Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект урока по основам православной культуре в 4 классе
«Культура и религия»
подготовила
учитель начальных классов
Сахатова Галина Геннадьевна
Санкт - Петербург
2013г
Тема урока «Культура и религия»
Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние,
Высоких жертв и чистых дел!
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.
Задачи урока:
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Какое имя носит наша замечательная страна?
- Как ещё уважительно мы называем Россию?
(Отчизна, Отечество, родина)
- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
3.Усвоение новых знаний.
А) Знакомство с темой урока.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)
- С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
- культура
- религия
- Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?
( Что такое культура? Что такое религия?)
- А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?
Б) Актуализация знаний учащихся.
Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.
культура
религия
- Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?
- Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):
культура
религия
Вежливость
Спасибо
Уступить
Сдержать слово
Аккуратность или др.
Картины, кино
Церковь
Священник
Крест
Пасха
Рождество или др.
Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.
В) Работа по учебнику.
- Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.
- Как вы поняли, что такое культура?
- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
- Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?
(Православие. Урок 2. Словарь.)
- Что новое вы узнали о культуре?
Продолжим работать по учебнику.
- Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:
- Что вас удивило при чтении этих абзацев?
Дополнительный рассказ учителя о культуре.
Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?
(ответы детей)
- Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.
Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.
- Как вы поняли, что такое религия?
- Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).
- Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.
- Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.
- Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?
- Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)
- Что они могут означать? (правильно славим)
-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.
Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?
Запись в тетрадь:
РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.
Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
- Прочитайте внимательно задание.
- Кто справился с заданием на 100 %?
- Что вы отнесли к понятию культура?
- А к религии? –
- У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.
4) Выяснение связи культуры и религии.
А) Работа с рассказом.
- Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
- Прочитаем его ещё раз.
- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?
Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами
Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)
- В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.
( слайд-шоу)
- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
- Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.
- А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?
- А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?
- Давайте посмотрим на некоторые из них.
- Только в храме находятся иконы?
- Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
- Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?
5.Закрепление материала.
Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?
- Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.
(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?
Обсуждение.
- Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?
6.Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
- Кто справился со всеми заданиями?
- Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?
7.Подведение итогов
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями. Продолжите предложения:
Культура – это… Религия - …
8.Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.
Посетить школьный музей «История Старой-Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района.
Использованная литература:
Богословские труды. Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации - М: «Новое время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.