kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 4 классе по теме К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".Это урок комбинированного типа с использованием технологии интегрированного обучения (чтение и музыка) и элементов технологии развития критического мышления и личностно-ориентированного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе по теме К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»



Урок литературного чтения в 4 классе по теме: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Технологическая карта урока.



Тема урока

Место урока по теме

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Третий урок по теме К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Тип урока

Формы, приемы, методы

комбинированного типа, использована технология интегрированного обучения (литературное чтение и музыка).


Практический, метод контроля и самоконтроля, методы стимулирования и мотивации, частично-поисковый с различными приёмами критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах.


Цели и задачи урока

Планируемые результаты

Цель урока: знание учащимися содержание произведения К.Г. Паустовского, развивать умение выражать свои мысли и чувства с опорой на литературное произведение и произведения искусства.


Задачи:

1) способствовать расширению кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через изучение литературного произведения; формировать целостное представление о слове, музыке, развивать интерес к литературе;


2) продолжать работу над развитием речи, развитием процессов мышления через анализ задач урока и литературного текста;


3) воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки сотрудничества.


Планируемые результаты:

Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование, моделирование понятия, умение использовать главу текста , структурировать знания по теме урока .

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

Технология развития критического мышления.

Технология интегрированного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения

Информационно-коммуникационная технология

мультимедийное сопровождение – презентация,

карточки для заполнения, шаблоны. записи музыки Э. Грига, выставка рисунков детей



ХОД УРОКА


Структура деятельности.

Этапы.


Деятельность учителя.


Деятельность ученика.


Компетенции/УУД

I этап: организационный

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


  1. -Улыбнитесь друг другу.

Подарите и мне свои улыбки.

Опустите веки.

Расслабьте мышцы лица, шеи, рук.







- Эмоциональный настрой на работу

-снятие напряжения перед работой на уроке



Личностно-смысловая .

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

II этап. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.




Актуализация

субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации


(Учитель на фоне музыки читает вслух два отрывка)

  1. «Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей;

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей»…

2. «Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть».

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт?

( Ответы детей).

- Действительно то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас. Автор стихов даёт совет всем людям, как пройти свой жизненный путь. Все лучшее в человеке надо отдавать людям, только это делает человека по-настоящему счастливым. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок. Это русский писатель К. Г. Паустовский и норвежский композитор Эдвард Григ.
















Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.














Метапредметные

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);








III этап: Изучение нового материала.





Цель этапа: новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.


























































  1. Постановка учебной задачи.

Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка? (Высказывания детей)

2 слайд – « К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

В рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» вы узнали об одном случае из жизни великого норвежского композитора Э. Грига, который послужил поводом для возникновения знаменитого музыкального произведения.

Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», но вместе с тем, войдём в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига.



Сообщения детей о писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э. Григе.


3-слайд

1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.


2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.


- О каком замечательном человеке К. Г. Паустовский написал в своем рассказе? (об Э. Григе) 4- слайд


3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене.(5-лайд) С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.


4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.


Обобщение: Что нового узнали о К.Г. Паустовском и Э. Григе?


- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.


5) Открытие» детьми нового знания.


Мозговой штурм. Работа над проблемным вопросом:

6-слайд

-Так чем же должен жить человек?

-Что делает человека счастливым?


Стадия осмысления. Определение главной мысли (работа в группах).

Звучит музыка Э. Грига.

Правила работы в технике мозгового штурма:

1.Любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

2.Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

3.Приветствуются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4.Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5.Главная цель – получить как можно больше идей.


- Общий вывод. Так чем же должен жить человек?

Что делает человека счастливым?


(самооценка: учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы)


- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

(4)

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)


- Дома вы работали над картинным планом. С помощью картинного плана составьте словесный план рассказа.

Работают в группах. В это время звучит музыка Э. Грига "Хольберг. Сюита").

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. На концерте. (Слайд 7)


- Спасибо. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что все составили словесный план.

Какое бы вы еще дали название рассказу?

- Да, некоторые заголовки действительно соответствуют этому произведению. Но оставим выбор за автором, ведь это романтическое название настораживает, в нём чувствуется какая-то тайна.

4.Развитие навыков чтения.

- Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего леса (чтение «цепочкой»)



Запишите опорные слова описания леса







Самооценка.







Физминутка. Посмотрели на рисунки на доске. Поморгали. Представили осенний лес. Встали, потянулись руками к теплому осеннему солнышку, тянемся выше, выше. Покачались из стороны в сторону, не поворачивая головы. Сели.



- Работа с выставкой рисунков.

Учитель выбирает рисунок, наиболее соответствующий описанию леса.

Вывод: посмотрев на выставку рисунков, мы увидели, что многие из ребят проиллюстрировали отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего елового леса.

5.Работа над проблемным вопросом:

- Почему произведение названо «Корзина с еловыми шишками»?



- Да, счастливый случай послужил основой для описанных событий. Именно тяжёлая корзина с еловыми шишками привлекла внимание великого композитора к её хозяйке.

6.Работа над 1 частью рассказа

- Давайте еще раз вернемся к встрече Дагни и Грига.

- Где встретился Григ с девочкой? (Слайд 8)



- Опишите эту местность словами из текста (стр.47)

Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

Чтение по ролям отрывка.



-Что в разговоре самое главное?



Продолжите мысль: Дагни понравилась Григу. Она была мала, но ….

- Что надеялась получить в подарок девочка? (игрушку)

- Почему композитор задержал на 10 лет свой подарок? В чем необычность подарка?



7. Работа над 2 частью произведения.

- Что больше всего поразило вас в убранстве комнаты композитора. Почему же комната была пуста? (Так лучше звучала музыка. Чтобы композитора ничто не отвлекало от работы.) (Слайд-9)

- Да, рояль был главным украшением комнаты. Его называют королем инструментов, так как с него начинается любое симфоническое произведение. А о чем он пел? С чем сравнивается рояль? Зачитайте («Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.»)

-Какой приём использует автор? ( олицетворение)

- Почему о рояле автор пишет как о живом? (Григ вкладывал в музыку свою душу и любовь).

- Найдите в этом отрывке ключевые слова. (Клавиши…тосковали, смеялись, гремели….смолкали)

- Что напоминают нам эти слова? (Как звучит музыка: она то тоскует, то смеется, то грустит, а то вдруг замирает)

- Найдите в этой части самые важные на ваш взгляд слова

8.Работа над заключительной частью произведения.

Слайд-10.

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем музыку ( Прослушивание произведения Музыка Э. Грига из сюиты « Пер Гюнт» « Утро»)

- Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"?

(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

- Что композитор изображает на ваш взгляд в произведении?

  • Солнышко всходит

  • И небо светит.

  • Природа проснулась

  • И утро пришло.



- Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет)

- А какая? (тревожная, нежная, лиричная)

- Да, действительно, эта музыка не только лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.

- А что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига? («Да! Это был ее лес! Ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!»)

- Почему автор выделяет эти слова? (Он хочет показать, что Дагни вспомнила все: встречу в лесу, корзину с еловыми шишками, поняла, что это ее музыка, это подарок для нее.)

- Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Она плакала.)

- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)

- О чем Дагни думала в эти минуты? (Она хотела поблагодарить композитора за щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)



- Какое время года описывает в рассказе Паустовский?



Задание каждой группе:

1 группа - описание лета, белых ночей (с. 54, 3 абзац)

2 группа - описание музыки (с. 56, 4 абзац)

3 группа - описание зимы (с. 51, 4,5 абзац)

4 группа - описание осени (с. 47, 5 абзац)

Прием « Двойной дневник »




(Высказывания детей)










Нацеливание на перспективу




Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.














Сообщения учащихся











Сообщения учащихся



























Ответы детей









Опираясь на знания о творчестве писателя К. Паустовского и Э. Грига, учить детей анализировать полученную информацию, делать выводы.

















Высказывание идей.

(Приносить радость, быть заботливым, щедрым.

Да, добрые дела, талант, красивые поступки сделали Паустовского и

Грига бессмертным.






















Дети называют заголовки.

(«Подарок», «Встреча»…)






Учащиеся читают по цепочке, находят выразительные средства языка.



(мох, туман, грибной воздух, золото листьев, весёлое эхо)



Учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы)






















Григ любил еловые леса, любил красоту Родины, главным богатством были еловые леса)








Ответы учащихся.

(в норвежском лес.)


Ученики дают описание

Выделенному объекту.

Формирование навыков выразительного чтения через чтение по ролям отрывка произведения



(обещание подарить подарок)


(трудолюбива, доверчива, мила, имела доброе сердце).


Ответы учащихся.

(Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку).


(Она была почти пуста. Главным его украшением был рояль.)





Учащиеся работают с текстом. Выборочное чтение.

Формирование навыков выразительного чтения через чтение по ролям отрывка произведения.





Учащиеся анализируют текст. Выборочное чтение.











Учащиеся слушают и анализируют музыкальное произведение.



















Учащиеся анализируют текст. Выборочное чтение























(осень, зиму, лето - белые ночи)



Ученики работают в группе.




Дети делят страницу на две части, в первой части

дают описание из книги, во второй-свое описание, на основе личного опыта.





Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

















Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)


















Коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)












Овладение основами коммуникативной деятельности;

-освоение правил групповой работы;

-осознание на практическом уровне значимость работы в группе
















Познавательные УУД – соотносить знакомый и незнакомый материал.



















Познавательная: самостоятельно делать выводы;

Коммуникативная – участие в обсуждении















Регулятивные: Определять последовательность своей работы



коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


Коммуникативные: Слушать и понимать речь других


Познавательные УУД

Овладение умениями озаглавливать текст, работать с текстом (выборочное чтение), умение ориентироваться в тексте, выписывать опорные слова; умение соотносить иллюстрацию с текстом.






















Метапредметные универсальные учебные действия: осуществление синтеза, анализа, сравнения.










Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения.


-Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев;


-умение соотносить поступки героев с нравственными нормами










Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения



-адекватно передавать информацию;

-отображать предметное содержание в речи




Читательские компетентности.
















Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.







Формирование у учащихся умения учиться самостоятельно находить нужную информацию в учебных пособиях


Личностные :


Метапредметные универсальные учебные действия своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- контроль над временем выполнения задания

*познавательные:

- осуществление синтеза, как составление целого из частей, анализа, сравнения, классификации;

-развитие познавательного интереса,

-строить речевое высказывание в устной форме

УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе,

- навыки сотрудничества (работа в паре, группе).

-контролировать действия партнёра

IV Закрепление изученного материала.

Цель этапа:

Включение нового знания в систему знаний;


- Сейчас проверим, как вы поняли произведение. Для этого выполним тест.

1.Какой приём использует автор в предложении:

Рояль мог петь обо всём ….Клавиши тосковали, смеялись, гремели...”

а) олицетворение;

б) эпитеты;

в) сравнение;

2.Определи два выражения, которые помогают понять главную мысль текста:

а) как аукнется, так и откликнется;

б) по заслугам и награда;

в) жизнь удивительна и прекрасна;

г) отдать всё без возврата;

3.Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?

а) он делает подарки для взрослых;

б) он будет делать его 10 лет;

в) он поедет за ним далеко.

4.Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсон?

а) больше года;

б) больше месяца;

в) 10 лет

5.В какой сборник ты поместишь это произведение?

а) в сборник сказок;

б) в сборник рассказов;

в) в сборник басен;

6.Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

а) на самом берегу Женевского озера;

б) в лесах около Бергена;

в) на окраине Стокгольма;

7.Кем была Дагни Педерсен?

а) дочь охотника;

б) дочь лесника;

в) дочь рыбака;

8.Почему Дагни не испугалась Грига?

а) она знала, кто он;

б) глаза у него смеялись;

в) она вообще никого не боялась;

9.Какой подарок Григ решил сделать девочке?

а) написать оперу;

б) написать песню;

в) написать музыкальную пьесу;

10.Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?

а) симфоническую;

б) народную;

в) весёлую;

11.Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?

а) она огорчилась;

б) она испугалась;

в) она испытала радостное потрясение и благодарность;

12.Где девушка услышала подаренную ей музыку?

а) в историческом музее;

б) в опере;

в) на концерте;


Самопроверка (учащиеся обмениваются листами, учитель показывает готовые варианты ответов)

Самооценка (Слайд 11)


































































учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы

Предметные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет. Ответы учащихся. Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.



V этап. Итог урока.


Цель этапа:

Учащиеся делают вывод урока и оценивают собственную деятельность на уроке


1.Прочитайте слова Эдварда Грига:

«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я может быть даже счастливее тебя, Дагни.»

- Как вы их понимаете? (Григ был счастлив. Он все отдал без возврата людям.)

- Какая еще очень важная мысль заключена в прочитанном? (Жизнь прекрасна и удивительна.)

- Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата.)

- Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант, щедрость. За все это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо».

Рефлексия

- А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»?

Что вам особенно показалось трудным при изучении этого произведения?

- А я хочу сказать «спасибо» вам. Сегодня вы учились жить. У вас еще все впереди. И пусть такие великие мастера, как К. Г. Паустовский и Эдвард Григ: один словом, другой музыкой пробуждают в вас чистые и добрые чувства. Пусть они будут для вас примером.

В произведении Дагни собирала шишки.у вас тоже есть шишки (по два шаблона для каждой команды).

-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали вам надо закрасить одну из шишек красным цветом.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым.

-Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки.


2.Оценка учителем деятельности обучающихся на уроке (используя листы самооценки)

Домашнее задание. Слайд-12.

1.Творческое задание - напишите свое сочинение о будущем Дагни. Кем бы могла стать она в будущем.

2. Подготовить пересказ понравившегося отрывка.


 

Личностно-смысловая:

Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения.

-Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев; умение соотносить поступки героев с нравственными нормами.



Коммуникативные: высказывания учащихся, умение слушать других












Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.


Личностные:

Понимают причины успеха в учебной деятельности




















Оценочный лист ученика __ класса __________________


Выступление с сообщением

Работа в группах


Устные ответы

Тест

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-14 баллов


















Норма оценки:

8-10 баллов – оценка «3»

16-18 баллов – оценка «4»

Более 20 баллов – оценка «5»































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 4 классе по теме К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Автор: Лаврентьева Надежда Петровна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 405185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства