Цель этапа: новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Постановка учебной задачи. Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? (Высказывания детей) 2 слайд – « К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». В рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» вы узнали об одном случае из жизни великого норвежского композитора Э. Грига, который послужил поводом для возникновения знаменитого музыкального произведения. Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», но вместе с тем, войдём в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига.
Сообщения детей о писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э. Григе. 3-слайд 1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. 2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки. - О каком замечательном человеке К. Г. Паустовский написал в своем рассказе? (об Э. Григе) 4- слайд 3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене.(5-лайд) С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. 4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Обобщение: Что нового узнали о К.Г. Паустовском и Э. Григе? - Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. 5) Открытие» детьми нового знания. Мозговой штурм. Работа над проблемным вопросом: 6-слайд -Так чем же должен жить человек? -Что делает человека счастливым? Стадия осмысления. Определение главной мысли (работа в группах). Звучит музыка Э. Грига. Правила работы в технике мозгового штурма: 1.Любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей. 2.Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются. 3.Приветствуются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей. 4.Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. 5.Главная цель – получить как можно больше идей. - Общий вывод. Так чем же должен жить человек? Что делает человека счастливым? (самооценка: учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы) - А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. (4) - О чем говорится в каждой части? (1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте) - Дома вы работали над картинным планом. С помощью картинного плана составьте словесный план рассказа. Работают в группах. В это время звучит музыка Э. Грига "Хольберг. Сюита"). - Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план: 1. Встреча. 2. В доме композитора. 3. Дагни в гостях. 4. На концерте. (Слайд 7) - Спасибо. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что все составили словесный план. Какое бы вы еще дали название рассказу? - Да, некоторые заголовки действительно соответствуют этому произведению. Но оставим выбор за автором, ведь это романтическое название настораживает, в нём чувствуется какая-то тайна. 4.Развитие навыков чтения. - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего леса (чтение «цепочкой»)
Запишите опорные слова описания леса
Самооценка.
Физминутка. Посмотрели на рисунки на доске. Поморгали. Представили осенний лес. Встали, потянулись руками к теплому осеннему солнышку, тянемся выше, выше. Покачались из стороны в сторону, не поворачивая головы. Сели.
- Работа с выставкой рисунков. Учитель выбирает рисунок, наиболее соответствующий описанию леса. Вывод: посмотрев на выставку рисунков, мы увидели, что многие из ребят проиллюстрировали отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего елового леса. 5.Работа над проблемным вопросом: - Почему произведение названо «Корзина с еловыми шишками»?
- Да, счастливый случай послужил основой для описанных событий. Именно тяжёлая корзина с еловыми шишками привлекла внимание великого композитора к её хозяйке. 6.Работа над 1 частью рассказа - Давайте еще раз вернемся к встрече Дагни и Грига. - Где встретился Григ с девочкой? (Слайд 8)
- Опишите эту местность словами из текста (стр.47) Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. Чтение по ролям отрывка.
-Что в разговоре самое главное?
Продолжите мысль: Дагни понравилась Григу. Она была мала, но …. - Что надеялась получить в подарок девочка? (игрушку) - Почему композитор задержал на 10 лет свой подарок? В чем необычность подарка?
7. Работа над 2 частью произведения. - Что больше всего поразило вас в убранстве комнаты композитора. Почему же комната была пуста? (Так лучше звучала музыка. Чтобы композитора ничто не отвлекало от работы.) (Слайд-9) - Да, рояль был главным украшением комнаты. Его называют королем инструментов, так как с него начинается любое симфоническое произведение. А о чем он пел? С чем сравнивается рояль? Зачитайте («Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.») -Какой приём использует автор? ( олицетворение) - Почему о рояле автор пишет как о живом? (Григ вкладывал в музыку свою душу и любовь). - Найдите в этом отрывке ключевые слова. (Клавиши…тосковали, смеялись, гремели….смолкали) - Что напоминают нам эти слова? (Как звучит музыка: она то тоскует, то смеется, то грустит, а то вдруг замирает) - Найдите в этой части самые важные на ваш взгляд слова 8.Работа над заключительной частью произведения. Слайд-10. - Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем музыку ( Прослушивание произведения Музыка Э. Грига из сюиты « Пер Гюнт» « Утро») - Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"? (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.) - Что композитор изображает на ваш взгляд в произведении? Солнышко всходит И небо светит. Природа проснулась И утро пришло.
- Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет) - А какая? (тревожная, нежная, лиричная) - Да, действительно, эта музыка не только лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового. - А что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига? («Да! Это был ее лес! Ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!») - Почему автор выделяет эти слова? (Он хочет показать, что Дагни вспомнила все: встречу в лесу, корзину с еловыми шишками, поняла, что это ее музыка, это подарок для нее.) - Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Она плакала.) - Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.) - О чем Дагни думала в эти минуты? (Она хотела поблагодарить композитора за щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)
- Какое время года описывает в рассказе Паустовский?
Задание каждой группе: 1 группа - описание лета, белых ночей (с. 54, 3 абзац) 2 группа - описание музыки (с. 56, 4 абзац) 3 группа - описание зимы (с. 51, 4,5 абзац) 4 группа - описание осени (с. 47, 5 абзац) Прием « Двойной дневник » | (Высказывания детей) Нацеливание на перспективу Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями. Сообщения учащихся Сообщения учащихся Ответы детей Опираясь на знания о творчестве писателя К. Паустовского и Э. Грига, учить детей анализировать полученную информацию, делать выводы. Высказывание идей. (Приносить радость, быть заботливым, щедрым. Да, добрые дела, талант, красивые поступки сделали Паустовского и Грига бессмертным. Дети называют заголовки. («Подарок», «Встреча»…) Учащиеся читают по цепочке, находят выразительные средства языка. (мох, туман, грибной воздух, золото листьев, весёлое эхо) Учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы) Григ любил еловые леса, любил красоту Родины, главным богатством были еловые леса) Ответы учащихся. (в норвежском лес.) Ученики дают описание Выделенному объекту. Формирование навыков выразительного чтения через чтение по ролям отрывка произведения (обещание подарить подарок) (трудолюбива, доверчива, мила, имела доброе сердце). Ответы учащихся. (Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку). (Она была почти пуста. Главным его украшением был рояль.) Учащиеся работают с текстом. Выборочное чтение. Формирование навыков выразительного чтения через чтение по ролям отрывка произведения. Учащиеся анализируют текст. Выборочное чтение. Учащиеся слушают и анализируют музыкальное произведение. Учащиеся анализируют текст. Выборочное чтение (осень, зиму, лето - белые ночи) Ученики работают в группе. Дети делят страницу на две части, в первой части дают описание из книги, во второй-свое описание, на основе личного опыта. | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений) Коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Овладение основами коммуникативной деятельности; -освоение правил групповой работы; -осознание на практическом уровне значимость работы в группе Познавательные УУД – соотносить знакомый и незнакомый материал. Познавательная: самостоятельно делать выводы; Коммуникативная – участие в обсуждении Регулятивные: Определять последовательность своей работы коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - умение договариваться, находить общее решение; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других Познавательные УУД Овладение умениями озаглавливать текст, работать с текстом (выборочное чтение), умение ориентироваться в тексте, выписывать опорные слова; умение соотносить иллюстрацию с текстом. Метапредметные универсальные учебные действия: осуществление синтеза, анализа, сравнения. Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения. -Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев; -умение соотносить поступки героев с нравственными нормами Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения -адекватно передавать информацию; -отображать предметное содержание в речи Читательские компетентности. Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация. Формирование у учащихся умения учиться самостоятельно находить нужную информацию в учебных пособиях Личностные : Метапредметные универсальные учебные действия своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации - контроль над временем выполнения задания *познавательные: - осуществление синтеза, как составление целого из частей, анализа, сравнения, классификации; -развитие познавательного интереса, -строить речевое высказывание в устной форме УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе, - навыки сотрудничества (работа в паре, группе). -контролировать действия партнёра |