1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. (3 мин) | Слайд 1. 1.1 В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни одно за другим составляют жизнеописание каждого из нас. -Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история) - Что изучает наука история? (жизнь наших предков) Слайд 2. 1.2 Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных) -Что относится к письменным, вещественным, устным источникам? письменные | вещественные | уст. нар. творчество | надписи, дающие возможность изучать события прошлого | все, что сделано руками человека | культура, которая передается через песни, сказания, предания | надписи, рисунки на посуде, на монетах, на стенах пещер, различные указы правителей. | орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения. | былины, сказки, песни, поговорки, устные предания | - Кто и где находит и изучает старинные предметы? 1.3Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица”: Слайд 3. Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны. - Какой край и язык называют родным? - Что означает слово Родина? - Как называется страна, в которой мы живем? - Какие народы живут в России? - Наша страна называлась так всегда? -Уверены ли вы в том, что знаете все о наших предках? Слайд 4. 1.4Сделайте предположение о лексическом значении слов: предки, современники, потомки. -Внимательно прочитайте высказывания и найдите среди них ложные: а) наши предки живут в далёком будущем; б) наши потомки жили в далёком прошлом; в) наши предки жили в далёком прошлом. - Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как жили наши предки? (чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь. - Вы готовы к изучению следующей темы? - Каким способом вы будете изучать новую тему? 1)сначала надо понять, что мы не знаем; 2)затем самим построить новый способ действия. -Как определить, что вы не знаете? надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания; выполнить пробные действия; определить своё затруднение; подумать и найти причину затруднения. -Итак, мы продолжим изучение истории нашей страны, а для этого «перенесемся» в далекие-далекие времена. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (Р); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (3 мин) | 2.1 Как называли наших предков? (славяне) –Что означает это слово? Найдите ответ на этот вопрос в словарях, лежащих у вас на партах. - «Славяне- крупнейшая группа родственных по языку народов в Восточной и Юго-Западной Европе. В ее состав входят: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы). Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”. -Мы с вами принадлежим к какой группе славян? (восточным) -Известно ли вам что-то о восточных славянах, об их жизни? 2.2Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о жизни наших предков. - Что бы вы хотели узнать о жизни славян для составления рассказа? (где и как жили, чем занимались, что ели, как одевались, как выглядели…) - А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? Где бы вы могли узнать, как жили наши предки?(учитель, интернет, книга, семья и др.) Слайд 5. (фиксация ответов на доске -Источники информации: учитель-спросили, книга-прочитали, Интернет-посмотрели, семья-послушали) | - анализ, сравнение, обобщение (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К); - учёт разных мнений (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (15 мин) | 4.1Посмотрите на доску, здесь расположены карточки с характеристиками места проживания, природы, климата, занятий людей. Слайд 6. Место проживания | долины рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина | Северо-Восточная Африка | с востока и юга территория омывается Индийским океаном | между Черным, Белым и Балтийским морями | Природа | много лесов, полноводные реки | огромные пустыни | лесостепи и степи | в лесах живут львы, тигры, леопарды | Климат | хорошо выражены все сезоны года | отсутствие дождей | теплый климат круглый год | лето теплое, зима холодная со снежным покровом | Занятия людей | выращивали рожь, пшеницу, разводили коров, коз, лошадей | выращивали кокосовые пальмы | охотились на медведей, зайцев | в лесах собирали ягоды, грибы, мед диких пчел | -Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни наших предков, а какие нет? (Да. Нет. Не уверены.) -Какие гипотезы вы можете выдвинуть? -Какая из них приведет к положительному результату? 4.2Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы проверить правильность наших предположений и получить дополнительную информацию? (карты: физическая карта восточной Европы, карта природных зон, климатическая карта, историческая карта расселения древних славян- в учебнике ) Слайд 7. - Как вы думаете, может ли карта быть источником знаний о жизни людей в древности? (да, нет) -Почему так считаете? - Приходилось ли вам сталкиваться с картами? В каких случаях (ситуациях)? Помогали ли вам карты? - Посмотрите внимательно на те карты, которые у вас лежат на партах и предложите, как мы ими сегодня сможем воспользоваться? (зафиксировать предложения детей и попытаться применить их предложения.) -Над чем мы сейчас начали работать? (способом получения информации из карт) 4.3Исследование. - С какими картами мы будем работать? (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая) - О чем могут рассказать карты? - Как будем собирать информацию?( у каждой карты есть свой текст-легенда, мы можем прочитать его в условных обозначениях, цвет играет большую роль в определении рельефа местности, растительности, расселения, так происходит изучение легенды каждой карты) -Зная легенды карт, попробуйте собрать информацию о восточных славянах (исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию, что позволяет создавать версии описания жизни людей.) – работа в группах 4.4Обмен информацией. Слайд 8. - Используя историческую карту, попробуем определить место проживания восточных славян (в восточной части Европы, в долинах рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.) - Как ты узнал? (по условным обозначениям) - Как описать место жительство восточных славян? - Может быть вам помогут географические объекты, которые были в старину и сейчас есть? Что это за географические объекты? (реки, моря) - На какой карте можно найти современные географические объекты? (физической) -Попробуем совместить историческую и физическую карты. -Какая же информация из карточек о месте проживания славян верная? (долины рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.) -Между какими морями селились славяне? (Черное, Белое, Балтийское) - Как вы узнали, с помощью чего? (условных обозначений) - Как быть с характеристиками природы? - Можем ли описать природу по карте? -По какой карте это можно сделать и с помощью чего? (по карте природных зон, с помощью условных обозначений) -Какие характеристики природы верные? (зона лесов, полноводные реки) - Как вы определили? (помогла карта природных зон и физическая карта) -Теперь поговорим о климате. Как быть с его описанием? -По какой карте можно определить климатические условия проживания восточных славян? (по климатической карте) -Какие карточки выберете для описания климата? (хорошо выражены все времена года, лето теплое, зима холодная со снежным покровом) -Как вы это определили? (с помощью условных обозначений) - Есть ли лишние карточки? Почему? - Что помогло вам выбрать верные характеристики? (карты) 4.5Связывание информации. - По какой карте можно определить внешний вид , характер, одежду, занятия, жилище славян? -По карте мы можем это узнать? (нет) -Работа в группах, обмен информацией: 1 группа- убранство дома, 2группа- внешний вид, одежда славян, 3 группа- характер славян, 4 группа- как трудились и отдыхали славяне. Слайд 9. - Что можете предположить, включив воображение, какие дома могли быть у славян? (славяне жили в маленьких домиках, напоминающих избушки; на столе в каждом доме был хлеб и соль, так древние славяне встречали гостей; убранство дома- деревянные лавки, столы, печь из камней и глины; пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством: они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище и целый день не покладая рук, трудились по хозяйству). Слайд 10. -Предположите теперь, каков был внешний вид наших предков- восточных славян? (были славяне очень сильными, высокого роста, с румяным цветом лица и русыми волосами, светлоглазые, мужчины носили бороду, рослые, носили широкие рубахи и шаровары, рубаху подвязывали поясом, женщины носили длинные платья или сарафаны, платки на голове, были румяные, зимой славяне одевались в шкуры убитых животных , а летом- носили одежду из льна и шерсти) Слайд 11. -Предположите, каков был характер славян и почему? (славяне были смелыми и отважными воинами, когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на ее защиту, трусость, предательство осуждались; любили свободу и не склонны были ни к рабству, ни к повиновению; хвалили славян за гостеприимство и приветливость к чужакам, даже с пленниками своими они обращались мягко, миролюбиво и человечно). Обоснуйте свою точку зрения, используя русские пословицы, поговорки: «Лучше смерть принять, чем Родину предать», «Один за всех и все за одного», «Смелый воин тысячи водит», «Честь солдата береги свято» и т.д. Слайд 12. -Предположите, как жили славяне, отдыхали? Аргументируйте свою точку зрения (выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща, поэтому славяне жили вместе; умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать, любили петь, танцевать, почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный инструмент: рожок, гудки, гусли, балалайки, баяны и скрипки). - Да, ребята, вы выдвинули верную точку зрения. Семьи и роды объединялись в общины, а несколько общин, говорящих на одном языке, составляли племя. Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов. Позже во главе племен становились князья, а союзы племен стали называться княжествами. - На чем вы основывались, когда выдвигали свои гипотезы? (на информации, полученной с помощью карт) -Как бы вы теперь ответили на вопрос урока, может ли быть карта источником информации о славянах? -Точную информацию о климате, природе, месте проживания получили с помощью карты, а как мы узнали о занятиях, внешнем виде славян и др. ? (предположили, вообразили, основываясь на карте) 4.6 Применение. -Но мы выдвинули предположения (как окончательное осмысление, понимание происходящего детям предлагаются тексты, предположительно о славянах; соотнеся их с использованными картами, ученики доказывают, что в 1 тексте идет речь о славянах, а во 2 -нет; вот теперь дети убеждены- понимание достигнуто и оказалось, что карту можно читать как интересную книгу) -Давайте проверим их и для этого прочтем научно-познавательные тексты. 1.Как жили восточные славяне. Слайд 13. Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым летом восточные славяне распахивали землю и выращивали рожь, пшеницу, ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Охота в лесу давала много дичи, а из теплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили теплую одежду, которую носили морозной зимой. -Правильную ли информацию мы определили с помощью карт, верны ли наши предположения? -У меня на слайде записан еще один текст. Я думаю, что он тоже о восточных славянах. Послушайте его, выскажите свое мнение. 2.Восточные славяне. Слайд 14. « В долине Ганга жарко и влажно. Её покрывают густые леса – джунгли. Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветки крепко сплетаются друг с другом. От густой листвы даже днем в джунглях бывает темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускаются яркие и душистые цветы. Местные жители верят, что именно здесь можно встретить духа вечнозеленого леса. Путнику можно питаться бананами, кокосовыми орехами. Но в джунглях человека подстерегают опасности – хищные звери, ядовитые насекомые и змеи». - Этот текст о жизни восточных славян? Почему так думаете? - Что помогло вам определить, что этот текст не про славян? -Придя, домой вы смело можете сказать, что умеете получать знания с помощь карты. Но вас обязательно спросят, как получить знания с помощью карты? (прочесть ее легенду) -Молодцы, вы действительно можете получать новую информацию с помощь карты. -Над каким понятием вы сегодня работали? (восточные славяне) -С помощью какого способа мы получили информацию о жизни восточных славян? (анализ картографического материала) 4.7 Физминутка. Русоволосые и сероглазые Лицом все светлые и сердцем славные Древляне, русичи, поляне Скажите кто мы? - Мы славяне! (руки вверх) Своей статью все пригожие Все разные и все похожие Зовемся ныне - россияне Издревле кто мы? - Мы славяне! (руки вверх) Мы славяне молодые Чтим предания святые Наши предки день за днем Помогают нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ) | - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К); -планирование, прогнозирование (Р); |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин) | 6.1 Работа в рабочей тетради стр.3 № 2 (самостоятельная работа с самопроверкой по учебнику) «Закончи предложения»: Потомки восточных славян- Древняя Русь- 6.2 А вот как о расселении племён на земле рассказано в летописи Нестора. Слайд 16. «..После потопа три сына Ноевы: Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна — Хаму, север и запад —Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы… Полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами: они построили себе город назвали его Новгородом. Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями». - Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен(поляне, дреговичи, славяне, радимичи, северяне, кривичи и др.) - Используя карту, словари, предположите, как появились названия некоторых славянских племен (работа в парах с последующей коллективной проверкой по эталону). Слайд 17. поляне – жители полей древляне – жили среди “дерев” дреговичи – жили у болот (“дрягва” означает болото) словене (ильменские)-жили около озера Ильмень 6.3 Работа в рабочей тетради № 3 «Поработайте с картой. Впишите названия племен восточных славян» (самостоятельная работа с взаимопроверкой) | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); -контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р); -самоопределение (Л) |