Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по литературному чтению. технологии. музыке. »
Интегрированный урок в 3 классе по литературному чтению, технологии, музыке
Учитель Кабанова Ольга Витальевна МКОУ СОШ №4
г. Михайловка Волгоградской области
Тема: С. Есенин «Берёза».
Цель:
формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза».Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об эпитете как образном средстве языка через составление синквейна.
2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.
3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
4. Обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;
5. Создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.
Коммуникативные УУД : развивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные УУД: развивать умение включать действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Личностные УУД: развивать умения, которые позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями ,позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД: развивать умения производить действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Оборудование:
Ход урока.
I Оргмомент.
Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.
II Введение в тему. Постановка целей.
Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты:
Только скажут – Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин.
Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза». Открыть тему.
III Рассказ об авторе.
Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.
Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.
С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.
С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.
IV Выставка книг.
Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.
V Подготовка к восприятию.
Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья. Назовите их.
Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Берёза.
Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.
(Все деревья убрать, оставить берёзу)
Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Это истинно русское дерево. Её часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица и т. д. На «зелёные святки: в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заламаю».
Ребята, кто помнит, что такое эпитет?
(Доска) Эпитет – слово греческого происхождения, обозначает образное определение.
Словесно-речевая игра «Плетём венок» (работа в парах)
Ребята, сейчас мы с вами тоже сплетём венок из эпитетов, подходящих к образу берёзки ( на партах карточки).
Звучит романс на стихи Есенина .
Дети по очереди зачитывают эпитеты на карточках и учитель приклеивает их на доску в виде венка вокруг иллюстрации берёзы (застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая…) Несколько эпитетов дети называют самостоятельно, чтобы наполнить венок цветами. За каждый эпитет клеится цветок.
Посмотрите, какой венок мы сплели из эпитетов. Они вам пригодятся для составления синквейна
3.)Составление синквейна (работа в группах)
VI Физминутка.
VII Работа со стихотворением.
Первичное знакомство с текстом.
Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели.
Чтение стихотворения учителем.
Какой же предстала перед вами берёзка?
В какое время года описано деревце?
Самостоятельная работа со стихотворением.
Давайте прочитаем стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения.
Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?
Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.
Анализ произведения.
Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
Какой художественный прием использует автор? Сравнение.
Как говорит о кистях берёзы?
О чем ещё мы так говорим? Цветы.
Как называется такой прием? Сравнение.
Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.
Какое время дня рисует поэт? Утро.
Почему вы так решили? Заря.
Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.
Прочитайте, как занимается заря зимой.
Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
Где ещё используется этот прием?
Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.
Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Работа над выразительностью.
Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения.
Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры: на доске.
- короткая пауза
| - пауза средней длины
|| - длительная пауза
- движение голоса
_________ - слово, на которое падает логическое ударение
Белая берёза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Коллективная работа.
Разобрать знаки, прочитать в соответствии с партитурой.
Самостоятельное выполнение партитуры.
Чтение вслух несколькими учащимися. Рекомендации для учащихся.
VIII Технология
Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Несколько репродукций
Посмотрите, какой она может быть разной.
Сегодня я предлагаю вам немного побыть творцами.
Учитель объясняет последовательность выполнения поделки.
Показ лучших работ.
IX Обобщение.
А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых указаны строчки из произведения не по порядку.
Задание:
Укажите по порядку строчки произведения. Прочитайте выразительно.
X Итог.
С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?
Какова тема стихотворения, прочитанного нами.
Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?
Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.
XI Рефлексия.
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями – прикрепляют желтые листочки, художниками – зеленые, исследователями – оранжевые.
Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.
XII Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение С Есенина «Берёза», оживить берёзку.