– Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем. – Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья | Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29) – Рассмотрите схему слова иголка. – Сколько слогов в слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Что вы можете сказать о втором слоге? – Что вы можете сказать о третьем слоге? 2.Знакомство со звуком [и] и буквой И – Еще раз произнесите первый слог. – Сколько в нем звуков? – Какой это звук? – Почему? –Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты. Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И. (Учитель показывает карточку с буквами И, и.) – Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа? Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. – Сколько здесь дощечек? – Три! – А какая буква? – И! Е. Тарлапан Буква И наискосок Примеряла поясок. Сверху вниз его тянула — К правой ножке пристегнула. Г. Ванюхина – Выложите букву И из счетных палочек 3. Чтение стихотворения Б.Берестова «Ивы». Дифференцированное задание. – Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная? Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся 4. Дидактическая игра «Кто больше?» – Кто назовет больше всех слов со звуком [и]? – Определите место звука [и] в слове. – Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]? 5. Введение понятия о многозначности слова иголка (учебник, с. 30) – Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили? 6.Составление предложения со словом ёжик – Придумайте предложение про ёжика 7. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам – Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку Физкультминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём. Дальше мы пешком пойдём | Рассматривают схему. – Три слога. – Второй. – Один звук – [и]. – Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол]. – В третьем – слияние согласного с гласным [ка] - [и]. - Один. - Гласный. Объясняют, слушают учителя. Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворения. Выкладывают из счетных палочек букву И. Читают стихотворение, находят букву И в словах, называют. Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова. – Мягко – Слово одно, а значения разные (иголка у сосны, швейная, у ежа) Работают в паре: предлагают свой вариант предложения о ёжике – Мама … (повязала на мальчика шарф; надела на мальчика шапку; дала мальчику карандаш и ручку; дала рюкзак и пенал) Выполняют движения по тексту | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
1. Работа с пословицами (учебник, с. 28) – Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»? – Расскажите о своем лучшем друге. – Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»? – Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?» – Сколько букв И в пословице? 2. Роль ударения в слове – Вспомните, какую роль в слове играет ударение? – Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение? 3. Работа с рисунком (учебник с. 30) – Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. – Как назвать эти предметы одним словом? – Какой предмет можно назвать лишним? Докажите
4. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28) – Кого вы видите на рисунке? – Опишите, как он одет. – С кем беседует Иван-царевич? – Кто обычно в сказках живет в избушке на курьих ножках? – Кого ищет Иван-царевич? – Придумайте предложение к схеме 5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица» – Рассмотрите рисунки. – Кто на них изображен? – Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий. – Озаглавьте каждую часть. – Придумайте с другом конец сказки 6. Работа с «лентой букв» – На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение | Слушают пословицу, отвечают на вопрос. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге Отвечают на вопрос учителя. Находят в пословице буквы И, считают их Отвечают на вопросы – Грабли, рубанок, клещи, пила. – Инструменты. – Грабли. Это сельскохозяйственное орудие труда, остальные используются в строительстве – Ивана-царевича. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту» Рассматривают рисунки. – Журавль и лисица. Выполняют задания учителя. Рассказывают сказку – Гласные буквы располагаются на красном фоне. – А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |