kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему «Космос. Первый человек в космосе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса с использованием презентации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему «Космос. Первый человек в космосе»»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Карина Рафаэльевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Садитесь.

- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствуют учителя. Садятся на свои места и проверяют готовность к уроку.

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению


2. Актуализация знаний

- Ребята, прежде чем начать новую тему, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?

- Мы проведем блиц-опрос:

- В каком году началась Вторая мировая война?

- Когда Германия напала на Советский Союз?

- Какие города получили звание «город-герой»?. Назовите их.



- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- Когда разгорелось сражение под Курском?

- В каком году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков?

- Когда начался штурм Берлина?

- Кто им руководил?

- Какой день стал Днем Победы?

- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?


-Ребята, вы большие молодцы и прекрасно справились!

-Великую отечественную войну и Великую Победу


- 1939 год.

-22 июня 1941 г.

-Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.

-900 дней.

-Летом 1943 года.


-1944 год.

-В апреле 1945 года.

-Г.К. Жуков.

-9мая.

-Свыше 27миллионов.

Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач)

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию.


3. Самоопределение к деятельности

-Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Людмилы Татьяничевой:

Ладонью заслонясь от света

Сидит мальчишка. Тишина.

И вдруг волшебное: Ракета

Достигла станции Луна.

И оторвавшись от тетрадок

Сказал с достоинством: «Порядок».

Как будто так и быть должно

Должно быть так, а не иначе

И удивительного нет.

Что это нами, нами начат

Штурм неразгаданных планет.

Его за скупость не корите

Мальчишка сдержан потому

Что продолжение открытий

Эпоха вверила ему!


-Итак, ребята, о чем это стихотворение?

-Какие чувства оно вызывает у вас?

-Понравилось ли вам стихотворение?


-Предлагаю девизом нашего урока следующие слова « В космос полетим отважно, чтоб открыть секреты важные!» (девиз на слайде)

-Я не зря начала урок с такого стихотворения. Ребята, отгадайте загадку:


До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая…(ракета)

В умах ученых много лет

Жила мечта заветная

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное


-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-О каком пространстве идет речь?


-Что же такое Космос?

Космос – бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю.

-А что же за наука такая, космонавтика? Космонавтика – (греч.) наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.


-Откройте учебник на странице 147 и прочитайте тему урока.

Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звездам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна еще не оправилась от ран, нанесенных фашистами.


-А что вы хотите узнать на уроке?

-Итак, давайте определим цель и задачи нашего урока:

- узнать, о важнейших моментах развития космоса в нашей стране;

- вспомнить имя первого космонавта и дату первого полета в космос;

- иметь представления о первых этапах освоения космоса.

(слайд)

Слушают стихотворение


















-О том, что ракета достигла луны, о новых открытиях.

Ответы детей









Отгадывают загадку








Ответы детей


-О космосе








-«Страна, открывшая путь в космос».





Ответы детей







Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции)

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию.

4. Работа по теме урока

1. Рассказ по теме

- Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Несмотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам.


- Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто. - Как вы думаете, почему?

- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?


- Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.


-Проверим, как внимательно вы меня слушали.

-Что такое космос?


-Что же за наука космонавтика?


-Почему для полета в космос нужны очень мощные двигатели?


-Чем отличается полет в воздухе От полета в космосе?



-Как можно назвать силу, которая мешает нам легко улететь от Земли?


2. Работа по учебнику.

-Откройте стр.147 и давайте прочитаем текст «Первые в космосе»

-Сейчас я раздам вам задание.

- Когда был выведен первый искусственный спутник?


Как зовут первого человека, который полетел в космос?


Когда первый человек побывал в космосе?


Сколько времени он там пробыл?


Как называется космический корабль в котором он находился?


Как называется космическая станция?


В каком году была выведена на орбиту эта станция?


-Если вы внимательно прочитали текст, то ответьте на вопросы:


-Теперь поменяйтесь с соседом по парте листочками и давайте проверим ваши ответы. Если все правильно, ставьте плюсик. Если есть ошибки, ставьте минус.

- Когда был выведен первый искусственный спутник?

4 октября 1957 года

Как зовут первого человека, который полетел в космос?

Юрий Алексеевич Гагарин

Когда первый человек побывал в космосе?

12 апреля 1961 года

Сколько времени он там пробыл?

