Просмотр содержимого документа
«Конспект урока кубановедения на тему " Мой родной город (станица, аул, хутор, село)»
Тема: «Мой родной город (станица, хутор, село)»
Цель урока: познакомить c историей основания населенного пункта, достопримечательностями своего населенного пункта, приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры своего края, станицы.
Задачи урока: - систематизировать знания об истории образования станицы;
- развивать познавательный интерес к изучению истории
Кубани через знакомство с историей родной станицы;
- воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к
У каждого человека есть еще и «малая» Родина, родной край, часть нашей «большой» Родины – России.
- Родина для каждого человека – это, прежде всего: мама, родной дом, родная улица. Это город или село, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
3. Целеполагание.
- Как называется населенный пункт, в котором вы живете?
- Откуда получила станица свое название?
- О чем мы будем говорить на уроке?
4. Работа по теме урока.
Учитель: Каждый город, станица имеют свою историю. Свое прошлое. Сегодня мы отправимся в путешествие по родной станице. Мне будут помогать мои помощники. Но для начала нам нужно выбрать вид транспорта, на котором мы совершим наше путешествие.
- Каким видом транспорта удобнее передвигаться по улицам нашей станицы?
- Какие правила поведения нужно соблюдать во время экскурсии?
- Кто знает, почему наша станица так называется? Послушаем нашего помощника. Который занимался изучением этого вопроса.
Историк 1: На берегу реки Кубань переселенцы основали крепость Екатеринодар. Здесь были построены курени для казаков, которые находились на службе. Расселение проходило по жребию. Куренных поселений было 40. Медведовский курень поселился в 50 км от Екатеринодара. Вдоль берега реки Кирпили казаки проложили первую улицу, которую назвали Береговая. Построили сторожевую вышку и первую деревянную церковь. Название свое улица получила от села Медведовки, расположенного на берегу реки Днепра, откуда на Кубань прибыл Медведовский курень.
Учитель: - А вот в каком году основался курень, узнаем, выполнив задание.
Игра «Угадай число».
Первая цифра – наименьшее однозначное число. (1)
Если увеличите его на 6, то получите вторую цифру. (7)
Третья цифра – наибольшее однозначное число. (9)
Уменьшите это число на 5, получите последнюю цифру. (4)
Поднимите карточки и покажите, какое число у вас получилось.
- Итак, дата основания нашей станицы – 1794 год.
Физминутка.
Экскурсия по станице.
Учитель: Начинаем экскурсию по нашей станице. Сразу же въезжаем на центральную улицу – улицу имени Ленина.
Ученик: Дорога главной улицей ложится
Кубанская казачья стона.
Отсюда начинается станица
Здесь предков наших новь и старина.
Как стая птиц взлетая вереницей
Твои дома, что сказка поднялись.
Все ключевые стороны станицы
На главной твоей улице сошлись.
Учитель: Это стихотворение написала наша медведовская поэтесса Жанна Цикало. На перекрестке двух улиц Ленина и Мира находится крупное промышленное предприятие – Медведовский мясокомбинат.
Экскурсовод: Медведовский мясокомбинат создан в казачьей станице в 1961 году. Из маленькой бойни он превратился в современное мощное предприятие. Продукция мясокомбината находит свой спрос по всему краю и в России. Она отмечена наградами Всероссийских и международных продовольственных выставок В настоящее время проходит реконструкция мясокомбината.
Учитель: Улица Ленина проходит почти через всю станицу. На ней находятся многие важные объекты. Это Администрация, Дворец культуры, памятник Воину – освободителю, памятник казачьей Славы, больница, Медведовское казачье правление, школа, Свято – Никольский храм.
Историк 2: Памятником двухвековой славы называют монумент, установленный в центре станицы на улице Ленина. Он увековечивает память погибших, умерших от ран и без вести пропавших воинов станицы Медведовской с 1788 по 1908 годы. На памятнике выбито 97 фамилий казаков. Все они участники боев с персами, турками, англичанами, французами, немцами. «От благодарных потомков станицы» – высечено на монументе.
Экскурсовод 1: Всем хорошо знакомо здание Администрации сельского поселения. Но мало кто знает, что это одно из старейших зданий. В прошлом веке здесь размещалась школа казаков.
Ученик: Нет… война не обошла станицу.
За мостом, за тихою рекой
И во сне такого не приснится –
Страшный немцы развернули бой.
Выглянуть на улицу боялись,
Содрогались в ужасе мосты,..
А с востока стоны раздавались,
И текла слезами Кочеты.
Историк 3: С августа 1942 по февраль 1943 года продолжалась оккупация Медведовской. Станице был нанесен огромный урон. Освобождала станицу 409 – стрелковая дивизия. Посланные вперед разведчики на окраине станицы попали в окружение и вступили в бой. Они сражались до последнего патрона.
Экскурсовод 2: В братской могиле в центре станицы похоронены те, кто погиб при ее освобождении. Воинам – освободителям поставлен памятник, который напоминает о страшном времени - войне.
Историк 1: В 1911 году на самом видном месте был построен народный дом, в котором позже располагался кинотеатр «Дружба». В строительстве его принимали участие все жители станицы. А спустя 70 лет он был передан под храм Божий.
Экскурсовод 1: Реконструкция Свято – Никольского храма еще не закончена, но уже поднят над ним позолоченный купол.
Учитель: Раньше улица Ленина называлась Широкой, затем Красной. Теперь она заканчивается возле реки Кирпили. Остальная ее часть сохранила свое старое название – Красная.
Экскурсовод 2: На улице Красной находится еще одно крупное предприятие – Молочный цех по переработке молока. Его называют ветераном. Долгие годы цех расстраивался и со временем там научились делать не только сыр, но и сгущенку, масло, сливки, многие сорта сыра, плавленые сырки.
Экскурсовод 1: Заканчивается улица Красная на краю станицы бескрайними полями, на которых выращивают различные культуры.
Учитель: Назовите сельскохозяйственную продукцию, которую производят в станице.
Загадки:
Все видали это чудо: крутится большое блюдо.
Вслед за солнцем целый день,
Чтоб не лезла в блюдо тень,
В блюде семечек полно, потому оно черно. (Подсолнух)
Бел, как снег, в чести у всех,
В рот попал, там и пропал. (Сахар)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков… (горох).
Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно).
Учитель: - Какие зерновые культуры выращивают на полях нашей станицы?
- Почему у нас выращивается так много сельскохозяйственных культур?
Экскурсовод 2: Кроме перерабатывающих предприятий в станице есть три школы, семь детских садов, Детский дом, Центр развития детей, библиотеки, пекарня.
Учитель: Ребята, а какое место в нашей станице вам нравится больше всего?
Игра «Угадай или узнай».
Многие здесь живут с самого рождения и знают в станице все места. Давайте проверим, хорошо ли вы знакомы с ними. Назовите объекты, которые вы видите. Как они называются, и что вы о них знаете?
Учитель: Вот наша экскурсия и подошла к концу. Возвращаемся по улице Пушкина. Почему?
Дети: На ней находится наша школа. Место нашей остановки.