Конспект урока по окружающему миру по теме "Материки и океаны"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Материки и океаны"
Конспект соответствует требованиям ФГОС. На уроке дети смогут в игровой форме познакомиться с понятиями "материки" и "океаны".Позакомятся с названиями материков и океанов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".
Задачи урока:
1. Вывести новые понятиями "океан", "материк".
2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.
4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе и карте материки, океаны.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию, при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТКпрограмма для создания презентаций и работы с интерактивной доской Elite Panaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.
Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.
Физминутка для глаз.
Понятие материка.
Итог урока. Стихотворение.
Спасибо за урок.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
Быстрая включаемость в урок;
Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы);
Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет выполнения и наглядной проверки заданий;
Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.
План занятия:
Этапы занятия
Время реализации занятия
Организационный момент: приветствие
2
Актуализация.
8
Определение темы урока
1
Знакомство с новой темой. Работа с текстами, учебником и картой.
15
Физкультминутка «Морская»
2
Первичное закрепление темы. Создание карты. Презентация маршрутов поиска.
11
Подведение итогов и оценка своей работы
5
Резервное время учителя, используются по усмотрению учителя на том этапе, где возникло наибольшее число затруднений, разных версий и т.д.
2
Карта урока
№ п/п
Структурные элементы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
Положительный настрой на урок.
2
2
Актуализация
Чтение текста записки. Выявление у учащихся недостающих знаний через чтение текста с новыми понятиями.
Погружение в тему
Чтение текста записки. Определение недостающих знаний.
Погружение в тему
8
3
Определение темы и задач урока
Определение темы и задач.
Самостоятельное определение темы урока на основе собственных знаний и таблицы.
1
3
Знакомство с новой темой.
Выведение понятий на основе уже имеющихся знаний и понятий, данных в учебнике.
Работа с картой.
Работа с текстом по вопросам и заполнение таблицы.
Работа с текстом. Осмысление новой информации детьми. Ученики систематизируют имеющиеся знания и расширяют новые.
15
4
Физминутка.
Направлена на сохранение здоровья детей.
Выполнение упражнений для глаз, снятие напряжения .
2
5
Первичное закрепление темы.
Организация работы в группах по предложенному заданию.
Создание карты и маршрута для спасения в группах. Презентация своей работы.
11
6
Итог урока. Рефлексия.
Анализ, подведение итогов.
Соотнесение новой информации и имеющихся знаний с поставленной целью урока. Выработка собственной позиции, оценка своей работы на уроке.
3
Ход урока.
1. Организационный момент (слайд 2).
Учитель:
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний и погружение в тему.
На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).
Учитель: В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.
Поможете понять её и помочь с поиском людей?
Дети: Да.
Учитель читает текст записки.
На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)
Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор, и находясь в водах Атлантического океана, попали в шторм. Нас вынесло к берегам А…...
Учитель: Чтобы справиться с заданием, вспомните понятия, изученные ранее и выберите самые необходимые
Дети: Экватор, карта
У. Что они обозначают?
Дети объясняют
На магнитной доска открывается запись:
З наю Не знаю
Карта материк
Э кватор океан
Дети: Материк и океан.
Учитель прикрепляет названные понятия во второй столбик.
Знаю Не знаю
Карта Материк
Экватор Океан
3. Определение темы урока.
Учитель: Исходя из нашей таблицы определение тему урока (слайд 4, 5)
Дети: Материки и океаны. Различать их и находить на глобусе и карте.
Учитель: Выберите вид транспорта для путешествия.
Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).
Учитель: В путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)
На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.
У детей на парте разрезные наборы путешественника:
Группа 1
Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
Бутылка воды
Компас
Глобус
Карта
Мяч
Канат
Группа 2
Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
Пирожные
Сухари
Компас
Подушка
Конструктор
Сигнальная ракета
Группа 3
Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
Аптечка
Ноутбук
Часы
Глобус
Сухофрукты
Персики
Группа 4
Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:
Чипсы
Сухари
Спички
Орехи
Радио
Глобус
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)
Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в «чемодан».
Учитель: Почему не взяли с собой глобус?
Дети: Глобус не удобно брать в дорогу, занимает много места.
- Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно онапоможет нам в поиске людей (форзац №1).
4. Изучение нового материала.
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)
Учитель: Обратимся к карте полушарий (слайд 8). Какой цвет преобладает на карте?
Дети: Голубой
Учитель: Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?
Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.
Учитель: Как можете объяснить понятие « океан»?
Объяснения детей.
Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 9)
Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).
- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан
Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.
Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.
Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.
Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан.
Организация работы в группах
Учитель: Прочитайте текст «Тайны пяти океанов» и заполните таблицу
№
Название океана
Происхождение названия
1
Тихий океан
2
Атлантический океан
3
Индийский океан
4
Северный Ледовитый океан
5
Южный океан
Подведение итогов по эталону на доске (слайд 11).
Команды сигналом показывают, что справились.
Физминутка для глаз (слайд 12)
Учитель: Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие «материк»?
Объяснения детей.
Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?
Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.
Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).
На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий. Дети соотносят материк и его название.
5. Закрепление первичное.
Учитель: Обратимся к сумке путешественника. Что нам необходимо взять с собой?
Учитель: У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей.
Задание «Собери карту» (пазлы) и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.
Ребята работают в группах, затем созданные карты капитан презентует у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.
Учитель: На что обратили внимание?
Дети: Маршруты на карте не совпадают.
Учитель. Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?
Дети: В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.
Учитель. Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение?
Дети: Да.
6. Итог урока.
Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
Дети: Карта полушарий.
Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего? Какие материки увидели во время плавания? Какие океаны пересекли? Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).
Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.
Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010
"Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство «Учитель" Волгоград 2010
Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"
Приложение 1
Тайны пяти океанов
Самый большой из океанов на Земле – Тихий океан. Назвал его так мореплаватель Фернан Магеллан. Во время его плавания на парусных кораблях этот океан был спокойным. На самом деле Тихий океан совсем не тихий, особенно в западной части. Там он поднимает и гонит огромные волны – цунами, одно упоминание о которых наводит ужас на жителей Японских островов.
Было время, когда люди, жившие в Европе, даже и не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический. И он казался им беспредельным. Потому и нарекли его именем самого сильного героя греческих мифов – Атланта. Нравом Атлантический океан не добрее Тихого.
Индийский океан тоже не отличается спокойным характером. Особенно не -легко приходится кораблям в его южной части. Индийский океан теплее других.
У Северного полюса расположен четвёртый океан. Большую часть года он покрыт льдами. Вот почему его назвали Северный ледовитый океан.
Недавно учёные-океанографы стали выделять ПЯТЫЙ ОКЕАН – ЮЖНЫЙ. Его воды окружают Антарктиду.
Все эти океаны сливаются вместе в единый МИРОВОЙ ОКЕАН, который ОМЫВАЕТ ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР.
Названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?