kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру по теме "Материки и океаны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети смогут в игровой форме познакомиться с понятиями "материки" и "океаны".Позакомятся с названиями материков и океанов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Материки и океаны"»

Тема: Материки и океаны на глобусе и карте

Предмет: Урок окружающего мира (урок изучение нового материала).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Вывести новые понятиями "океан", "материк".

2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: 

уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе и карте материки, океаны.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию, при коллективном обсуждении.

  • Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

  • Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

  • Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТК программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской Elite Panaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.

Авторский медиапродукт: презентация 15 слайдов (среда Elite Panaboard (Panasonic))

Структура презентации:

1

7

2

3

4

5

6

8

9







12

15

14

13

11

10



  1. Титульный слайд.

  2. Организационный момент. Стихотворение.

  3. Этап актуализации знаний. Иллюстрация к задаче.

  4. Тема урока.

  5. Задачи урока.

  6. Иллюстрация к задаче.

  7. Задание: «Собери сумку путешественника».

  8. Карта полушарий.

  9. Иллюстрированное понятие океана.

  10. Океаны на карте. Путешествие по океанам.

  11. Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.

  12. Физминутка для глаз.

  13. Понятие материка.

  14. Итог урока. Стихотворение.

  15. Спасибо за урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

  2. Быстрая включаемость в урок;

  3. Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы);

  4. Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет выполнения и наглядной проверки заданий;

  5. Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.


План занятия:

Этапы занятия

Время реализации занятия

Организационный момент: приветствие

2

Актуализация.

8

Определение темы урока

1

Знакомство с новой темой. Работа с текстами, учебником и картой.

15

Физкультминутка «Морская»

2

Первичное закрепление темы. Создание карты. Презентация маршрутов поиска.

11

Подведение итогов и оценка своей работы

5

Резервное время учителя, используются по усмотрению учителя на том этапе, где возникло наибольшее число затруднений, разных версий и т.д.

2





Карта урока

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

2

2

Актуализация

Чтение текста записки. Выявление у учащихся недостающих знаний через чтение текста с новыми понятиями.

Погружение в тему

Чтение текста записки. Определение недостающих знаний.

Погружение в тему

8

3

Определение темы и задач урока

Определение темы и задач.

Самостоятельное определение темы урока на основе собственных знаний и таблицы.

1

3

Знакомство с новой темой.

Выведение понятий на основе уже имеющихся знаний и понятий, данных в учебнике.

Работа с картой.

Работа с текстом по вопросам и заполнение таблицы.

Работа с текстом. Осмысление новой информации детьми. Ученики систематизируют имеющиеся знания и расширяют новые.


15

4

Физминутка.

Направлена на сохранение здоровья детей.

Выполнение упражнений для глаз, снятие напряжения .

2

5

Первичное закрепление темы.

Организация работы в группах по предложенному заданию.

Создание карты и маршрута для спасения в группах. Презентация своей работы.

11

6

Итог урока. Рефлексия.


Анализ, подведение итогов.

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний с поставленной целью урока. Выработка собственной позиции, оценка своей работы на уроке.

3



Ход урока.

1. Организационный момент (слайд 2).

Учитель:

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний и погружение в тему.

На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).

Учитель: В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.

Поможете понять её и помочь с поиском людей?

Дети: Да.

Учитель читает текст записки.

На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)

Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор, и находясь в водах Атлантического океана, попали в шторм. Нас вынесло к берегам А…...

Учитель: Чтобы справиться с заданием, вспомните понятия, изученные ранее и выберите самые необходимые

Дети: Экватор, карта

У. Что они обозначают?

Дети объясняют

На магнитной доска открывается запись:



З наю Не знаю

Карта материк

Э кватор океан



Дети: Материк и океан.

Учитель прикрепляет названные понятия во второй столбик.

Знаю Не знаю

Карта Материк

Экватор Океан

3. Определение темы урока.

Учитель: Исходя из нашей таблицы определение тему урока (слайд 4, 5)

Дети: Материки и океаны. Различать их и находить на глобусе и карте.

Учитель: Выберите вид транспорта для путешествия.

Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).

Учитель: В путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)

На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.

У детей на парте разрезные наборы путешественника:

Группа 1

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Бутылка воды

  • Компас

  • Глобус

  • Карта

  • Мяч

  • Канат

Группа 2

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Пирожные

  • Сухари

  • Компас

  • Подушка

  • Конструктор

  • Сигнальная ракета

Группа 3

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Аптечка

  • Ноутбук

  • Часы

  • Глобус

  • Сухофрукты

  • Персики

Группа 4

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Чипсы

  • Сухари

  • Спички

  • Орехи

  • Радио

  • Глобус

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в «чемодан».

Учитель: Почему не взяли с собой глобус?

Дети: Глобус не удобно брать в дорогу, занимает много места.

- Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в поиске людей (форзац №1).

4. Изучение нового материала.

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Учитель: Обратимся к карте полушарий (слайд 8). Какой цвет преобладает на карте?

Дети: Голубой

Учитель: Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?

Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.

Учитель: Как можете объяснить понятие « океан»?

Объяснения детей.

Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 9)

Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).

- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан

  • Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.

  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.

  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.

  • Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. 

Организация работы в группах

Учитель: Прочитайте текст «Тайны пяти океанов» и заполните таблицу

Название океана

Происхождение названия

1

Тихий океан


2

Атлантический океан


3

Индийский океан


4

Северный Ледовитый океан


5

Южный океан


Подведение итогов по эталону на доске (слайд 11).

Команды сигналом показывают, что справились.

Физминутка для глаз (слайд 12)

Учитель: Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие «материк»?

Объяснения детей.

Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?

Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).

На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий. Дети соотносят материк и его название.

5. Закрепление первичное.

Учитель: Обратимся к сумке путешественника. Что нам необходимо взять с собой?

Учитель: У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей.

Задание «Собери карту» (пазлы) и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.

Ребята работают в группах, затем созданные карты капитан презентует у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.

Учитель: На что обратили внимание?

Дети: Маршруты на карте не совпадают.

Учитель. Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?

Дети: В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.

Учитель. Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение?

Дети: Да.

6. Итог урока.

Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

Дети: Карта полушарий.

Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего? Какие материки увидели во время плавания? Какие океаны пересекли? Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).

Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.

Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.



Учитель: Ребята, берегите нашу Землю. Урок окончен. Спасибо (слайд 15).

Примечание:

На слайдах, с помощью значка , идет переход на режим интерактивной доски.



Используемая литература.

  1. Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

  2. Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

  3. Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010

  4. "Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство «Учитель" Волгоград 2010

  5. Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"



Приложение 1

Тайны пяти океанов

Самый большой из океанов на Земле – Тихий океан. Назвал его так мореплаватель Фернан Магеллан. Во время его плавания на парусных кораблях этот океан был спокойным. На самом деле Тихий океан совсем не тихий, особенно в западной части. Там он поднимает и гонит огромные волны – цунами, одно упоминание о которых наводит ужас на жителей Японских островов.

Было время, когда люди, жившие в Европе, даже и не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический. И он казался им беспредельным. Потому и нарекли его именем самого сильного героя греческих мифов – Атланта. Нравом Атлантический океан не добрее Тихого.

Индийский океан тоже не отличается спокойным характером. Особенно не -легко приходится кораблям в его южной части. Индийский океан теплее других.

У Северного полюса расположен четвёртый океан. Большую часть года он покрыт льдами. Вот почему его назвали Северный ледовитый океан.

Недавно учёные-океанографы стали выделять ПЯТЫЙ ОКЕАН – ЮЖНЫЙ. Его воды окружают Антарктиду.

Все эти океаны сливаются вместе в единый МИРОВОЙ ОКЕАН, который ОМЫВАЕТ ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР.

Названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?











11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру по теме "Материки и океаны"

Автор: Борисова Светлана Михайловна

Дата: 28.05.2025

Номер свидетельства: 670758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Материки и океаны на глобусе" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-matieriki-i-okieany-na-ghlobusie"
    ["file_id"] => string(6) "127773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415372831"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Реки и озёра" УМК "Школа 2100" под редакцией Вахрушева А. А."
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-rieki-i-oziora-umk-shkola-2100-pod-riedaktsiiei-vakhrushieva-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "264180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449668015"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока окружающего мира "Поверхность земти" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-povierkhnost-ziemti"
    ["file_id"] => string(6) "106533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403027339"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока окружающего мира по теме "Материки и окенаы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-matieriki-i-okienay"
    ["file_id"] => string(6) "139624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417766481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства