У учителя: большая прозрачная ёмкость с холодной водой, две маленькие ёмкости с капелькой пищевой краски, подвешенные на нитке, чайник с горячей водой, тарелки со снегом или льдом.
Ход урока
I. Введение в тему урока
Без чего не могут люди Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы спросим прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …
Просмотр презентации. (слайды о воде в природе)
- Вы догадались верно. Будем говорить о воде.
Тема нашего урока: Вода. Свойства воды.
Как бы вы объяснили название темы?
Что вы знаете о воде?
Что хотели бы узнать?
Выслушиваются ответы детей.
Проблемная ситуация.
В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете». Как вы думаете, она справилась или нет?
Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
Изучать свойства вы будете в своих лабораториях. Работать будем в группах. Руководители групп будут выставлять оценки в оценочный лист каждому участнику. На столах уже приготовлен весь необходимый для работы материал.
II. Актуализация знаний
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?
Составление кластера - ассоциаций «Вода» на ватмане
Выступление представителей команд по содержанию кластера.
III. Постановка проблемы
Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни. Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети обычно затрудняются ответить) – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь) – Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды) – Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)
V. Выдвижение гипотез. Мозговой штурм.
– Сделайте предположения по предмету исследований начиная со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План демонстрируется на доске)
1. Проведение опыта. 2. Составление вывода 3. Отчёт о результатах исследования
Физминутка
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери из ручья попили Влево вправо поклонились вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора.
VIII. Проведение исследования
– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды) На эти вопросы вы ответите в своих лабораториях. Проводить исследование свойств воды мы будем под моим руководством. Мы проведём опыты, запишем результаты наблюдений и сделаем выводы.
Но прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенных исследований подготовьте вывод. Учащиеся под руководством учителя проводят опыты, затем выводы озвучиваются и фиксируются в дневнике наблюдений (на листочках). (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода текуча. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются. Теплая вода поднимается вверх, холодная опускается вниз, вода легко переходит из одного состояния в другое.) 7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить) 8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается)
Рассказ учителя о новом свойстве воды, открытом учёными – память воды.
Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.
IX. Отчёт о результатах исследования
Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?
Что в руках не удержать. В гору не выкатить, В решете не унести?
Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.
Я была грязна, черна Через фильтр я пробежала, Чистая опять я стала.
Я без вкуса и прозрачна, Но всем и всегда нужна, Больше, чем еда.
Представление отчётов об исследовании.
X. Итог
– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её? – Сравните наши предположения и выводы исследования. Какие предположения мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы) – На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)
XI. Рефлексия
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новые знания о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.
– С помощью смайлика покажите своё отношение к нашему уроку. С помощью оценочного листа капитаны команд выставляют итоговые оценки партнёрам по команде ( отдельно выслушивается мнение учащихся, получивших на отдельных этапах «3») .
ХIII Оценивание. Выставление оценок в дневники.
В заключении хочу напомнить.
Человек, запомни навсегда Символ жизни на земле Вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете Не одни!