kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "Право на имя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Систематизация знаний детей о правах и обязанностях; повышение интереса детей к значениям  разных имен; развитие связной речи детей.

Форма проведения:Час общения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Право на имя"»

Ход занятия:

Вводная часть

- Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение. С момента записи имени при государственной регистрации рождения гражданин приобретает право пользоваться им для участия в правовых отношениях, то есть приобретать и осуществлять под этим именем права и обязанности. Право на имя - одно из личных неимущественных прав гражданина. Присвоение человеку имени - основной способ индивидуализации личности в обществе, позволяющий выделить человека из массы других людей как вполне определенного участника общественных отношений. И сегодня мы с вами поговорим как раз об праве на имя.


Основная часть

- В древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей. Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник - называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый - Забава или Шумело. Часто использовались название месяцев, например Травень, это май на древнеславянском.Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучным именем.Давайте сейчас подумаем, а как бы вас назвали родители, если бы вы родились в древней Руси? (Дети по очереди отвечают. Обязательно нужно заметить, что придуманное имя должно быть по росту, особенностям телосложения, характеру, по времени рождения.)

- В средние века выбор имени во многом определялся сложившимися обычаями и религиозными установлениями, и зачастую имя отражало черты профессиональной деятельности человека. Так же в это время имени приписывали мистический характер.

  • Их имена, как правило, двусложные. Их составляющие – это слова и имена с положительным значением (например, имя Хильдегардис означает «борьба и защита»). Такие компоненты могли образовывать различные варианты, поэтому тезок в средние века было очень мало.

  • В них обязательно была часть имени кого-то из родственников (например, если отца звали Гардбальд, а мать - Гертрудой, то ребенок мог получить имя Гербальд).

  • Использование христианских имен (например, Петр, Павел, Мария и др.).

- В наше время решить, как будут звать будущего ребенка намного проще. Кто-то называет по родовой традиции, то есть через поколение, как дедушку или бабушку, кто-то называет так сказать по моде, или чтобы было просто и созвучно, но иногда при реализации права ребенка на имя возникают проблемы. В настоящее время является модной тенденция давать ребенку необычное, нетрадиционное имя, что впоследствии может повлечь различные последствия.Нет правовых оснований органу ЗАГС отказать в регистрации ребенка с нетрадиционным именем. Сейчас в России подрастают Матвей-Радуга, Иван-Коловрат, Князь, Принц, Ангел, Космос, Услада, Океана, Алена-Цветочек, Лиса, Россия. Это далеко не полный перечень «странных» имен. В современном законодательстве отсутствует даже примерный перечень оснований для отказа в регистрации выбранного родителями имени ребенка.

- Подобная ситуация уже возникала в 20–30 гг. XX в., когда детям давали имена, связанные с Октябрьской революцией и ее вождями (Октябрина, Ноябрина, Даздраперма (сокращенно от «да здравствует первое мая»), Ким (сокращенно от «коммунистический интернационал молодежи»), Владлен (сокращенно от «Владимир Ленин») и т. п.). Отдельно говорят о том, что один новорожденный в Перми получил имя Люцифер, а другого ребенка в 2002 году назвали Биологическим объектом человека рода Ворониных-Фроловых или сокращенно БОЧ рВФ 260602. Так, после присоединения Крыма впервые были зарегистрированы младенцы по имени Севастополь, а после событий на Ближнем Востоке девочка с именем Сирия. В последние нетрадиционные имена становятся все популярнее, именно этим объясняется появление таких имен как Космос, Март, Принц, Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, Мир, Голуба, Апрель, Индия, Росияна, Ляля, Радость и т. д.


Физминутка

- Сейчас мы немного отдохнем, а после физминутки продолжим.

Дети выполняют движения под видео.


- С фамилией все проходит еще проще. Она определяется фамилией родителей. Если родители имеют разные фамилии, то, по их соглашению, ребенку присваивается либо фамилия матери, либо отца.В России для обозначения связи лица с отцом и конкретной семьей, наряду с личным именем использовались отчество и фамилия.Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.

- А теперь давайте подумаем, как бы наше отчество звучало, если бы мы жили во времена Рюриковичей. (Дети по очереди отвечают. Нужно уточнить, что окончание «ич» добавляется к их настоящему отчеству)

- Эти исторические традиции закреплены и в действующем законодательстве, согласно которому имя гражданина включает в себя фамилию, собственно имя и отчество.Аналогичные правила закреплены в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния».

- А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про то, как на свет появился малыш, у которого не было имени и узнаем, как он его получил. (Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья-«Имя»)


Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

- О чем мы с вами говорили сегодня? (Ответы детей)

- Вы узнали что-нибудь новое? (Ответы детей)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему "Право на имя"

Автор: Александра Анатольевна Косиковская

Дата: 26.09.2024

Номер свидетельства: 656885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Права и обязанности"
    ["seo_title"] => string(22) "prava_i_obiazannosti_2"
    ["file_id"] => string(6) "563212"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605190244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого занятия на тему" Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiektotkrytoghozaniatiianatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459081490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока на тему "Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokanatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459079214"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект занятия "Права ребенка""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-zaniatiia-prava-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "306841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458208856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Мероприятие для педагогов. Тема:"Правила межличностного общения". "
    ["seo_title"] => string(78) "mieropriiatiie-dlia-piedaghoghov-tiema-pravila-miezhlichnostnogho-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124275"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414671900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства