| 2. Актуализация знаний | - Ребята, прежде чем начать новую тему, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? - Мы проведем блиц-опрос: - В каком году началась Вторая мировая война? - Когда Германия напала на Советский Союз? - Какие города получили звание «город-герой»?. Назовите их. - Сколько дней длилась блокада Ленинграда? - Когда разгорелось сражение под Курском? - В каком году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? - Когда начался штурм Берлина? - Кто им руководил? - Какой день стал Днем Победы? - Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? -Ребята, вы большие молодцы и прекрасно справились! | -Великую отечественную войну и Великую Победу - 1939 год. -22 июня 1941 г. -Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула. -900 дней. -Летом 1943 года. -1944 год. -В апреле 1945 года. -Г.К. Жуков. -9мая. -Свыше 27миллионов. | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию. |
| 3. Самоопределение к деятельности | -Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Людмилы Татьяничевой: Ладонью заслонясь от света Сидит мальчишка. Тишина. И вдруг волшебное: Ракета Достигла станции Луна. И оторвавшись от тетрадок Сказал с достоинством: «Порядок». Как будто так и быть должно Должно быть так, а не иначе И удивительного нет. Что это нами, нами начат Штурм неразгаданных планет. Его за скупость не корите Мальчишка сдержан потому Что продолжение открытий Эпоха вверила ему! -Итак, ребята, о чем это стихотворение? -Какие чувства оно вызывает у вас? -Понравилось ли вам стихотворение? -Предлагаю девизом нашего урока следующие слова « В космос полетим отважно, чтоб открыть секреты важные!» (девиз на слайде) -Я не зря начала урок с такого стихотворения. Ребята, отгадайте загадку: До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая…(ракета) В умах ученых много лет Жила мечта заветная Взлететь при помощи ракет В пространство межпланетное -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? -О каком пространстве идет речь? -Что же такое Космос? Космос – бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю. -А что же за наука такая, космонавтика? Космонавтика – (греч.) наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. -Откройте учебник на странице 147 и прочитайте тему урока. Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звездам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна еще не оправилась от ран, нанесенных фашистами. -А что вы хотите узнать на уроке? -Итак, давайте определим цель и задачи нашего урока: - узнать, о важнейших моментах развития космоса в нашей стране; - вспомнить имя первого космонавта и дату первого полета в космос; - иметь представления о первых этапах освоения космоса. (слайд) | Слушают стихотворение -О том, что ракета достигла луны, о новых открытиях. Ответы детей Отгадывают загадку Ответы детей -О космосе -«Страна, открывшая путь в космос». Ответы детей | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию. |
| 4. Работа по теме урока | 1. Рассказ по теме - Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Несмотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам. - Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто. - Как вы думаете, почему? - Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему? - Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные. -Проверим, как внимательно вы меня слушали. -Что такое космос? -Что же за наука космонавтика? -Почему для полета в космос нужны очень мощные двигатели? -Чем отличается полет в воздухе От полета в космосе? -Как можно назвать силу, которая мешает нам легко улететь от Земли? 2. Работа по учебнику. -Откройте стр.147 и давайте прочитаем текст «Первые в космосе» -Сейчас я раздам вам задание. | - Когда был выведен первый искусственный спутник? | | | Как зовут первого человека, который полетел в космос? | | | Когда первый человек побывал в космосе? | | | Сколько времени он там пробыл? | | | Как называется космический корабль в котором он находился? | | | Как называется космическая станция? | | | В каком году была выведена на орбиту эта станция? | | -Если вы внимательно прочитали текст, то ответьте на вопросы: -Теперь поменяйтесь с соседом по парте листочками и давайте проверим ваши ответы. Если все правильно, ставьте плюсик. Если есть ошибки, ставьте минус. | - Когда был выведен первый искусственный спутник? | 4 октября 1957 года | | Как зовут первого человека, который полетел в космос? | Юрий Алексеевич Гагарин | | Когда первый человек побывал в космосе? | 12 апреля 1961 года | | Сколько времени он там пробыл? | 108 минут | | Как называется космический корабль, в котором он находился? | «Восток» | | Как называется космическая станция? | «Мир» | | В каком году была выведена на орбиту эта станция? | В 1986 году | (ответы по одному всплывают на слайде) Продолжение работы по теме. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН: ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в небольшой деревне Клушино Смоленской области. Его детство, как и у многих детей того времени, было омрачено Великой Отечественной войной. Семья Гагариных пережила немецкую оккупацию. Это трудное время закалило характер будущего космонавта. После войны семья переехала в город Гжатск (сейчас Гагарин). Юрий хорошо учился, увлекался спортом и техникой. После окончания ремесленного училища он поступил в индустриальный техникум, где увлекся авиацией и записался в аэроклуб. Это увлечение определило его дальнейшую судьбу. В 1955 году Юрий Гагарин окончил авиационное училище и стал военным летчиком. Он служил в авиационных частях Северного флота. В 1960 году Юрий Гагарин был зачислен в отряд космонавтов. Он упорно тренировался, проявляя выдержку, дисциплинированность и оптимизм. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на космическом корабле «Восток-1». Полет длился 108 минут и стал грандиозным событием для всего мира. С этого дня 12 апреля отмечается как День космонавтики. После полета Юрий Гагарин стал всемирно известным героем. Он много путешествовал, встречался с людьми разных стран, продолжал работать в Центре подготовки космонавтов. Жизнь Юрия Гагарина трагически оборвалась 27 марта 1968 года во время тренировочного полета. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕРВЫХ ПОЛЕТАХ В КОСМОС: Первыми живыми существами в космосе были собаки: Белка и Стрелка совершили орбитальный полет и благополучно вернулись на Землю. Их полет помог ученым убедиться, что живые организмы могут переносить условия космического полета. Имя первого космонавта держалось в секрете до самого полета: Это было связано с большой важностью миссии и возможными рисками. На случай неудачи были заготовлены три разных сообщения ТАСС. Позывной Юрия Гагарина был «Кедр»: Он использовал его во время радиосвязи с Землей. Фраза «Поехали!», произнесенная Гагариным перед стартом, стала символом начала космической эры. – Космический корабль «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли: Этого было достаточно, чтобы доказать возможность человека находиться в космосе и вернуться на Землю. После полета Юрий Гагарин приземлился не в кабине корабля, а на парашюте: Это было предусмотрено конструкцией «Востока-1». Первый полет человека в космос стал прорывом в науке и технике и открыл новую эпоху в исследовании Вселенной. | Ответы учеников. -Потому что в космосе нет кислорода и низкая температура. -Нельзя, потому что самолет имеет совсем не предназначенную для полета в космос конструкцию. -Космос-бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю. -Космонавтика-наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. -Потому что сила притяжения Земли очень велика. -В космосе нет воздуха, а самолеты и вертолеты в своем полете опираются именно на воздух. -Притяжение Земли Читают по цепочке Выполняют задание | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами). Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 6. Самостоятельная работа | -Сейчас я раздам вам текста. У первого ряда текст про первого космоната, у второго ряда текст про первый спутник земли, а у третьего ряда текст про космический корабль. Вы читаете текст и готовитесь к пересказу. Текст 1: Первая женщина, покорившая космос. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина, покорившая космос. 16 июня 1963 года она отправилась на орбиту Земли на космическом корабле «Восток-6». Валентина родилась в простой семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. С детства она мечтала о небе, увлекалась парашютным спортом. Это увлечение и помогло ей пройти отбор в отряд космонавтов. Подготовка к полёту была очень сложной и требовала огромной выдержки и силы воли. Валентина Терешкова провела в космосе почти трое суток, облетев Землю 48 раз. Её позывной во время полёта был «Чайка». Полёт Терешковой стал важным событием в истории освоения космоса, доказав, что женщины тоже могут работать в космосе наравне с мужчинами. Валентина Терешкова – настоящий герой и пример для подражания! Вопросы: 1. Кто такая Валентина Терешкова? 2. Когда она полетела в космос? 3. На каком космическом корабле она совершила полёт? 4. Сколько времени Терешкова провела в космосе? 5. Как звучал позывной Валентины Терешковой во время полёта? Текст 2: Первый искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, названный просто «Спутник-1». Это было металлическое тело в форме шара размером с большой пляжный мяч, оснащённое четырьмя антеннами. Он летал вокруг Земли 92 дня, излучая радиосигналы, которые могли уловить радиолюбители по всему миру. Запуск «Спутника-1» стал началом космической эры и важным этапом в освоении космоса. Это событие показало, что человечество способно создавать аппараты, которые могут выйти за пределы Земли. Вопросы: 1. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? 2. Как он назывался? 3. Как выглядел первый спутник? 4. Сколько времени он пробыл на орбите? 5. Почему запуск «Спутника-1» считается началом космической эры? Текст 3: Космический корабль Космический корабль – это сложная техническая система, предназначенная для полётов в космос. Он должен быть способен выдержать огромные перегрузки при старте, защитить космонавтов от радиации и обеспечить им комфортные условия для жизни и работы в невесомости. Существуют разные типы космических кораблей: пилотируемые (с космонавтами) и автоматические (без людей). Автоматические корабли используются для исследования планет, комет, астероидов, а также для доставки грузов на орбиту. Пилотируемые корабли служат для доставки космонавтов на космические станции и обратно на Землю. Вопросы: 1. Что такое космический корабль? 2. Каким требованиям должен отвечать космический корабль? 3. Какие типы космических кораблей существуют? 4. Для чего используются автоматические космические корабли? 5. Каково назначение пилотируемых кораблей? -Молодцы ребята! | | |
| 7. Закрепление | «Космический словарь» — По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем. — Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать? Работа с загадками -В космосе, сквозь толщу лет Ледяной летит объект Хвост его – полоска света А зовут объект -Человек сидит в ракете Смело в небо он летит И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит -Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт -Планета голубая, любимая, родная Она твоя, она моя. А называется -Выше леса, выше гор расстилается ковер. Он раскинут над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, то он ярко-голубой. -Состоит из точек свет Полна горница планет (космос) -Астроном – он звездочет Знает все наперечет! Только лучше звезд видна, В небе полная … -Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал. | -Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д. -Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и др. -Комета -Космонавт -Гагарин -Земля -Небо -Космос -Луна | Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия. |
| 7. Итог. Рефлексия | - Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы её? -Выполнили ли мы поставленные задачи? -Что нового вы узнали для себя? -Какой вывод можете сделать? — Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» — Что на уроке у вас хорошо получалось? - Поднимите палец вверх, если вы довольны своей сегодняшней работой и у вас всё получилось или поднимите палец вниз, если у вас были трудности - Спасибо за урок. Вы большие молодцы. | -Страна, открывшая путь в космос Ответы учащихся Дети показывают палец верх или вниз | Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность устанавливать причины успеха или неудачи в учебной деятельности. |