Примечание: Перед данным уроком я организовала исследовательскую работу по страницам Красной книги, привлекла детей к творческой работе по изготовлению книжек-малышек.
Тема | Планета-дом . КВН по окружающему миру. |
Цель | Формировать у учащихся познавательный интерес к окружающей среде. |
Задачи | Образовательные: Пополнить знания о животных, птицах, насекомых и растениях. Развивающие: Развивать наблюдательность, любознательность, память, ассоциативное мышление. Воспитательные: Воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, бережное отношение ко всему живому. |
УУД | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: узнают о животных, растениях, птицах, насекомых занесенных в Красную книгу Калининградской области. Уметь: научатся различать животных и др видов занесенных в Красную книгу от других животных, растений, насекомых и т.д занесенных в международную Красную книгу. Личностные: Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Основные понятия | Красная книга Калининградской области. |
Межпредметные связи | Русский язык, технология |
Ресурсы: | - Презентации детей. – Фотографии детей. –Книжки-Малышки( изготовленные учащимися) - электронные физкультминутки - презентация к уроку |
Формы урока | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. |
Формируемые ИКТ компетенции | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | универсальные, ЦОР на CD |
Актуальность использования средств ИКТ | Обеспечение наглядности, освоение материала урока, активизация познавательной деятельности |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ, формируемые ИКТ компетенции | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока. Уточняет тематические рамки. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Обеспечение наглядности | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Организует повторение изученного. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока обучающимися | . Отвечают на вопросы учителя .. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Слайд 1. Слайд 2 Вступительная беседа. -Каждая команда за 1 минуту придумывает себе название ( каждая команда приветствует друг друга.. | Активизация познавательной деятельности Обеспечение наглядности. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Актуализация знаний . Цели: - выявить уровень знаний учащихся. | Организует работу по формированию умений делать выводы. | Читают подписи к фотографиям (читающие дети) Вступают в диалог с учителем. | — Разминка команд ( Слайд 3-4). –Команды внимательно слушают вопрос, первой отвечает та команда. Которая покажет знак «Мы готовы»(ребята держат друг друга за руки и поднимают их вверх) Слайд 5-7 «Викторина» Каждой команде выдается лист, куда они записывают варианты ответов на вопросы .По окончании викторины ответы сдаются в жюри. Жюри подсчитывает баллы.) Физминутка. Игра «Да-нет» -Я называю утверждение, если вы с ним согласны. То говорите «да» и хлопаете, а если не согласны , то говорите «нет» и топаете. 1. Дятла в народе называют лесным доктором.(Да) 2 Самая маленькая птица планеты-стриж(Нет) 3 Самая большая ягода-это арбуз (Да) 4 Заяц меняет свою окраску два раза в год(да) 5 Пальму считают символом россии (Нет) 6 У жука восемь ног(Нет) 7 Есть животное , которое похоже на тетрадь в линию (Да) | Обеспечение наглядности. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Осмысление и обобщение знаний. Цель: - организовать работу над проектом | Организует работу над проектом Загадывает загадки. | Делятся на группы. Выбирают тему проекта, распределяют обязанности в группе. | - Я рада, что вы такие любознательные. Но все сразу узнать невозможно. Поэтому мы с вами разделимся на две группы. Каждая группа выберет для себя задание и обдумает, как его будет выполнять. Распределить обязанности в группе нужно таким образом, чтобы каждому нашлось дело, чтобы никто не остался в стороне. Конкурс.» Собери мозаику» ( ученикам предлагается собрать картинку на которой изображены животные, защитить свои проекты. Конкурс « Птицы»( детям раздаются заготовки, каждая команда отгадывает кроссворды, зачитывают ключевое слово ) Рассказывают об этой птице. Ключевое слово « Синица» . 14 ноября отмечается праздник «День синицы» В этот день синичка встречает всех зимующих птиц . Физкультминутка | Поиск информации | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
V. Контролирующее задание Цель: - проверить умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки. | Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией. Организует самопроверку. | Самостоятельно выполняют задание. Обсуждают, делают выводы. | (Обучающиеся делятся на группы. По желанию дети могут работать самостоятельно. Далее учитель вызывает одну группу, которая у доски обсуждает работу над проектом, определяет, кто, за что будет отвечать (выбор фотографий, оформление работы, защита проекта). Учитель помогает, направляет, подсказывает, дает советы, как лучше обсудить и сделать ту или иную часть работы. Остальные ученики наблюдают. Затем учитель предлагает остальным группам обсудить тему проекта и распределить роли.) Конкурс « Домашнее задание» --1 команда- Экологическая сказка (учащиеся придумывают сказку про цветок, животное, птицу и т.д.) -2 команда- Красная книга Калининградской области (презентация) Слайд 8-17) Конкурс» По страницам Красной книги» ( экологическое описание животного, птицы, насекомого , растения занесенных в Красную книгу. Описание выбирается по усмотрению учителя.. На доске прикреплены фото животных, насекомых, птиц. растений. --Первой команде найти насекомых и птиц Калининградской области, а второй команде животных и растений, учащиеся дают оценку друг другу в правильном выборе фотографий. Физминутка .Игра» Волк и семеро козлят» Для каждой команды чертим круг. Выбегать нельзя. Когда мамы уходят. В дом вбегают волки и пытаются Съесть козлят( время игры 1 мин0 считаем чей волк съел козлят больше? -Ребята! козлят жалко?-да! Значит надо всех волков уничтожить? – ответы детей. Конкурс « Жалобы» 1» Сама знаю. Что не красавица. А окажись я рядом. Многие шарахаются в сторону. А то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?. Польза от меня большая. Я уничтожаю вредных вредных насекомых « Кто я?» ( Жаба) 2 « Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают . что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба» Кто я? ( Сова. Сова за лето уничтожает 1000 мышей полевок и мелких грызунов. Спася 1 т зерна.) Конкурс « Закончи предложение» 1 Если бы муравей умел говорить, он бы сказал людям разоряющим муравейники……………………………. 2 Если бы рыбы умели говорить. То они бы сказали людям засоряющим водоемы………………………………… (За неделю до КВН дети выполняют творческую работу, создавая своими руками книжки-малышки и заканчивают предложения) | Уметь выполнять проект, работать с информацией. Печать фотографий | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | . Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | — Что такое проект? — Какой теме будет посвящен наш следующий проект? — Кто понял, какое задание в группе он должен выполнить, чтобы проект получился? — Оцените свои достижения на уроке, используя один из знаков. (Обучающиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) Ребята, я желаю вам всем удачи в работе над вашими следующими проектами . | Активизация познавательной деятельности Обеспечение наглядности | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Итоги. | Организует подведение итогов. | | Читют стихи Планета-дом. Есть одна планета сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету- Ведь другой . похожей нету. Выслушиваются выводы детей. Завершается КВН песней « Дружба» ( дети встают в круг , поют песню) | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ( Коммуника тивные УУД) |