kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект соответствует всем требованиям составления современного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"»

План-конспект урока русского языка

для 2 класса по теме:

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель: познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными, формировать представление детей об основной функции имён собственных: они называют единичные предметы.

Задачи:

— формировать представления детей об основном назначении имен собственных;

— ввести термины « имена собственные» и «имена нарицательные»;

— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;

— развивать речь учащихся при работе с текстом, внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

— формировать интерес к русскому языку.

Планируемый результат:

Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— писать в тексте имена собственные и нарицательные;

—распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам.

Тип урока: ОНЗ – урок «открытия» нового знания.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук,  интерактивная доска, тетрадь, наглядный и раздаточный материал, учебник «Русский язык», авт. Климанова Л.Ф., УМК "Перспектива", 2017 год.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  1. Словарная работа

- Прочитайте слова на слайде.

Рисунок, улица, мороженое, молоко.

- Какое слово можно назвать лишним? (Например, мороженое, так как в нём 5 слогов, а в других словах по 3 слога)

- Узнайте слово по толкованию. По каким признакам узнали?

  • Замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ. (Мороженое)

  • Нарисованное изображение, воспроизведение чего-то. (Рисунок)

- Запишите в тетрадях трёхсложные слова, обозначьте ударение. (Рисунок, улица, молоко.)

2. Орфографическая работа

Карточки с заданиями разных уровней сложности.

Карточка №1. (Для слабого ученика)

Вставьте пропущенные буквы. Над каждым словом поставьте знак ударения.

Катя угощ…ет всех душ…стым ч…ем.

Подчеркните ударные слоги.

Огород, молоко, ворона, улица, капуста, берёзы.

Карточка №2. (Для среднего ученика)

Запишите слова в 2 столбика. В первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй – на втором.

Грибы, салют, мастер, народ, галстук, осень.

Хвостик, глаза, поле, море, река, мебель, сады, зима.

Карточка №3. (Для сильного ученика)

Выпишите слова, в которых ударение падает на третий слог.

Журналы, огурцы, деревня, пружина, города, играет, шелестит,

камыш.

Придумайте и запишите три слова с ударением на первом слоге.

Карточка №4. (Для слабого ученика)

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень.

С..ды, сад, с..довник.

Поле, п..ля, п..левая.

Слон, сл..ненок, сл..ниха, сл..ны.

Сл..ва, слово, сл..варь.

Тр..ва, травы, тр..вяной.

Зверь, зв..рята, зв..риный.

Карточка №5. (Для среднего ученика)

1.Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.

            Д..жди, ст..на, л..сток, зв..нок, кр..чат, м..лчит, тр..ва, з..мля, гл..за, м..ряк, м..рить, м..рская, в..лна, ст..лы, д..мовой, м..лодежь, д..бро, з..лотой, в..рить, с..ды, ст..пной, л..са.

2.Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

Двор, дв..ры, дв..ровый, дворник.

С..сна, сосны, с..сновый, с..сняк.

Кот, к..тенок, к..тята.

Скрип, скр..пит, скр..пучий.

Л..сной, лес, л..сок.

Карточка №6. (Для сильного ученика)

Подберите родственные слова, запишите слова по группам, подчеркните проверочные слова в каждой группе.

-лес- -свет -сказ

-вар- -звон -пис

-вес- -бел  -сол

- Напишите под диктовку предложение.

Пушистый снег выпал ночью.

- Какие орфограммы можно найти в словах? (Сочетание ши, парная согласная в конце слова, разделительный мягкий знак)

  1. Самоопределение к деятельности

- На слайде написан небольшой текст. Прочитайте его про себя.

Люба Орлова и Игорь Дроздов – школьники. Они живут в деревне

Дубки. Ребята любят животных. У Любы есть кошка Мурка. У Игоря – собака Жучка.

- Назовите слова – начало предложения. Как пишутся такие слова?

- Подчеркните красным карандашом другие слова, написанные с заглавной буквы.

- Эти слова помогут вам узнать тему урока. О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словах, которые пишутся с заглавной буквы)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.13, с.14

- Прочитайте задание к упражнению.

- Прочитайте слова только левого столбика. (Город, ученик, река)

- Что можно назвать городом? (Большой населённый пункт)

- Городов много? (Да)

- Кого можно назвать учеником? (Ребёнка, который учится)

- В нашей школе много учеников? (Много)

- Что такое река? Какие реки вы знаете? (Река – это водоём, в котором вода всё время течёт)

- Прочитайте слова в правом столбике. (Москва, Самара, Тверь, Вася, Петя, Вова, Волга, Ока, Нева)

- Объясните написание этих слов. (Пишутся с заглавной буквы. Это названия городов, рек и имена людей)

- Сравните слова Москва, Самара и Тверь. Чем они похожи? (Это названия городов)

- А чем они отличаются? (Это разные города)

- Сравните имена детей. (Они разные)

- Назовите реки. (Волга, Ока, Нева – это разные реки)

- Напишите в тетради предложения по образцу, данному в учебнике.

- Обведите слова с общим значением для каждой группы слов. (Города, реки, имена)

- Слова, которые записаны с заглавной буквы, люди договорились называть именами собственными. А те слова, которые пишутся со строчной буквы – именами нарицательными.

- Прочитайте слова профессора Самоварова в учебнике на с.15. (Читают дети и учитель)

- Почему имя собственное пишется с заглавной буквы? (Оно называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других)

- Какие слова могут быть именами собственными? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей и т.д.)

Упр. 14, с.15

- Что такое имена нарицательные? (Это имена, общие для целой группы похожих предметов)

- Назовите имена собственные к именам нарицательным.

Страна…, город…, кличка…, фамилия…, мальчик… .

- Запишите в своих тетрадях 5 имён собственных и 5 нарицательных.

(Дети работают самостоятельно)

  1. Физкультминутка

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 15, с. 15

- На слайде ребусы. Разгадайте их. (Наташа, Вова, Валя, вода, бананы, Ваня, Надя)

- Какие слова лишние? Почему? (Вода и бананы – это имена нарицательные, а все другие – имена собственные)

- Запишите имена в тетради. Устно составьте предложения с этими словами.

- А теперь каждый из вас самостоятельно напишет своё полное имя и отчество. Кто даёт имя человеку? (Родители или близкие люди)

- Полное имя человека часто звучит не так, как его называли в детстве или называют близкие ему люди. Например, Лизу будут называть Елизавета, Мишу – Михаил, Настю – Анастасия.

- А как звучит полное имя Вани? Ани? (Иван, Анна)

- А отчество от кого человек получает? (От отца)

- Назовите свои отчества. (Ответы детей)

На слайде имена и отчества: Екатерина Ивановна, Игорь Михайлович, Анастасия Петровна.

(Дети записывают самостоятельно своё полное имя и отчество)

- Знаете ли вы, что у каждого имени есть значение? Например, Александр и Алексей – «защитник», Галина – «тихая, спокойная». Ирина – «мирная», Марина – «морская».

Смотрим на слайде имена учеников и значение каждого имени.


  1. Рефлексия

- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке? (Мы узнали, что имя собственное называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других. Оно пишется с заглавной буквы. Имя нарицательное является общим для целой группы похожих предметов, поэтому пишется со строчной буквы)

- Смотрим на слайд. Второклассник выполнял упражнение и написал так: город минск, река нева, Кот Пушок, село Дубки.

- Допустил ли мальчик ошибки? (Да)

- Какое правило он плохо усвоил? (Имена собственные пишутся с большой буквы, а имена нарицательные – с маленькой)

- Напишите в тетрадях правильно эти пары слов.

(Сверка с образцом на слайде. Самооценка: «!» - я доволен собой, правильно сделал задание; «+» - я выполнил задание, но допустил ошибку)

  1. Подведение итогов урока

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- Чему мы научились на уроке?

- Какие задания вам показались лёгкими?

- Какие трудными?

- Чем для вас был полезен урок?

- Оцените себя с помощью смайликов.

- Я хочу вас похвалить. Вы молодцы!

Домашнее задание

Упр. 121 (с.9, 10) в рабочей тетради.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвеева Анастасия Александровна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока русский язык "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "115493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412001375"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России» по теме : «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных»"
    ["seo_title"] => string(159) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vo_2_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_znakomstvo_s_imienami_sobstviennymi_otlichiie_imion_sobstviennykh_ot_naritsatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "349041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476392142"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока русского языка на тему "Повторение имени существительного""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupovtorieniieimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "288741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454670848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства