- Здравствуйте ребята! Проверим нашу готовность к уроку
Постановка цели урока, подготовка к изучению нового материала о числе глаголов.
- Посмотрите на изображение на доске. Что видите на 1м изображении? На 2м? (1 – одна ласточка, на 2м – несколько ласточек)
- Какое предложение можно составить для описания первого изображения? 2го? ( «Ласточка летит» – «Ласточки летят» и другие варианты)
- Вы составили много предложений и к первому, и ко второму изображению, а что объединяет предложения 1й картинке и что объединяет предложения ко 2й картинке? (количество ласточек – число)
- В каком числе будет стоять существительное в первом предложении? Глагол? (в единственном числе)
- В каком числе будет стоять существительного второго предложения? Глагол? (во множественном числе)
- Какой вопрос мы зададим к глаголу первого предложения? (Что делает?)
- Какой вопрос мы зададим к глаголу второго предложения? (Что делают?)
-Рассуждая о предложениях про ласточек, мы подошли к тому, что можем определить тему сегодняшнего урока (число глаголов)
Новые знания (знакомство с изменением числа глаголов)
Откройте учебник на стр 109 и прочитайте информацию о глаголе. Предлагаю вам по тому правилу, которое вы прочитали, составить схему, чтобы лучше понять правило. С чего можно начать схему? Дети рассказывают о том, какую можно схему составить, вместе с их рассказом на экране появляется схема частями. (название «число глаголов», ед.ч и мн. ч, на какие в-сы отвечает, что обозначает глагол в ед и мн ч)
Закрепление полученных знаний (тренировка в изменении форм глагола, выделение окончаний глаголов ед и мн ч)
- Теперь потренируемся изменять форму глагола по числам. Открываем тетради, пишем число, классная работа, тема урока «Число глаголов». В каком числе может стоять глагол? (2) Значит у нас будет 2 столбика. Как назовем первый? Второй? (ед.ч.,мн.ч.)
- На доске вы видите столбик слов. Что их объединяет? Чем отличаются? (объединяет, что глаголы, отличаются числом)
- Как вы думаете, что мы будем с ними делать? (записывать в подходящий столбик) А в противоположном столбике что будет? (нужно будет изменить число глагола и вписать в соседний столбик)
- Верно. Начнем вместе, а далее продолжите самостоятельно. (светлеют – светлеет)
- Продолжаем самостоятельно.
читает
плывут
вьёт
стучат
- Прочитай … первый столбик. Какие окончания встретились вам в глаголах единственного числа? (-ет, -ёт, -ит)
- Выпишите их под столбиком глаголов ед.ч. Прочитай … второй столбик. Какие окончания встретились вам в глаголах множественного числа? (-ют, -ут) Выпишите их под столбиком глаголов мн.ч.
- Прочитайте еще раз окончания единственного числа, множественного. Для чего они нам помогут? (определять число глагола)
Физкультминутка (танцевальное видео)
Работа с текстом, связь сущ и гл.
- Сейчас мы с вами знакомились с числом глаголов, а связаны ли они с другими частями речи, например, с существительным? (связаны, число гл зависит от числа сущ) Как? (глагол в том же числе, что и существительное)
- Для того чтобы лучше усвоить взаимосвязь сущ и гл, выполним упражнение 191. Откройте учебник. Что нам нужно сделать? (прочитать и разделить текст на предложения)
- Прочитайте. О чем текст? (о насекомых и птицах на летнем лугу) как автору удалось передать нам ощущение летнего луга, звуки природы? (Глаголы передают звуки, которые издают птицы и насекомые)
К каким предложениям из текста подходят иллюстрации?
- Как будете делить текст на предложения? (по смыслу, интонацией) Сколько у вас получилось предложений? (8)
- В некоторых словах пропущены буквы. Что это за слова и в какой части пропущены буквы? (глаголы, в окончаниях) Почему именно окончания?
- Что нужно определить, чтобы вставить правильную букву? (число глагола) Как? (по существительному, задать вопрос к глаголу)
- Списываем текст, а затем проверим, какие у вас получились предложения и в каком числе стоят глаголы.
- Прочитайте первое предложение. Какой глагол? В каком числе? Как определил? Какой вопрос задал? ... все предложения проверяем.
- Мы с вами работали с текстом, у которого не указан автор , а теперь перейдем к текстам, которые написали великие русские писатели. Что нам нужно сделать в упражнении 192? (Прочитать, списать, объясняя написание выделенных орфограмм, назвать глаголы, которые описывают цвета окружающих предметов.)
- Прежде чем списывать текст необходимо сначала понять, о чем он. Прочитайте отрывок из текста Тургенева. О чем? (описание природы, наступает утро)
- По этому тексту мы видим, что не только прилагательные могут нам описать красоту природы. Какие глаголы автор использует, благодаря которым мы понимаем, что наступает именно утро? (алеет, светлеет, яснеет, белеют, зеленеют)Это хорошо.
- Какая орфограмма выделена жирным? Как проверим? (буква, обозначающая безударный гласный в корне слова, проверять будем – подберем однокоренное слово, в котором безударный гласный будет ударным)
- О чем второй отрывок? (о наступлении весны) Какие глаголы помогают понять? (потемнели поля, посинел лед)
- Списываем второе предложение. Выделяем основу 1й части предложения и основу второй части предложения. Подписываем число глаголов.
Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что сегодня узнали (с чем знакомились на уроке)? Какое задание вам показалось наиболее интересным? Какие трудности встретились на уроке?
Домашнее задание
- Открыли учебник на стр. 111, смотрим на упражнение 194.Как вы думаете, что вам нужно будет сделать? Расставить слова так, чтобы получились связные предложения, озаглавить получившийся текст и переписать в тетрадь.