108 минут

Как называется космический корабль, в котором он находился?

«Восток»

Как называется космическая станция?

«Мир»

В каком году была выведена на орбиту эта станция?

В 1986 году

(ответы по одному всплывают на слайде)


Продолжение работы по теме.

ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН: ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ


Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в небольшой деревне Клушино Смоленской области. Его детство, как и у многих детей того времени, было омрачено Великой Отечественной войной.  Семья Гагариных пережила немецкую оккупацию.  Это трудное время закалило характер будущего космонавта.


После войны семья переехала в город Гжатск (сейчас Гагарин). Юрий хорошо учился,  увлекался спортом и техникой.  После окончания ремесленного училища он поступил в индустриальный техникум,  где  увлекся  авиацией  и  записался в аэроклуб. Это увлечение определило его дальнейшую судьбу.


В 1955 году Юрий Гагарин окончил авиационное училище и стал военным летчиком.  Он  служил  в  авиационных  частях  Северного  флота.  В  1960  году  Юрий  Гагарин  был  зачислен  в  отряд  космонавтов.  Он  упорно  тренировался,  проявляя  выдержку,  дисциплинированность  и  оптимизм.


12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на космическом корабле «Восток-1».  Полет длился 108 минут и стал  грандиозным  событием  для  всего  мира.  С  этого  дня  12  апреля  отмечается  как  День  космонавтики.


После полета Юрий Гагарин стал всемирно известным героем.  Он  много  путешествовал,  встречался  с  людьми  разных  стран,  продолжал  работать  в  Центре  подготовки  космонавтов.  Жизнь  Юрия  Гагарина  трагически  оборвалась  27  марта  1968  года  во  время  тренировочного  полета.



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕРВЫХ ПОЛЕТАХ В КОСМОС: Первыми  живыми  существами  в  космосе  были  собаки:  Белка  и  Стрелка  совершили  орбитальный  полет  и  благополучно  вернулись  на  Землю.  Их  полет  помог  ученым  убедиться,  что  живые  организмы  могут  переносить  условия  космического  полета. Имя  первого  космонавта  держалось  в  секрете  до  самого  полета:  Это  было  связано  с  большой  важностью  миссии  и  возможными  рисками.  На  случай  неудачи  были  заготовлены  три  разных  сообщения  ТАСС. Позывной  Юрия  Гагарина  был  «Кедр»:  Он  использовал  его  во  время  радиосвязи  с  Землей.

Фраза  «Поехали!»,  произнесенная  Гагариным  перед  стартом,  стала  символом  начала  космической  эры.

Космический  корабль  «Восток-1»  совершил  один  виток  вокруг  Земли:  Этого  было  достаточно,  чтобы  доказать  возможность  человека  находиться  в  космосе  и  вернуться  на  Землю.

После  полета  Юрий  Гагарин  приземлился  не  в  кабине  корабля,  а  на  парашюте:  Это  было  предусмотрено  конструкцией  «Востока-1».

Первый полет человека в космос стал  прорывом  в  науке  и  технике  и  открыл  новую  эпоху  в  исследовании  Вселенной.


















Ответы учеников.

-Потому что в космосе нет кислорода и низкая температура.

-Нельзя, потому что самолет имеет совсем не предназначенную для полета в космос конструкцию.









-Космос-бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю.

-Космонавтика-наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.

-Потому что сила притяжения Земли очень велика.

-В космосе нет воздуха, а самолеты и вертолеты в своем полете опираются именно на воздух.

-Притяжение Земли




Читают по цепочке




Выполняют задание



























Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами).

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности.

5. Физкультминутка

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)






6. Самостоятельная работа

-Сейчас я раздам вам текста. У первого ряда текст про первого космоната, у второго ряда текст про первый спутник земли, а у третьего ряда текст про космический корабль.

Вы читаете текст и готовитесь к пересказу.


Текст 1: Первая женщина, покорившая космос.

Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина, покорившая космос. 16 июня 1963 года она отправилась на орбиту Земли на космическом корабле «Восток-6». Валентина родилась в простой семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. С детства она мечтала о небе, увлекалась парашютным спортом. Это увлечение и помогло ей пройти отбор в отряд космонавтов. Подготовка к полёту была очень сложной и требовала огромной выдержки и силы воли. Валентина Терешкова провела в космосе почти трое суток, облетев Землю 48 раз. Её позывной во время полёта был «Чайка». Полёт Терешковой стал важным событием в истории освоения космоса, доказав, что женщины тоже могут работать в космосе наравне с мужчинами. Валентина Терешкова – настоящий герой и пример для подражания!


Вопросы:

1. Кто такая Валентина Терешкова?

2. Когда она полетела в космос?

3. На каком космическом корабле она совершила полёт?

4. Сколько времени Терешкова провела в космосе?

5. Как звучал позывной Валентины Терешковой во время полёта?


Текст 2: Первый искусственный спутник Земли

4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли,  названный  просто «Спутник-1».  Это было металлическое тело в форме шара размером с большой пляжный мяч, оснащённое четырьмя антеннами.  Он  летал  вокруг  Земли  92  дня,  излучая  радиосигналы,  которые  могли  уловить  радиолюбители  по  всему  миру.  Запуск  «Спутника-1»  стал  началом  космической  эры  и  важным  этапом  в  освоении  космоса.  Это  событие  показало,  что  человечество  способно  создавать  аппараты,  которые  могут  выйти  за  пределы  Земли.


Вопросы:

1. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?

2. Как он назывался?

3.  Как выглядел первый спутник?

4. Сколько времени он пробыл на орбите?

5. Почему запуск «Спутника-1»  считается началом космической эры?


Текст 3: Космический корабль

Космический корабль – это сложная техническая система, предназначенная для полётов в космос.  Он  должен  быть  способен  выдержать  огромные  перегрузки  при  старте,  защитить  космонавтов  от  радиации  и обеспечить  им  комфортные  условия  для  жизни  и  работы  в  невесомости.  Существуют  разные  типы  космических  кораблей:  пилотируемые  (с  космонавтами)  и  автоматические  (без  людей).  Автоматические  корабли  используются  для  исследования  планет,  комет,  астероидов,  а  также  для  доставки  грузов  на  орбиту.  Пилотируемые корабли  служат  для  доставки  космонавтов  на  космические  станции  и  обратно  на  Землю.


Вопросы:

1.  Что такое космический корабль?

2.  Каким  требованиям  должен  отвечать  космический  корабль?

3.  Какие  типы  космических  кораблей  существуют?

4.  Для  чего  используются  автоматические  космические  корабли?

5.  Каково  назначение  пилотируемых  кораблей?


-Молодцы ребята!




7. Закрепление

«Космический словарь»

—  По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто назовет последним, тот станет победителем.


—  Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?


Работа с загадками

-В космосе, сквозь толщу лет

Ледяной летит объект

Хвост его – полоска света

А зовут объект


-Человек сидит в ракете

Смело в небо он летит

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит


-Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт


-Планета голубая, любимая, родная

Она твоя, она моя. А называется


-Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он раскинут над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.


-Состоит из точек свет

Полна горница планет (космос)


-Астроном – он звездочет

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна,

В небе полная …


-Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал.


-Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.


-Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и др.






-Комета




-Космонавт




-Гагарин




-Земля




-Небо



-Космос





-Луна

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия.

7. Итог.

Рефлексия

- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой?

 - Достигли ли мы её?

-Выполнили ли мы поставленные задачи?

-Что нового вы узнали для себя?

-Какой вывод можете сделать?

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?


- Поднимите палец вверх, если вы довольны своей сегодняшней работой и у вас всё получилось или поднимите палец вниз, если у вас были трудности

- Спасибо за урок. Вы большие молодцы.

-Страна, открывшая путь в космос


Ответы учащихся













Дети показывают палец верх или вниз

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность устанавливать причины успеха или неудачи в учебной деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему «Космос. Первый человек в космосе»

Автор: Уразалиева Карина Рафаэльевна

Дата: 19.12.2025

Номер свидетельства: 679443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Спутник Земли - Луна" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-sputnik-ziemli-luna"
    ["file_id"] => string(6) "180150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425131213"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока познания мира в 4 классе Казахстан - космическая держава. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-v-4-klassie-kazakhstan-kosmichieskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "139096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417639467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока окружающего мира "История происхождения имен, отчеств, фамилий" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-istoriia-proiskhozhdieniia-imien-otchiestv-familii"
    ["file_id"] => string(6) "113750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Космос". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-kosmos-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "220466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434641206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства