- Начнём урок с игры «Помню-не помню» Учитель диктует: 9*3 9*5 6*9 9*9 63:9 36:4 2*7 6*2 8*2 7*9 -Каким образом будем проверять? Проверка в парах. -Молодцы. Выполните следующие вычисления: х 4258 9 х 2036 9 х 40035 2 - Как будем выполнять это задание? Сколько времени вам потребуется? (2 ученика, которые справились быстрее с заданием, вызываются к доске) Проверка с помощью знаков «+» и «-» | У детей на столах таблички: Предполагается, что дети предложат провести проверку в парах. (Случаи, которые дети записали в правую колонку, рассматриваются фронтально) - Самостоятельно. 5 минут. |
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Посмотрите ещё на одно выражение, которое записано на доске: х 4736768 5 - Почему у некоторых ребят это задание вызвало затруднение? - Какую учебную задачу мы поставим перед собой? Графическое изображение УЗ: 5 * а | Предполагается, что многие учащиеся справятся и с этим заданием, хотя у некоторых оно вызовет затруднение. -Мы не изучали таблицу умножения 5. - Составить таблицу умножения 5. Определить быстрые способы её запоминания. |
- Предлагаю вам заготовку с таблицей умножения 5. На доске – заготовка. 5 * 0 = 5 * 1 = 5 * 2 = 5 * 3 = 5 * 4 = 5 * 5 = 5 * 6 = 5 * 7 = 5 * 8 = 5 * 9 = - Что нам нужно сделать? - Каким будет первый шаг? Дополняем заготовку: 5 * 0 = . 5 * 1 = . 5 * 2 = .. 5 * 3 = .. 5 * 4 = .. 5 * 5 = .. 5 * 6 = .. 5 * 7 = .. 5 * 8 = .. 5 * 9 = .. - Что делаем дальше? У учащихся появляется полная таблица умножения: 5 * 0 = 0 5 * 1 = 5 5 * 2 = 10 5 * 3 = 15 5 * 4 = 20 5 * 5 = 25 5 * 6 = 30 5 * 7 = 35 5 * 8 = 40 5 * 9 = 45 -Рассмотрите внимательно таблицу. Какие случаи вам кажутся лёгкими? Почему? - Посмотрите внимательно на таблицу. Что интересного замечаете? Первые два произведения – по правилу. Остальные произведения разделим на два столбика: 5 * 2 = 10 5 * 3 = 15 5 * 4 = 20 5 * 5 = 25 5 * 6 = 30 5 * 7 = 35 5 * 8 = 40 5 * 9 = 45 - Итак, нужно понять, почему некоторые произведения оканчиваются 0, а другие 5. - Каким образом организуем работу? Групповая работа (4 мин) - Предлагаю представителям групп поделиться своими открытиями. Игра «Хлопай-топай» - Я буду называть произведения из таблицы умножения 5, а вы начинаете хлопать, если оно оканчивается цифрой 0, а топать – если оканчивается цифрой 5. (В качестве «ловушки» называю произведения: 5*37, 5*14, 5*10) -Молодцы! А нет ли связи второго множителя с цифрой в разряде десятков? - Проверим это свойство и для произведений второго столбика. -А если отбросим остаток? -Для чего мы так подробно рассматриваем каждую таблицу? | - Вычислить результат удобным способом. - Определить количество цифр в произведении, для этого необходимо сделать «прикидку». Владея методом «прикидки», учащиеся устанавливают, что во всех произведениях, начиная с третьего, будет по две цифры. - Находим цифру в каждом разряде. 5 * 0 = . 5 * 1 = . (по правилу) 5 * 2 = .. (2 * 5 – переместительное свойство) 9 * 5 = .. (2 * 9 – переместительное свойство) 5 * 5 = 25 (рифмуется) Дети могут использовать несколько способов нахождения двузначных произведений: через сумму одинаковых слагаемых, через предыдущее произведение. - Все произведения оканчиваются либо на 0, либо на 5. Предполагается, что дети обратят внимание на связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении. - В группах. - Если число 5 умножать на чётное число, то произведение будет оканчиваться 0, а если на нечётное – 5. - Цифра в разряде десятков в 2 раза меньше второго множителя. (таблица умножения 2 уже рассмотрена) :2 5 * 2 = 10 5 * 4 = 20 5 * 6 = 30 5 * 8 = 40 - Нечётный множитель делится на 2 с остатком. :2 5 * 3 = 15 3 : 2 = 1 (ост.1) 5 * 5 = 25 5 : 2 = 2 (ост.1) 5 * 7 = 35 7 : 2 = 3 (ост.1) 5 * 9 = 45 9 : 2 = 4 (ост.1) - Получим цифру в разряде десятков. -Для того, чтобы быстрее её запомнить и научиться умножать многозначные числа. |
Игра с мячом Учитель предлагает учащимся табличные случаи умножения 5. Дети называют ответ. -Молодцы. А теперь вы можете применить открытый способ запоминания? - Вернёмся к нашему произведению. Проверка с помощью знаков +, -. | При вычислении дети применяют открытый способ запоминания таблицы 5 и убеждаются, что этот способ работает. х 4736768 5 |
- Какую учебную задачу мы сформулировали в ходе урока? - Мы решили её? - Что вам поможет быстро и легко выучить таблицу умножения 5? - Сможете ли вы воспользоваться этими способами, когда самостоятельно будете учить таблицу 5? - Почему у нас возникла необходимость заучивания таблицы умножения? | - Изучить таблицу умножения 5 и постараться запомнить её. - Да. - Способы запоминания, которые мы открыли. - Сможем. - Для того, чтобы быстрее умножать многозначные числа на однозначные. |
- Какую задачу поставим на следующем уроке? - Чью работу на уроке вы могли бы отметить? - Какое домашнее задание нам целесообразно выбрать сегодня? - На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу. | - Упражняться в применении открытого способа умножения 5. -Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились больше всего. - Дети самостоятельно предлагают домашнее задание. |