Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Буквы, обозначающие гласные звуки»»
Тема урока: «Буквы, обозначающие гласные звуки» Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме. Планируемые результаты Предметные:
- знать общее представление о гласных звуках;
- знать правильное произношение гласных звуков;
- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи на письме;
- уметь анализировать звуковой состав и его написание;
- уметь выполнять звукобуквенный анализ.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Ход урока.
Организация начала урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник, дневник, ручка.
3. Мотивация к обучению и познанию.
Прозвенел звонок,
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Актуализация умений и знаний.
Беседа
— Что такое алфавит?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Назовите все буквы алфавита по порядку.
— Когда вам пригодилось знание алфавита? (В словарях слова расположены по алфавиту.)
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)
— Напишите их.
— Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков.)
— Произнесите гласные звуки.
(На доске запись.)
Что не пролезет в самую огр..мную
Кастрюлю в мире?
В эту самую огромную кастр..лю
Запросто прол..зет что угодно:
Повар..шки, л..жки, ст..л и стулья,
Даже шк..ф поместится свободно.
Влезут кр..н подъёмный, новостр..йка,
А за ними следом — телевышка,
Не прол..зет ни за что в кастрюл..
Только её собственная... (крышка).
— Вставьте пропущенные буквы.
(Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают буквы.)
— Что же не пролезет в самую огромную кастрюлю? {Крышка.)
— Назовите буквы, которые вы вставили.
— Что общего между ними? {Это буквы, которые обозначают гласные звуки.)
III . Изучение нового
1. Работа в тетрадях
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке ребенка баюкать, Но не желают скрипеть и ворчать.
-Назовите их и запишите?
-Прочитайте скороговорку и объясните смыл. Проговаривает 3 раза. Запишсываем.
Проворонила ворона вороненка
-Подчеркните гласные буквы в предложении в каждом слове.
2. Словарно - орфографическая работа
Поиграем с вами в игру "Угадайка". Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске и угадайте, что это за слова:
- Почему их назвали гласные?( состоят только из голоса, при произнесении воздух через рот проходит свободно без преград)
- Чем отличаются звуки от букв?(буквы -это то что мы пишем , а звук-это то что мы слышим)
Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 60 упражнение 6.
Вспомните, почему в «Азбуке» эти буквы были расположены в два ряда.
Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на твёрдость предшествующего согласного звука?(а,о,у,ы,э)
на мягкость предшествующего согласного звука?(я,ё,ю,и,е)
Упражнение 7 на странице 60
Рассмотри записи
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков: согласного звука и по следующего гласного звука?(гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука . Приведем примеры.
А когда один гласный звук? Приведи примеры таких слов.
V. Физминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра!
VI. Закрепление изученных умений, знаний (продолжение).
- Сейчас мы с вами выполним упражнение 8 на странице 60.
-Скажи, какую «работу» в словах выполняют выделенные буквы
-Выпиши слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
-Что называют словом деревня? Составь предложение с этим словом (устно).
VII Закрепление умений, знаний.
1. Работа по карточкам в парах .
Ваше задание вставить пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова. Например, липа –лупа, веник – венок.
Булка – б…лка река – р…ка кит – к…т
стол – ст. л палка – б…лка бочка – м…чка
2. Самостоятельная работа
Прочитайте предложение
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Как вы понимаете эту мысль?
Спишите предложение с доски, обозначьте гласные звуки цветными карандашами
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Игра «Да – нет»
- А сейчас знакомая вам игра «Да – нет». Я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: зеленый – вы со мной согласны, красный цвет – нет.
– Приготовились? Начнем!
– Звук – это то, что мы видим. (Нет)
– Буква — это то, что мы пишем. (Да)
– Звуки бывают только гласными. (Нет)
– Звуки бывают гласными и согласными. (Да)
– [с], [т], [к] – это гласные звуки. (Нет)
– Гласные звуки нельзя пропеть. (Нет)
О чем мы с вами говорили сегодня?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Поднимите руку, кто достиг этой цели и все понял?
- А теперь те кто, достиг цели, но ещё немного нужно поработать и закрепить? - А теперь поднимите те, кто не смог достичь цели.
- Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать, присаживайтесь.