kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сформировать умение анализировать литературный текст, выявлять основную мысль, создать условия для развития умений находить ключевые слова, составлять «картинный» план; способствовать развитию навыков выразительного чтения, воображения, творческого мышления, памяти, связной речи; формированию нравственных представлений о героизме, храбрости; содействовать воспитанию способности сопереживать, сострадать и радоваться героям произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе »

Урок литературного чтения.

Л. Н. Толстой «прыжок»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для развития умений находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план; способствовать развитию навыков выразительного чтения, воображения, творческого мышления, памяти, связной речи; формированию нравственных представлений о героизме, храбрости; содействовать воспитанию способности сопереживать, сострадать и радоваться героям произведения

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осо-

знанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова?

Внимательно слушают, психологически настраиваясь на урок. Отвечают на вопрос

Владеют навыками организации рабочего места




II. Проверка

домашнего задания

– Что было задано на дом?

– Проверим, как вы подготовили пересказ произведения Л. Н. «Акула».

– Вспомним основные события рассказа, ответив на вопросы:

1) Как мальчики оказались в открытом море.

2) Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

3) Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»? (Это значит «не поддавайся», «постарайся победить, обогнать».)




4) Когда отца охватил страх? Что было дальше?

5) Почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына.)


6) Когда он стал действовать?

7) Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

8) Как вёл себя артиллерист после выстрела? (Он упал возле пушки и закрыл лицо руками.)

9) Почему он так повёл себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

10) Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)

– Какова главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула»?











– Отец мальчика старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

– Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. Отец стоял не шевелясь. Его охватил страх.

– Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам; провернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

– Дети порой не чувствуют опасности и соверша-ют необдуманные поступ-ки, которые могут привести к большой беде.

А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и идут на большой риск, выручая их из беды.






















Владеют навыками пересказа. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы,

самоанализа

– Будем пересказывать, продолжая рассказ друг друга. Можно следить по тексту произведения.


Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал).

– Если вы правильно ответили на вопросы теста, то определите название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться

Пересказывают текст.

Ведут пересказ по 3–4 предложения каждый.

Выполняют задания теста.


– Прыжок

учебной деятельности

III. Введение
в новую тему

– Каждый писатель лишь тогда может считаться писателем, если он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя этого есть свои методы и средства. И они самые разные.

– Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали?

– Что вы можете рассказать о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

– Прочитайте слова Л. Н. Толстого «Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов».

– Хорошая, настоящая книга как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять.

– Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

Внимательно слушают.



Отвечают на вопросы.


Выполняют задание


Осуществляют логические действия.

Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формули-руют ответы на вопросы

IV. Изучение нового материала.

1. Постановка учебной задачи.


2. Словарная
работа.

– Сегодня продолжим знакомство с произведениями Льва Толстого и познакомимся с новым удивительным рассказом «Прыжок».

– Объясните значение слова прыжок.


– В словаре С. И. Ожегова словом прыжок называют быстрое перемещение тела

с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

– Прочитайте слово внизу – под названием рассказа.

– Как вы понимаете слово быль?

– Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть были высотой с 5-этажный дом. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. Скорость такого корабля была небольшой,



Объясняют толкование слова прыжок.


Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

Рассматривают иллюстрацию с изображением корабля. Внимательно слушают.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.


и плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко старалась раздобыть себе обезьянку, весёлого зверька, который потешал людей. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий. Действие рассказа разворачивается на корабле, который находится в открытом море. Это произведение тоже очень поучительное. Слушайте внимательно и думайте, что хотел нам сказать автор.























3. Работа над со-держанием текста.

– Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Задает проблемный вопрос: «Из-за чего мальчик совершил прыжок?»




– Кто виноват в том, что чуть было не случилась трагедия?

Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст. – Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

– Могла ли люди предположить, что случится?

– Как вы думаете, откуда на корабле обезьяна? 




– Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (Значит, ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

– Почему малыш залез на мачту корабля?

– Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)

– Что она сделала в конце концов?

– Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

– Как спасли мальчика?

– Из-за чего мальчик совершил прыжок?


Высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д.





– Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.



– Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.


– Это было единственно правильное решение для спасения жизни мальчика. Если бы он не прыгнул

в воду, то мог бы разбить-

ся о палубу.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится)

Физкультминутка

К морю быстро мы спустились Вместе – раз, это брасс.

Наклонились и умылись Одной, другой – это кроль.

Вот так славно освежились! Все как один плывём как дельфин.

А теперь поплыли дружно, Плыли вдоль и поперёк

Делать так руками нужно. И вернулись на урок

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.














4. Характеристика героев.

– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? 

– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а матросы над ним смеялись.

– Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

– А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика?


– Как вы думаете, почему капитан заплакал?


Высказывают свое мнение.











– Сильный, находчивый, решительный, человек слова.

– Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится).


МАЛЬЧИК:

• не знал, смеяться или сердиться;

• пригрозил и крикнул;

• покраснел, скинул куртку;

• бросился за обезьяной;

• взобрался по верёвке;

• закричал и полез выше;

• его разобрал задор, и он не отставал;

• очень раззадорился;

• бросил мачту и ступил на перекладину;

• глянул вниз и зашатался.

ОБЕЗЬЯНА:

• вертелась и забавляла всех;

• корчилась, прыгала, делала смешные рожи;

• передразнивала людей и ещё больше расходилась;

• подпрыгнула и сорвала шляпу;

• надела её и взобралась на мачту;

• дразнила мальчика, делала ему рожи;

• взобралась ещё выше;

• подманила;

• корчилась, показывала зубы и радовалась.

– Сравните их поведение. (Оно похоже.)

– Как автор относится к поступку мальчика?

– За что осуждает?


– Какие черты характера мальчика сыграли роль в этом случае?



– Кто же был виноват в том, что мальчик оказался в такой ситуации?



– А обезьяна? Она же дразнила его.


– Чему учит нас это произведение?





















– Он его осуждает.

– За то, что он – человек, а вёл себя как обезьяна.

– Хвастовство, самолюбие, обидчивость, желание сделать всё по-своему.

– Он сам и матросы. Они взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию.

– Обезьяна – животное,
а мальчик – человек.

– Он должен был задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул


– А почему в конце произведения ничего не сказано об обезьяне?


– А кто главный герой?

– А почему капитан тоже главный герой? Он появляется в конце произведения, а мы так много о нём говорим.



в воду, то он бы упал на палубу и разбился.

– Она не главный герой,
а причина случившегося.

– Мальчик и его отец.

– Благодаря капитану всё хорошо закончилось, он показал пример, как надо вести себя в сложных
ситуациях.


5. Работа в парах.

– Найдите и прочитайте задание на карточке 1: какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Используя материал карточки, выберите те, которые считаете главными.

– Смелость.

– Трусость.

– Стремление отстоять своё достоинство.

– Желание покрасоваться.

– Глупость.

– Упрямство.

– Так какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?

Работают в парах.




Владеют навыками конструктивного взаимодействия

6. Работа с пословицами

– Посмотрите на карточку 2. Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

Одна голова хорошо, а две лучше.Всё хорошо, что хорошо кончается

Выбирают пословицу


V. Домашнее задание

Прочитать текст. Пересказать основные события рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют цели и задачи.

VI. Итог урока. Рефлексия

– Какова же основная мысль рассказа «Прыжок»? Что им хотел сказать автор? 

– Рассказ Л. Н. Толстого вас чему-то научил? Писатель заставил вас о чём- то задуматься?

– Похожи ли эти два рассказа «Акула» и «Прыжок»? (Предположительные ответы: Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх,
в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом произведении отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их характерах смелость, умение действовать и не теряться.)

– Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов:

– Мне захотелось…

– Я задумался…– Я понял(а)…

– Я почувствовал(а)…– Я бы поставил(а)…

Делают выводы и обобщения.


Высказывают свое мнение.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулирую ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

Ресурсный материал к уроку

Выберите и запишите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу. (Прыжок.)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

В. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Автор: Шамшиева Жанна Валентиновна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока литературного чтения на тему "Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniianatiemupiesniaprotsariaivanavasilievichmolodoghooprichnikaiudaloghokuptsakalashnikova4klass"
    ["file_id"] => string(6) "268546"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450637409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока литературного чтения. Тема:  «Сказка  «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-skazka-kak-bratiets-krolik-zastavil-brattsa-lisa-brattsa-volka-i-brattsa-miedviedia-lovit-lunu"
    ["file_id"] => string(6) "186100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426272326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства