kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему "Имя существительное". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»


Предметная область: русский язык.

УМК: «Планета Знаний».

Тип урока: урок получения нового знания.

Тема: «Имя существительное».

Цель: формирование представления об имени существительном как части речи.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Формирование положительного отношения к урокам русского языка.

  2. Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем.

  3. Формирование познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Формировать умение отслеживать цель учебной деятельности и пути ее достижения.

  2. Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем.

  3. Формировать умение наблюдать, делать выводы, анализировать и сравнивать, устанавливать аналогии, составлять целое из частей, группировать предметы по заданному признаку.

  4. Формировать умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе.

  5. Формировать умение организовывать взаимопроверку и взаимооценку выполненной работы.

  6. Развивать самооценку.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомить с понятием имени существительного как части речи, ввести понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные.

  2. Развивать умение распознавать имя существительное в группе других слов.

  3. Развивать орфографическую зоркость, устную связную речь учащихся.


Оборудование урока: учебник по русскому языку: Русский язык. 2 класс. Часть 2. авт. Желтовская Л.Я.(М.: Дрофа, Астрель, 2018.), мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, карточки со словарными словами, мячик, пословицы для работы в парах, карточки для групповой работы.


Методы и приемы обучения: частичнопоисковый, аналитический, синтетический, метод проблемного изложения материала, деятельностный, наглядный, игровой, метод критического мышления, здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение.


Содержание взаимодействия педагога и учащихся:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

































2.





































3.
















4.





























5.







6.



7.






































8.














9.





































10.



































11.




















12.



Психологический настрой на работу.
































Актуализация опорных знаний




































Словарная работа.
















Создание проблемной ситуации.

Определение темы урока.


























Постановка задач урока.






Гимнастика для глаз.



Введение новых знаний в систему знаний учащихся.




































Физ. минутка.














Первичное обобщение знаний.

Работа в парах.



































Закрепление нового материала. Дифференцирванная работа в группах.
































Рефлексия учебной деятельности.



















Домашнее задание.

-Ребята, любите ли вы преодолевать трудности?  

-Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья.

- Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение?

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок с хорошим настроением.

- Послушайте стихотворение - загадку и подумайте, о каком времени года в нем идет речь.

Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, чуть ступая
Идёт девица молодая.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.


- Верно. А как вы догадались?



- Сегодня на уроке мы с вами отправимся на весеннюю полянку, будем любоваться первыми весенними цветами – подснежниками. Закройте глазки, раз, два, три…. Вот мы и на весенней полянке.

- Ой, ребята, посмотрите, что-то случилось. Нравится вам весенняя полянка?

- Сегодня на уроке мы с вами должны работать дружно, выполнить все задания, узнать много нового. Если все сделаем правильно, то на нашей полянке распустятся первые весенние цветы – подснежники.


- Готовы к работе? Тогда начнем.

- Вспомните, из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?




- Прочитайте записи на доске.

Шоколадная ….. лежала на столе.

В тихом лесу заливисто пел …….


- Можно ли эти записи назвать предложением?

- Почему?


- Давайте дополним записи словами, чтобы они превратились в предложения.

- Какое слово вставим в первую запись? (добавляю табличку со словом)

- Прочитайте полученное предложение.


- Докажите, что это предложение.








- Какое слово вставим во вторую запись? (добавляю табличку со словом)

- Прочитайте полученное предложение.


- Докажите, что это предложение.






- Сегодня на уроке мы будем работать со словарными словами – конфета и соловей.

- Записываем слово конфета на доске и в тетрадях с орфографическим проговариванием.







- Работаем со вторым словом – соловей.






- Чем похожи слова?






- Что обозначают эти слова? (Помещаю на полянку подснежник со словом «предмет»)

- Вот и первый подснежник распустился на нашей весенней полянке.

- Чем отличаются слова конфета и соловей?

(Помещаю на полянку подснежники со словами «кто?» и «что?»


- Посмотрите, на нашей полянке распускается все больше и больше подснежников!


- Давайте поиграем, я буду кидать вам мячик, а вы придумывайте слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?


- Слова, которые вы придумали и назвали в русском языке принято называть именами существительными. Их в языке очень много.

- Кто попробует с помощью нашей полянки с подснежниками сформулировать правило о том, какую часть речи мы будем называть именами существительными.


- А теперь откроем учебник на странице 80 и прочитаем это правило.


- Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие задачи поставим сегодня на уроке? Давайте сформулируем их с помощью опорных слов:

Научиться отличать……

Узнать новое об……

Научиться находить………..


- Но сначала мы немного отдохнем и выполним гимнастику для глаз.


- А теперь посмотрите на слова, которые записаны на доске.

Кот, дом, медведь, парта, лисица, девочка, книга, ворона, лыжи, часы.

- Найдите известные орфограммы в этих словах.

- Работаем по вариантам: 1 вариант выписывает имена существительные, которые отвечают на вопрос «кто?», а 2 вариант – на вопрос «что?»








- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Если слово попало не в ту группу – подчеркните его.



- Проверим, верно ли вы выполнили задание. Прочитайте имена существительные, которые отвечают на вопрос «кто?».

- Какие предметы они обозначают?

- Имена существительные, которые обозначают живые предметы – людей, животных и отвечают на вопрос «кто?» называются одушевленными.( Помещаю на полянку подснежник со словом «одушевленные»)

- Прочитайте имена существительные, которые отвечают на вопрос «что?»?

- Какие предметы они обозначают?

- Подумайте, как могут называться такие имена существительные?

- Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос «что?» называются неодушевленными. .( Помещаю на полянку подснежник со словом «одушевленные»)

- Посмотрите, сколько подснежников расцвело на нашей весенней полянке! А сколько секретов мы сегодня с вами открыли!.


- А сейчас давайте немного отдохнем и прогуляемся по нашей весенней полянке.

В лес весенний мы шагаем

Ноги выше понимаем.

Топают ножки

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке

Пойдут тихонько ножки.

Ручки к солнышку подняли

Ими дружно помахали.

На полянке поиграли.

Вновь работать дружно стали.

- Молодцы, продолжаем работать.


- Да, хорошо весной! Красна весна на Руси. Русский народ сложил о весне различные пословицы.

Вода с горы потекла – весну принесла.

- Как вы ее понимаете?


Кто спит весной, плачет зимой.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?



- А сейчас мы поработаем в парах. Вспомним правила парной работы.





- Попробуйте сами составить пословицу из слов, которые лежат у вас в конвертах.

- Прочитайте, что у вас получилось.


- Как вы понимаете смысл этой пословицы?








- А теперь запишите эту пословицу и подчеркните имена существительные в этом предложении.


- Какие слова вы подчеркнули?

- Докажите, что слова грач и весна – это имена существительные, а наша весенняя полянка вам в этом поможет.





- А сейчас нас ждет последнее интересное задание. Сейчас вы будете работать в группах, выполняя задание прямо на карточках. Каждая группа составит свой рассказ о весне. Объединитесь в группы.

- Группа, у кого на карточке нарисован подснежник, пишут рассказ о весне, отвечая на вопросы.

1. Когда наступает весна?

2. По каким признакам можно узнать весну?

3. Как я отношусь к весне?


- Группы ребят, у кого на карточке нарисован листочек, составляют свой рассказ, расставляя предложения по порядку.

Она собрала тонкие веточки.

Настя шла из школы домой.

В школьном саду обрезали деревья.

Скоро заблестели зеленые листочки.

Дома девочка поставила их в воду.


- Группы ребят, у кого на карточках нарисовано солнышко, вставляют в предложения подходящие по смыслу слова.

Пришла долгожданная ____________ .Прилетели __________ .

В лесу на проталинках появились первые цветы - _________ .

Около домов растаял ________ и появилась зеленая _______ . На деревьях начали набухать _________. Ярко светит _____ .


В составленных текстах подчеркните имена существительные.




- А теперь проверим тексты, которые у вас получились?


- Какие имена существительные вы нашли и подчеркнули.




- Наш урок подходит к концу.

Посмотрите еще раз на опорные слова и скажите, все ли задачи урока нам удалось решить.


Научиться отличать……

Узнать новое об……

Научиться находить………..


- Что сегодня на уроке вам удалось очень хорошо?

- В чем испытывали трудности?

- Чему хотели бы научиться лучше?

- Оцените свою работу. У кого сегодня на уроке все получилось, кто доволен своей работой – Нарисуйте в тетради солнышко.

У кого что-то не получилось, возникли трудности в работе – нарисуйте облачко.

- Вы сегодня показали свои знания, активно работали и справились со всеми заданиями. Посмотрите, сколько подснежников распустилось на нашей весенней полянке! Молодцы, ребята!


- Дома вы будете выполнять упражнение, аналогичное тем, что мы выполняли сегодня в классе на с.80 упр. 2. Я думаю оно у вас не вызовет затруднений и вы с ним справитесь легко.


- Да




Дети дарят друг другу улыбки.





-Весна.









- Стихли ветры, расцветет подснежник.



- Нет. Подснежники не распустились.








-Да

- Из предложений.

- Это группа слов, связанных по смыслу, выражающих законченную мысль.

Дети читают про себя.




- Нет.
- Не понятно о чем в них говорится.



- Конфета.


- Шоколадная конфета лежала на столе.

- Слова связаны по смыслу, выражают законченную мысль, понятно о чем говорится в предложении.



- Соловей.

- В тихом лесу заливисто пел соловей.

- Слова связаны по смыслу, выражают законченную мысль, понятно о ком говорится в предложении.



- Конфета, ставлю ударение, ударная гласная «е», безударная гласная «о», ее подчеркиваю, делю на слоги (кон-фе-та), в слове 3 слога.

Ребенок работает у доски с орфографическим проговариванием, остальные в тетрадях.


- Словарные, с орфограммой непроверяемая безударная гласная в корне слова, три слога.

- Предмет.




- Слово конфета отвечает на вопрос что?, а слово соловей – на вопрос кто?



Придумывают слова.






- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Чтение правила учащимися.


- Имя существительное.


Формулируют задачи урока с помощью опорных слов.


Выполняют гимнастику для глаз.



1 вариант: кот, медведь, лисица, девочка, ворона.

2 вариант: дом, парта, лыжи, часы, книга.









Взаимопроверка выполненной работы.



Учащиеся зачитывают слова.

- Живые.





Учащиеся зачитывают слова.

- Неживые.

- Неодушевленные.












Идут на месте.


Идут топающим шагом.

Идут на носках.


Поднимают руки.

Машут руками.

Кружатся на месте.

Сели за парты.





- С приходом весны снег тает, вокруг много воды.

- Если человек не сажает весной, то к зиме он не получит урожая.

- Работаем тихо, общаемся вежливо, обсуждаем проблему, если что-то не понятно – спрашиваем учителя.

Работа в парах.


- Увидел грача – весну встречай.

- Грачи – это первые птицы, которые прилетают к нам весной.





Работают самостоятельно в тетрадях.

- Грач, весна.

- Слово «грач» обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?», это одушевленное имя существительное.





Составляют рассказ о весне по вопросам.





Расставляют предложения по порядку, чтобы получился текст.






Вставляют в предложения пропущенные слова.








Дети зачитывают тексты у доски.






С опорой на слова подводят итоги урока.





Высказывания детей.




Выполняют задание на самооценку работы.







Записывают домашнее задание в дневники.

Личностные УУД: познавательная мотивация и психологический настрой на работу.

















Метапредметные, регулятивные УУД: умение отслеживать цель учебной деятельности.


Личностные УУД: познавательная мотивация.














Метапредметные познавательные УУД: умение составлять целое из частей (синтез).





Метапредметные познавательные УУД: формулировка выводов с опорой на полученные знания.




Метапредметные познавательные УУД: формулировка выводов с опорой на полученные знания.








Метапредметные, познавательные УУД: умение анализировать.












Метапредметные познавательные УУД: умение находить сходство и различие предметов (сравнение).










Метапредметные познавательные УУД: умение составлять аналогии.


Знакомство с понятием имени существительного как части речи.





Метапредметные, регулятивные УУД: умение отслеживать цель учебной деятельности с помощью опорных слов.



Метапредметные, регулятивные УУД: умение выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем.

Развитие орфографической зоркости.

Метапредметные, познавательные УУД: умение анализировать, группировать предметы по заданному признаку.

Метапредметные, регулятивные УУД: умение организовывать взаимопроверку и взаимооценку выполненной работы.


Знакомство с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Метапредметные, познавательные УУД: умение формулировать выводы в сотрудничестве с учителем).

















Развитие устной связной речи учащихся.





Метапредметные, коммуникативные УУД: умение слушать партнера, договариваться при работе в паре.

Метапредметные познавательные УУД: умение составлять целое из частей (синтез).

Развитие устной связной речи учащихся.

Метапредметные регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль в процессе работы.


Метапредметные, познавательные УУД: умение анализировать.

Метапредметные познавательные УУД: формулировка выводов с опорой на полученные знания.







Развитие устной связной речи учащихся.

Метапредметные познавательные УУД: умение составлять целое из частей (синтез).

Метапредметные, коммуникативные УУД: умение слушать партнера, договариваться при работе в группе.

Метапредметные регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль в процессе работы.


Развитие умения распознавать имя существительное в группе других слов.

Метапредметные регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль результатов работы.






Метапредметные, регулятивные УУД: умение оценивать собственные успехи.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"

Автор: Баринова Ангелина Николаевна

Дата: 20.12.2021

Номер свидетельства: 595519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока русского языка тема имя существительное."
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "318890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460693221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка Тема урока: Закрепление.Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_tema_uroka_zakreplenie_imia_sushchestvitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "577484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617566591"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства