(Программа «Гармония», учебник «Литературное чтение»2 класс, часть 1, с. 59-60 автор учебника О. В. Кубасова)
Тема урока: В. А. Осеева «Плохо».
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Пилюгинская СОШ» Пинчук В.В.
Этапы урока | Деятельность учителя и учеников | УУД |
Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний: работа с пословицей (слайд 2) Словарная работа (слайд 3) | Сегодня мы проведем исследование, т. е. научную работу. В любом исследовании есть высказывание, мысль, которую нужно доказать. Прочитайте пословицу: Жизнь дана на добрые дела. - Как понимаете пословицу? Доказали? Нам с вами в течение урока нужно доказать, что это так, или доказать, что это высказывание не верно. - Какие добрые дела вы совершали? - А было ли у вас, когда вы совершили что - то неприятное по отношению к человеку? - Как понимаете слова безрадостный? - Как понимаете слова безнадежный? - Как понимаете слова бессовестный? А что такое совесть? Совесть- это как бы второе сознание, который подвергается сомнению и критике. Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её. - Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? А по отношению к животным должна быть у человека совесть? Прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери | Личностные Регулятивные |
Определение темы, Постановка учебной задачи. (слайд 4) | - Кого мы приучили? Ответ: люди должны заботиться о своих питомцах. Как мы называем их по - другому? А кто это «наши меньшие братья»? О каких животных мы уже читали? Прочитайте загадку, которую видите на экране. Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается. А с вами живут котята? Расскажите о них. Как вы думаете, о каком животном будем читать сегодня? | Регулятивные Коммуникативные |
Работа с заголовком. | Прочитайте название рассказа. -Можно ли по нему определить героев рассказа? -А кто написал это произведение? | |
Знакомство с биографией В. Осеевой. (слайд 5, 6) | Это Валентина Александровна Осеева. Она много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила вместе с ними спектакли. Какие рассказы Осеевой вы читали? | Познавательные Личностные |
Первичное знакомство с текстом | А теперь познакомимся с произведением «Плохо». По названию можно узнать, о чем или о ком это произведение? Оказалось ли наше предположение верным? -Поставьте пальчик на начало текста. -Я начинаю, а вы внимательно следите, кто-то продолжит -Продолжает … (хорошо читающие дети, их чтение оценю) Подтвердились ли наши высказывания? Произведения, какого жанра вы прочитали? (рассказ) Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, волшебства)
| Познавательные Личностные |
Проверка понимания прочитанного (слайд 7) | - На кого лаяла собака? - Как она лаяла? (Яростно) - Как вы понимаете слово «яростно»? Найдите и прочитайте предложение о том, как выглядел котенок? - Кто за ним наблюдал? - как вы думаете, чего они ждали? Кто еще заметил происходящее? - Как женщина выбежала? (поспешно выбежала) - Как вы понимаете это выражение? - Подберите синоним к этим словам? - Почему она спешила? (хотела быстрее помочь) - Прочитайте, что она сказала мальчикам? - С какой интонацией нужно читать слова женщины? - Почему женщина рассердилась? - Что ты можешь сказать о мальчиках? _ Как бы вы поступили, оказавшись на их месте? - Нравятся ли вам герои рассказа? Почему? Используй в ответе слова: да, потому что… или нет, потому что .. - Наблюдали ли вы в своей жизни похожее событие? Если да, расскажите об этом. | Познавательные Личностные |
Физминутка | Раз — поднялись, подтянулись. Два — согнулись, разогнулись. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за пару тихо сесть. | |
Повторное чтение рассказа и работа с текстом (работа в парах) (слайд 8) | - Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно и найдите слова, которые подсказывают, каким голосом нужно читать слова женщины и мальчиков. («Сердито крикнула», «гневно», «удивились») - Найдите в тексте слова, которые помогают лучше представить маленького котенка? - С какой интонацией звучат слова мальчиков? - С какой интонацией звучат слова женщины? Чтение по ролям. У меня есть план рассказа, прочитайте его. Вот это плохо! Собака яростно залаяла. Как вам не стыдно! Мальчики стояли и ждали. Восстановите план.(2,4,3,1) | Регулятивные Личностные |
Решение проблемной ситуации. ИГРА «Капельки добра» (шаблоны) | - Чего на земле больше: добра или зла? К какой группе относятся слова: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь. (Приложение 1) Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы добрых поступков было больше. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали. Возьмите на столах капельки и вспомните о хороших поступках. (После своего рассказа выставляют шаблоны капелек на доску. Приложение 2) -Вот, видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.
| Познавательные Регулятивные Личные |
Подведение итога урока. | С каким произведением познакомились на уроке? - Какой совет дали вы бы мальчикам? И так, мы с вами провели большую исследовательскую работу. Согласны ли вы с предположением, о том, что Жизнь дана на добрые дела. Почему? Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда творить добро. | Личные |
Рефлексия (слайд 9) | Будете ли вы ждать награды за сделанные вами добрые дела? А сейчас оцените свою работу с помощью цветовых сигналов: красный – я все понял, умею сам, жёлтый – я понял и умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. (Приложение 3) А поблагодарит вас доброе солнышко. Улыбнитесь солнышку те, кому понравился урок
| |
Домашнее задание | .Выразительное чтение рассказа «Плохо» составить рассказ творческого характера «Если бы я был главным героем рассказа» | |