Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"»
План-конспект урока русского языка
для 2 класса по теме:
«Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель: познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными, формировать представление детей об основной функции имён собственных: они называют единичные предметы.
Задачи:
— формировать представления детей об основном назначении имен собственных;
— ввести термины « имена собственные» и «имена нарицательные»;
— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;
— развивать речь учащихся при работе с текстом, внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
— формировать интерес к русскому языку.
Планируемый результат:
Познавательные умения:
— объяснять различие существительных нарицательных и собственных.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины;
— согласовывать позиции и находить общее решение;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
— писать в тексте имена собственные и нарицательные;
—распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам.
Тип урока: ОНЗ – урок «открытия» нового знания.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, тетрадь, наглядный и раздаточный материал, учебник «Русский язык», авт.Климанова Л.Ф., УМК "Перспектива", 2017 год.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
- Прочитайте слова на слайде.
Рисунок, улица, мороженое, молоко.
- Какое слово можно назвать лишним? (Например, мороженое, так как в нём 5 слогов, а в других словах по 3 слога)
- Узнайте слово по толкованию. По каким признакам узнали?
Подберите родственные слова, запишите слова по группам, подчеркните проверочные слова в каждой группе.
-лес- -свет -сказ
-вар- -звон -пис
-вес- -бел -сол
- Напишите под диктовку предложение.
Пушистый снег выпал ночью.
- Какие орфограммы можно найти в словах? (Сочетание ши, парная согласная в конце слова, разделительный мягкий знак)
Самоопределение к деятельности
- На слайде написан небольшой текст. Прочитайте его про себя.
Люба Орлова и Игорь Дроздов – школьники. Они живут в деревне
Дубки. Ребята любят животных. У Любы есть кошка Мурка. У Игоря – собака Жучка.
- Назовите слова – начало предложения. Как пишутся такие слова?
- Подчеркните красным карандашом другие слова, написанные с заглавной буквы.
- Эти слова помогут вам узнать тему урока. О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О словах, которые пишутся с заглавной буквы)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.13, с.14
- Прочитайте задание к упражнению.
- Прочитайте слова только левого столбика. (Город, ученик, река)
- Что можно назвать городом? (Большой населённый пункт)
- Городов много? (Да)
- Кого можно назвать учеником? (Ребёнка, который учится)
- В нашей школе много учеников? (Много)
- Что такое река? Какие реки вы знаете? (Река – это водоём, в котором вода всё время течёт)
- Прочитайте слова в правом столбике. (Москва, Самара, Тверь, Вася, Петя, Вова, Волга, Ока, Нева)
- Объясните написание этих слов. (Пишутся с заглавной буквы. Это названия городов, рек и имена людей)
- Сравните слова Москва, Самара и Тверь. Чем они похожи? (Это названия городов)
- А чем они отличаются? (Это разные города)
- Сравните имена детей. (Они разные)
- Назовите реки. (Волга, Ока, Нева – это разные реки)
- Напишите в тетради предложения по образцу, данному в учебнике.
- Обведите слова с общим значением для каждой группы слов. (Города, реки, имена)
- Слова, которые записаны с заглавной буквы, люди договорились называть именами собственными. А те слова, которые пишутся со строчной буквы – именами нарицательными.
- Прочитайте слова профессора Самоварова в учебнике на с.15. (Читают дети и учитель)
- Почему имя собственное пишется с заглавной буквы? (Оно называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других)
- Какие слова могут быть именами собственными? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей и т.д.)
Упр. 14, с.15
- Что такое имена нарицательные? (Это имена, общие для целой группы похожих предметов)
- Назовите имена собственные к именам нарицательным.
Страна…, город…, кличка…, фамилия…, мальчик… .
- Запишите в своих тетрадях 5 имён собственных и 5 нарицательных.
(Дети работают самостоятельно)
Физкультминутка
Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 15, с. 15
- На слайде ребусы. Разгадайте их. (Наташа, Вова, Валя, вода, бананы, Ваня, Надя)
- Какие слова лишние? Почему? (Вода и бананы – это имена нарицательные, а все другие – имена собственные)
- Запишите имена в тетради. Устно составьте предложения с этими словами.
- А теперь каждый из вас самостоятельно напишет своё полное имя и отчество. Кто даёт имя человеку? (Родители или близкие люди)
- Полное имя человека часто звучит не так, как его называли в детстве или называют близкие ему люди. Например, Лизу будут называть Елизавета, Мишу – Михаил, Настю – Анастасия.
- А как звучит полное имя Вани? Ани? (Иван, Анна)
- А отчество от кого человек получает? (От отца)
- Назовите свои отчества. (Ответы детей)
На слайде имена и отчества: Екатерина Ивановна, Игорь Михайлович, Анастасия Петровна.
(Дети записывают самостоятельно своё полное имя и отчество)
- Знаете ли вы, что у каждого имени есть значение? Например, Александр и Алексей – «защитник», Галина – «тихая, спокойная». Ирина – «мирная», Марина – «морская».
Смотрим на слайде имена учеников и значение каждого имени.
Рефлексия
- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке? (Мы узнали, что имя собственное называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других. Оно пишется с заглавной буквы. Имя нарицательное является общим для целой группы похожих предметов, поэтому пишется со строчной буквы)
- Смотрим на слайд. Второклассник выполнял упражнение и написал так: город минск, река нева, Кот Пушок, село Дубки.
- Допустил ли мальчик ошибки? (Да)
- Какое правило он плохо усвоил? (Имена собственные пишутся с большой буквы, а имена нарицательные – с маленькой)
- Напишите в тетрадях правильно эти пары слов.
(Сверка с образцом на слайде. Самооценка: «!» - я доволен собой, правильно сделал задание; «+» - я выполнил задание, но допустил ошибку)