- воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества.
Оборудование: компьютер, проектор, диск «Технология 2 класс», учебник, пластилин.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята посмотрите внимательно на картинку, что на ней изображено? Вы знаете, как называются эти игрушки? (Дымковские) Вы знаете, где их изготавливают? (Ответы детей)
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите внимательно на экран. (Дети просматривают информацию с диска).Как вы думаете, ребята, чем дымковская игрушка отличается от обычных игрушек? (В ходе рассуждения детей, выясняется, что дымковские игрушки изготавливают из глины. Они не похожи своим внешним видом на остальные игрушки (яркий орнамент: кружочки, квадраты, ромбы, клеточка), изготавливают их в ручную.
- Ребята, кто из вас догадался, что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке? (Лепить дымковскую игрушку.Резвая лошадка).
- Что для этого нам нужно выяснить? (Сначала изучить технологию изготовления дымковской игрушки, вспомнить какие приемы лепки из тех, что мы уже знаем, будем применять в работе, а затем сами откроем новые приемы.)
Дети изучают картинки в учебнике «Технология» с.29 и объясняют, что видят на картинках и проводят аналогию с тем, как будут лепить игрушку сами.
- Из глины мастера делают отдельно детали для будущей игрушки. (Дети будут делать заготовки из пластилина)
- Мастера соединяют детали между собой, получается игрушка (Дети выясняют, что им уже приходилось соединять детали игрушки, так чтобы шва было не видно).
- Игрушку сушат в печи. Для чего? (Для того, чтобы она была крепкой и не ломалась. Выясняем, нужно ли игрушку из пластилина сушить в печи при высокой температуре.)
- Высохшую игрушку покрывают белой грунтовкой (Для чего?Чтобы на игрушке был хорошо виден яркий узор)
- Роспись игрушки происходит вручную, для этого используют определенный орнамент.
Для того, чтобы закрепить усвоение технологии изготовления дымковской игрушки, дети выполняют задание на диске (определяют последовательность выполнения работы и нумеруют картинки).
3. Выявление места и причины затруднения.
Совместно с учащимися намечают технологию работы над дымковской игрушкой.
- Свою игрушку мы будем изготавливать из пластилина, почему? (Он проще в работе, эластичней, его не нужно долго сушить)
- Рассмотрите внимательно лошадку. Первый этап нашей работы? (Сделать заготовки частей игрушки: туловище, голова,ноги,уши)
- Какого цвета берем пластилин для изготовления основных деталей? Почему белый? (Чтобы узор был хорошо виден и не нужно покрывать изделие белой грунтовой краской)
- Какую технику лепки будем использовать в работе над деталями (отрезание от куска)
- Какие еще детали нам понадобятся, чтобы получился настоящий Дымковский конь? (Грива, хвост, , украсить узорами) Какого цвета будут эти детали?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как соединить детали между собой, чтобы не было швов? Мы умеем это делать? Давайте вспомним, как мы делали фон из пластилина на картоне? (Растягивание пластилина пальцами и сглаживание) Именно таким образом мы будем сглаживать шов пальчиками.
- Как будем лепить гриву и хвост? Посмотрите на картинку и попробуйте сами объяснить технику работы. (Раскатать две тоненьких палочки, переплести их между собой и прикрепить на лошадку.
- Как будем лепить узор для украшения лошадки? (Раскатываем шарики разных цветов побольше и поменьше, накладываем их на лошадку и надавливаем пальцем).
5. Реализация построенного проекта
Учащиеся просматривают на диске этапы выполнения работы и сравнивают со своим планом изготовления дымковской игрушки. Они изготавливают заготовки лошадки согласно намеченному плану. Учитель контролирует процесс.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Какой следующий шаг (Соединить детали, между собой)
- Сравните лошадку, которая получилась у вас с лошадкой, которая изображена у нас в учебнике (Взаимопроверка в парах)
- У кого есть ошибки? Где ошиблись? Почему? Кто все сделал правильно?
- Какой следующий шаг вашей работы? (украсить лошадку)
- Посмотрите внимательно на картинки в учебнике и наметьте план вашей дальнейшей работы. Учащиеся проговаривают план.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся окончательно оформляют свою работу.
После выполнения работы, проводится выставка работ. (Учащиеся выходят к доске по нескольку человек, остальные учащиеся их работы сравниваются с эталоном в учебнике и оценивают их, обосновывая оценку.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята посмотрите на доску, что вы видите? (Дымковская игрушка Петушок)
- Посмотрите внимательно, если бы нам нужно было изготовить эту игрушку, как бы мы стали действовать? (Учащиеся рассказывают план работы)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель ставили на уроке?Что нового узнали сегодня на уроке?Чему учились?Кто из вас доволен своей работой?