Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 2100 »
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказочные человечки»
Тема урока: Опасное путешествие Бильбо (Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Ход урока
I. Беседа по материалу прошлых уроков
– О каких сказочных человечков читали произведения на прошлых уроках?
– Интересно ли вам было читать о Муми-троллях?
– Что вы о них узнали?
II. Работа с авторским текстом на с. 101–103
Чтение авторского текста
с. 101, 102
– Гномы и тролли не единственные сказочные существа, о которых мы сейчас прочитали. Есть еще и другие, давайте прочитаем, что про них рассказывает Афанасий.
с. 102, 103
2. Беседа после чтения с выборочным перечитыванием.
– О каком новом сказочном народе мы прочитали?
– Найдите и зачитайте, где они живут, как выглядят?
– Как зовут нового сказочного человечка? (Бильбо Беггинс.)
– Кто же придумал и написал историю о путешествии хоббита Бильбо с гномами? (Биография Дж. Р. Р. Толкина)
– Какова история рождения книги?
3. Работа с картой
– Рассмотрите карту страны Средиземья.
– Найдите, где живёт хоббит, его дом обозначен красной точкой.
– Зеленой пунктирной стрелкой обозначен путь Бильбо, чтобы узнать, где, куда и с кем направляется наш герой, прочитаем главу из книги «Хоббит».
III. Работа с текстом 1-й части
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте ключевые слова к 1-й части (тетрадь, с. 15, задание 1).
– Что можно предположить?
– Что к этим предположениям добавляет название главы? иллюстрация на с. 104?
2. Работа с текстом во время чтения.
Читает учитель, дети обязательно следят. По ходу чтения идёт диалог с автором и комментирование прочитанного.
3. Работа с текстом после чтения.
Выявление первичного восприятия и беседа после чтения.
– Кто же шёл через лес? (Бильбо и гномы.)
– Чем вас поразил лес, в котором оказались наши путешественники?
– Каким вы его себе представили?
– Почему звук шагов гулко отдавался в этом лесу? (Было очень тихо, никого не было в мрачном лесу, кроме наших путников.)
– Какое чувство возникло бы у вас, если бы вы были вместе с нашими героями?
– Почему гномы и хоббит задыхались в этом лесу?
Обобщающая беседа.
– Попробуйте предположить: опасным ли было это путешествие?
– Хочется узнать, что будет дальше, чьи это глаза следят за Бильбо и гномами? Тогда читаем дальше.
II. Работа с текстом 2-й части.
1. Работа с текстом во время чтения.
Читает учитель, дети обязательно следят. По ходу чтения идёт диалог с автором и комментирование прочитанного.
2. Работа с текстом после чтения.
Выявление первичного восприятия и беседа по тексту.
– Какое разочарование пережили наши герои?
– Поняли ли вы, кто такие Торин, Бомбур, Кили и Дори? А как звали остальных гномов? Сколько их было? Кто звал гномов по именам?
– Что произошло с героями в тот вечер и наутро?
– Не кажется ли вам странным появление огоньков? Что это могло быть?
– Сколько раз появлялись огни? (3 раза.) Случайно ли это?
Обобщающая беседа.
– Чем заканчивается эта часть главы? Что случилось, как вы думаете?
– Можем ли мы уже сказать, почему так называется глава – «Пауки и мухи»? (Пока ещё нет.)
3. Работа с текстом после чтения.
Задание 2 на с. 15 тетради. Дети с помощью учителя дописывают ключевые слова 2-й части: огни, эльфы, темнота и др.
ΙΙΙ. Итог.
– В непростой ситуации оказался Хоббит и его друзья гномы. Чтобы мы, читатели, лучше поняли, почувствовали состояние и настроение героев, автор рисовал картины окружающей природы – лес, который их окружал.
– Какая «лесная» картина вам больше всего запомнилась? Прочитайте её и попробуйте объяснить, что в этот момент могли испытывать герои.
– Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение 1-й или 2-й части, подчеркнуть слова, которые описывают лес, «оживляют» пейзаж (например, «деревья нагибаются и прислушиваются» и т.п.).