Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу Итак, ребята, внимание, Прозвенел уже звонок, Садитесь поудобней, Пора начать урок. Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу. За посадкой слежу И красиво напишу. - А какой, ребята, сейчас идет урок? (Русский язык) - Что мы делаем на уроках русского языка? (Пишем) Пальчиковая гимнастика - Чтобы красиво писать в тетрадях, приготовим пальчики для работы. Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик), Этот пальчик – слабенький (безымянный), Этот пальчик – длинненький (средний), Этот пальчик – сильненький (указательный), Этот пальчик – большачок (большой), А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок) -А теперь взяли тетради. Открываем. Про наклон не забываем. - Аккуратно и красиво запишите число, «классная работа». -Сегодня мы отправляемся в страну, которой нет на обычной карте. Прочитайте. СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ /Страна заглавных букв/ -Что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза? /Разделить на слова. Их здесь три/ -О чём надо помнить при записи этого предложения?/начало предложения пишем с б-буквы, в конце точка/ Предлагаю отправиться за новыми знаниями в страну больших букв. -А кто живёт в этой стране? Минутка чистописания -Какое необычное дерево растёт в волшебной стране! -На дереве вырос волшебный урожай. -Смотрите. Какие необычные плоды. Что это? Это буквы. -А что общего у всех букв?- все они большие (заглавные, прописные). -Какая буква лишняя? ( И ) Почему? -Она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки. -Сегодня мы будем работать над написанием буквы заглавной - И. -Я показываю на доске, вы за мной повторяете в воздухе, а потом записываете в тетрадь. -Напишите красиво и правильно букву – И. Пишем аккуратно, стараемся. - Подчеркните ту букву, которая, по вашему мнению, самая лучшая, красивая, правильно написана. С заданием справились хорошо, писали аккуратно и правильно. Словарная работа -Прежде, чем продолжить путешествие по стране больших букв, проведём словарную работу. Игра – «Добавь гласные» (одни согласные, затем открывается картинка со словом и пропущенной гласной, дети показывают веером букву) -Узнайте слова без гласных. втр вет…р кпст к…пуста пльт п…льто втн в…рона сбк с…бака крв к…рова -Вставьте пропущенную букву с помощью веера. -Записать слова, отвечающие на вопрос кто? \живые предметы\ -Прочитать, что записали. Что общего у этих слов? (пропущена буква О) -Кому из этих животных приходится зимой туго? (вороне) Почему туго? -Что вы знаете об этой птице? (зимующая) -Каких зимующих птиц вы ещё знаете (дятел, сорока, воробей, голубь, синица) Птицы зимой нередко голодают. -Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? - Надо сделать кормушки для птиц, подкармливать птиц. -Продолжаем путешествие. Загадка: носит человек меня всегда, Не расстаётся со мной никогда. И все родители хотят для своего ребёнка, Чтобы я было красивое и звонкое. -Что есть у каждого человека. живущего на земле? Правильно- имя. -Есть в классе кто- нибудь без имени? -Как вы думаете, зачем человеку имя? -Родился человек, и родители выбирают и дают ему имя. -Ребята, здесь записаны имена, сможите ли вы их прочитать? Чего не хватает? -Составьте имена, пользуясь буквами с нашего волшебного дерева. *ова *оря *атя *аня Итак, все имена произносятся по-разному, но у всех имён есть что-то общее. Что это? (пишутся с большой буквы) Сформулируйте тему урока. Чему мы будем учиться на уроке? Мы будем учиться записывать имена с большой буквы. Цель нашего урока - научиться правильно, писать имена людей Физминутка Мы устали не на шутку. Сделать нужно физминутку. - Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем. -Сегодня на уроке работаем с именами людей. -Вот такой большой многоэтажный дом есть в стране больших букв. Он пуст пока. Заселим его жильцами. Сначала составьте имена жильцов букв (на парте) л-Лера п-Полина л-Леша т-Толя м-Марина -Какое слово получилось у Леры, у Поли, у……? -Отдайте лишнюю букву мне. Почему не воспользовались маленькой буквой? -Кто догадался, чьи это имена? Это наши имена. -Вот мы и познакомились с жильцами этого дома. Заселяем дом вашими именами. На каком этаже живет Лера , Полина….. ? -Теперь и вы жители страны больших букв. Мы выяснили, что у каждого из вас есть ИМЯ. В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков, из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. А вот, что значат наши имена. Узнаем, если прочитаем письма от жителей страны бол. букв. Откройте конверты и прочитайте, что означают ваши имена. -Найди своё имя в списке. Прочитайте каждый о своем имени. Что обозначает ваше имя? Индивидуальные карточки Никита (древнегреческое слово) – победитель Валерий (латинское слово) – крепкая, здоровая Марина (латинское слово)– морская Диана(латинское слово) – божественная Лолита (испанское слово) –печаль Полина (латинское слово)– маленькая Толя (греческое слово)– восход солнца, рассвет. Леша (древнегреческое слово) – защитник | Теперь вы знаете значение своего имени. Это ваше собственное имя. А имена людей пишутся с заглавной буквы. -В стране больших букв живут и сказочные герои. - Они тоже имеют имена. -Отгадаем загадки и правильно напишем имя сказочного героя. -В одной веселой книжке Живет смешной мальчишка. Он многого не знает. Учиться не желает. (Н, н) езнайка -Как напишем имя сказочного героя -Она красива и мила, А имя её от слова – зола. (З з) олушка -У отца был мальчик странный Необычный, деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой. (Б-б) уратино -Она дружила с самим Буратино. Зовут её просто… (М-м) альвина. - Что общего у всех слов? Вывод: Имена пишутся с большой буквы. Работа по карточкам. Все вы теперь хорошо помните правило, а проверим как умеете применять его на практике. -В стране б\б мы повстречались с ребятами. Давайте узнаем, как их зовут. Запишите имя каждого. - Я знаю, что: 1 Коля самый высокий. 4 Между Колей и Сашей Паша. 3 В середине Саша. 5 Между Сашей и Димой Миша. 2 Дима самый низкий. Что получилось? Прочитайте. Коля Паша Саша Миша Дима - Что обозначают эти слова? Как написали имена? А если ребят поставить по росту, как нужно прочитать? Гимнастика для глаз. Мы долго писали. Глазки устали. Пришло время отдохнуть. Глазки видят всё вокруг. Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано. Вот дверь, доска, окно. Обведу я снова круг. Посмотрю на мир вокруг. -3 раза зажурить глаза и открыть. Работа над предложением. Соотнесение имени собственного и нарицательного. -А сейчас вам предстоит поработать в парах. На столе возьмите зеленые карточки надо собрать предложение, в котором рассыпались слова. - Помогайте друг другу! Почему слово «У» написано с б-буквы ? У розы в руках розы. -Прочитайте ваше предложение. -С какими трудностями столкнулись? (повторяются 2 слова) -Что теперь значит слово - Роза? Как его нужно написать? -Что обозначает другое слово - роза ? -Запишите это предложение. -Так почему же одно и тоже слово написано то с большой буквы, то с маленькой? Разбор задания на самоподготовку. Упр2 стр 22 Подошёл к концу урок, Давайте подведём итог! -Что есть у каждого человека?( имя) -Что произошло бы, если бы не было имён? -Как нужно писать имена? Почему? Буква большая – совсем не пустяк. В букве большой уважения знак. На следующем уроке продолжим путешествие в страну больших букв, узнаем - какие ещё слова там живут Оцените себя. - Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы все поняли и можете дальше идти, покажите зелёный цвет. - Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, покажите желтый цвет. - Если Вы считаете, что было трудно на уроке, вам нужна помощь - покажите красный цвет. - Очень приятно, что преобладают зеленые и желтые цвета. Тема нашего урока очень важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться. |