Еле шорохом шурша, В класс заходит тишина. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша.
2. Постановка цели урока
2-3 слайд
На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк. -Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик). -Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)
У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.
Д. Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.
У. Почему не сказку, а сказ?
Д. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.
3. Проверка домашнего задания
У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.
Выборочное чтение
4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».
5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».
6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».
7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».
8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».
4. Словарная работа
9 слайд
У. Прочитайте слова, написанные на доске.
Кто сможет объяснить смысл этих слов?
Солонина – солёное мясо
Ворочайся - возвращайся
Ложок – низина
Балаган – избушка в лесу
5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.
У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Д. Предположения детей.
У. Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.
Чтение текста стр.153 – 159.
У.Ваши предположения подтвердились?
6. Работа с текстом.
У. Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?
1. Сколько раз приходил козлик?
2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?
3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?
4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)
5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?
7. Работа над портретной характеристикой
У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
8. Вывод
У. Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
- Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?
- Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
9. Домашнее задание
У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».
10. Рефлексия
У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.