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будем записывать в таблицу. Таблица у вас на столах.
ПОЧВА
Состав почвы
Кто участвует в образовании почвы?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основное свойство почвы
-Ребята, внимательно рассмотрите почву.
-Какого она цвета? (Тёмного)
-Твердая или рыхлая?(Рыхлая)
(Слайд 3)Посмотрите, на каком слое земли растут растения?(Верхнем)
-Так, что же такое почва? Дайте определение. (слайд 4)
Почва - верхний, темный, рыхлый слой земли.
(слайд 5-а)-Рассмотрите картинки. Что вы видите на картинках. (Фруктовые деревья, овощи на огороде)
-Как назвать одним словом фрукты, овощи? Что это? ( Плоды)
А как появляются плоды? (Родятся)
Если соединить эти два слова, то мы узнаем основное свойство почвы. (Слайд 5-б)
Плодородие-основное свойство почвы.
-Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…
(Запись в таблицу –плодородие)
-Для того, чтобы узнать, что делает почву плодородной, мы проведем опыты.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
(Дети делают запись в таблицу)Воздух
(Размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода. Вода из почвы поднимается вверх в виде водяного пара. Вода
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, из этого получается перегной.
Учитель: Перегной или гумус– это разложившиеся остатки растений и животных. Перегной
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.(Дети рассматривают налет на стекле)
Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Соль
Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх, которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина. Песок Глина
-Запишите в таблицу.
-Мы исследовали почву и составили таблицу "Состав почвы"
Подведем итог. Почва состоит из … (Слайд 6)
VI. Физминутка.
VII. Просмотр видеофильма.
-Кто же участвует в образование почвы?
(ЛЕНА) -Все мелкие животные роют в почве ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву. Измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
(ОЛЕГ) -Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары, а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомство.
(ВАЛЕРА) -Кроты приносят большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче питательными веществами.
-Кто же участвует в образование почвы?
Давайте запишем в таблицу (Растения, животные, микроорганизмы)
(слайд 8)- Рассмотрите внимательно схему.О чем она нам говорит?
Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и превращаются в перегной. А потом из перегноя благодаря микроорганизмам образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
(слайд 9) -Оказывается 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет.
Давайте будем беречь почву!
VIII. Самостоятельная работа. Тест (ноутбуки).
-Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста.
IX. Рефлексия.
-Вернемся к целям, которые поставили в начале урока.
В таблице отметьте то, что узнали на уроке и оцените свои знания по каждому пункту.
№
Я знаю
Баллы
1, 2, 3, 4, 5
1.
Что такое почва?
2.
Состав почвы.
3.
Свойство почвы.
4.
Кто участвует в образовании почвы?
Самый высокий балл-20б.
Кто набрал 20 баллов? Остальные поработают дома с учебником и думаю на следующем уроке знания их будут на высоком уровне.
Закончить урок хочу словами:
Сказала лопата:
— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить!
X. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Почва».
Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Почва».
В конвертах индивидуальные задания
А) Как человек использует землю и её охраняет?
Б) Сообщение о русском ученом Василии Васильевиче Докучаеве.