Представлен конспект урока "Символы государства".Можно использовать как на уроке окружающего мира УМК Школа России, так и внеклассных мероприятиях любого УМК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Символы государства"»
Сценарий классного часа
на тему «Символы России»,
проведенного 1 сентября 2018 г во 2 –а классе
МКОУ Оленинская СОШ
Цель: дать общее представление о современной государственной символике, о понятиях «гимн», «герб», «флаг».
Планируемые результаты: учащиеся получат общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг», о современной государственной символике.
Обучающие: помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина», учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.
Развивающие: развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально - патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству, развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы
способствовать развитию памяти, коммуникативным навыкам, творческому воображению.
Воспитывающие: воспитание познавательного интереса и уважения к символам России,эмоционально-чувственного отношения к музыке.
Формирование УУД
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Регулятивные УУД:
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания.
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из иллюстраций;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них территорию России;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
-донести свою позицию до других:оформлятьсвою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Методические приемы:
Беседа - обращение к личному опыту детей.
Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)
Изучение флага и герба - символов России.
Творческая работа с использованием практического опыта детей.
Учитель: - Сегодня перед вами школа открыла свои двери, предлагает открыть тайны знаний. А всё это стало возможным благодаря тому, что мы живем в замечательном государстве. Стране, в которой о детях заботятся.
- А как называется наша страна? Отгадайте ребус (Россия) слайд 1
Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.
- Найдите ее на глобусе. Посмотрите, какая она большая.(Работа с глобусом)
У каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. К символам государства относятся гимн, герб, флаг. Сегодня мы познакомимся с символами нашего государства – Российской Федерации.
Российский герб
У каждого государства и почти у каждого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей родины – России.
Учитель: - Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Слайд 3)
- В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
Учитель: - Где мы можем увидеть изображение герба?
Дети: - На пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.
На гербе изображен всадник. Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым ГеоргиемПобедоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змия. Царь-отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего корьем змея, является гербом, т.е. отличительным знаком Москвы – столицы России.
Учитель: - Посмотрите на карту, покажите столицу России. Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия – символ зла.
- На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно?
Дети: - У орла две головы.
Учитель: - Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.
Учитель: - Крылья орла подняты – почему?
Дети: - Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.
III. Государственный флаг (Слайд 5)
Учитель: - История флага России началась очень давно.
Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку. К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.
Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др. Именно в 17 веке слава защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1. Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.
Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г.
Учитель: - Какую форму имеет флаг?
Дети: - Прямоугольную форму.
Учитель - Из скольких полос состоит флаг?
- Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
- Кто из вас знает, как иначе называется флаг?
Дети: - Знамя.
Учитель: - Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – Голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение. Поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.
Учитель: - Какие цвета вы видите на нашем флаге?
Дети: - Белый, синий, красный.
- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
- Что означает белый цвет?(Дети читают на слайде)
Дети: - Мир, чистоту, доброту.
- Что означает синий цвет?
Дети: - Надежду, веру, верность.
- Что означает красный цвет?
Дети: Смелость, честность, храбрость.
Учитель:Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого , синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
Учитель: - Когда поднимают флаг?
Дети: - Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
Учитель: - Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трехсот лет!
Ученик читает стихотворение
Пусть крепнет от моря до моря Двуглавого сила орла! Пусть вечно на вольном просторе Россия стоит, как скала! Пусть высится гордо и смело… Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
Государственный гимн. ( Сайд 7 )
Учитель: - О каком символе России мы еще не поговорили?
Дети: - Гимн.
Учитель: Что такое гимн вообще? Песня главная в стране! В гимне российском есть такие слова: Россия – любимая наша страна. Россией гордимся, России верны, И нету на свете лучше страны. Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов. А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил. Гимн слушаем стоя и молча всегда: Его нам включают в момент торжества! Из стихотворения о гимне вы поняли, как нужно его слушать. Ученики.Гимн нужно слушать стоя и молча
Учитель.
Давайте послушаем гимн нашей страны.
Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях. Каких?
- Мы знаем, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.
Учитель: - Зачем же это делают?
Дети: - Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.
Учитель: - Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.
Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю.
Работа в группах Практическая работа. (Приложение 1)
1 группа. Закрасить флаг. Вспомнить значение цветов флага
2 группа .Собрать пазл (герб)
3 группа. Дополнить слова гимна
Рефлексия. ( Слайд 10)
Если вдруг надвинется опасность,
Иль радость общая – на всех она одна,
Тут же всем становится нам ясно,
Мы – все вместе, значит мы – страна!
Символы всех вмиг объединяют –
Нас так много, мы - к плечу плечо…
Под флагами, гербом.… И со слезами,
Поем слова мы гимна горячо…
Всем нам дают понять они - не просто
Мы люди… Мы - страна, народ!
Единство мы, опора мы и общность, России - мы надежда и оплот!!!
Учитель: - Что самое главное вы поняли сегодня? Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.
Вы - будущее нашей страны, от вас зависит будущее страны.
Мы любимой Родины молодые граждане, школьники и школьницы – дружная семья.
Учитель: - Спасибо за работу на уроке. Поделитесь новыми знаниями со своими друзьями.