Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 3В классе «Доли. Образование и сравнение долей».»
Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей». (3 класс.)
Цель: организовать первичное знакомство с понятием доли, научить называть, сравнивать доли и закреплять знания таблицы умножения. Задачи: - образовательные:
Дать понятие о доли числа;
- развивающие:
Развивать логическое мышление;
развивать математическую речь;
развивать навыки устного счета;
развивать память, восприятие.
- воспитательные:
вовлечение детей в природоохранную деятельность;
воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, бережное отношение к природе.
Познавательные УУД: –формировать представление учащихся о делении на равные части предмета, учу называть доли, сравнивать доли одного предмета воспитываю интерес к предмету, продолжаю формировать математические навыки вычислений;
Регулятивные УУД: - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Коммуникативные УУД:организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в учебных ситуациях, воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.
Личностные УУД:развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь, аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к природе, обобщать жизненный опыт учеников, вовлекать в природоохранную деятельность.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу (слайд 2)
- Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе (слайд 3)
- Чтобы открыли что-то новое и интересное сегодня на уроке. (слайд 4)
- И самое главное, чтобы хорошее настроение присутствовало у вас на уроке. (слайд5)
-Ребята, отгадайте загадку.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если елка в дом идет-
Что за праздник? (Новый год) (слайд6)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Ребята, а что является символом нового года? (Ель)
- И к нам на урок пришла елочка. Мы не взяли красавицу из леса, потому что ель средней величины летом выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек.
Еще она поможет справиться с болезнетворными микробами, вирусами.
- У нас самая простая елочка- из бумаги, которая не нанесет вред окружающей среде.
- А что мы еще ждем на Новый год? (Подарки)
- А какие подарки мы получаем на каждом уроке могут быть? (Знания)
– У нас на доске выражения, но они сегодня необычные. Решив их, вы узнаете не только какой подарок вас ждет, но и с помощью него вы откроете новые знания.
8 · 4 = 32 (л)
15: 5 = 3 (а)
9 · 7 = 63 (с)
46 + 54 =100(н)
82 – 35 =47 (ь)
39 + 28 =67(и)
42: 6 =7 (п)
3 · 7 =21(е) (слайд7)
-Расположите карточки с числа в порядке возрастания и запишите их в тетрадь. Под числами запишите буквы. Прочитайте какое слово получилось? (слайд 8)
- Что мы повторили, выполнив это задание?
(таблицу умножения, сложение и вычитание чисел, нумерацию чисел)
Учитель показывает учащимся апельсин.
– Что такое апельсин? Что вы знаете об апельсине? (Это фрукт.) (слайд 9)
Выявление места и причины затруднения.
– Не удивляйтесь, именно это фрукт поможет нам познакомиться с новыми знаниями и определить тему сегодняшнего урока.
- Подумайте, что можно сделать с апельсином? (Съесть).
- А если вы с друзьями? (Разделить)
- А как можно разделить апельсин? (Высказывания детей)
- Давайте посмотрим мультфильм про апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
- Возможна ли дружба этих животных в реальной жизни? Почему? (Волк – дикое, хищное животное)
- Что делали животные?
- Почему рассердился волк?
- Что получил каждый из животных?
- В математике говорят: доля
- Как это слово звучит в русском языке во мн. числе? (Доли) (слайд11)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Доли)
Верно, тема урока «Доли.» (Ствол елочки переворачивается и появляется тема урока)
-Посмотрите на доску и сформулируйте задачи урока, при помощи опорных слов.
Будем УЗНАВАТЬ … (что такое доли) (Переворачиваются веточки елки)
Будем учиться ПОЛУЧАТЬ…(доли)
Будем учиться называть …
Будем учиться СРАВНИВАТЬ
За каждую выполненную задачу урока мы будем делать подарки нашей елочке. Мы будем украшать ее новогодними игрушками.
Реализация построенного проекта и первичное закрепление учебного действия с озвучиваем хода учебного действия
- Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине? (5 долей)
- Что можно сказать про доли, которые получили животные, какие они? (Они равные).
— Значит, что такое доля?
Доля – это равная часть от чего- либо. (слайд 12)
- Какую задачу урока мы с вами выполнили? (Узнали, что такое доли)
- Повесим на елочку игрушку.
- Сколько долей получил каждый из животных? (По одной доле)
- Из скольких долей было в апельсине? (Было 5 долей)
- В математике говорят: одна пятая. Второе число говорит на сколько равных долей был разделен предмет, а первое число говорит нам, сколько долей забрали отрезали. (слайд 13)
- Сколько долей должно было быть в апельсине, чтобы хватило всем животным из мультфильма? (Шесть)
- Какую бы долю получило бы каждое животное? (одну шестую долю).
- А какое угощение пекут на новый год? (пироги)
- У вас на столах лежат пироги - круги. Возьмите красный круг. Сложите его пополам? Сколько долей получилось? (Две доли)
- Отрежьте одну долю. Как ее назвать? (Одна вторая)
- Отложите одну вторую долю. Возьмите зеленый круги. Сложите его на 4 равные части. Сколько долей получилось? (4)
- Отрежьте одну долю. Как ее назвать? (Одна четвертая доля)
- Отложите одну четвертую долю. Возьмите желтый круг. Сложите его пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. Разверните круг и посчитайте, на сколько равных долей мы разделил круг? (На 8 долей)
Отрежьте одну долю. Как ее назвать. (Одна восьмая)
- Что мы с вами сейчас учились делать? (Получать доли и называть их)
-Так как получить доли? (Надо разделить целое на равные части)
- А как назвать доли? (Первое число – сколько долей взяли из целого, а второе число – на сколько равных долей делили целое)
- Какую задачу урока мы с вами сейчас решили, т.е. что мы учились делать? (получать и называть доли)
- Раз мы решили эту задачу, то и украсим елочку, повесим на нее игрушку.
- Положите перед собой 1/8 долю, одну четвертую. Давайте попробуем их сравнить.
Какая доля больше одна вторая или одна четвертая? (Ответы детей)
- Как вы думаете, чему мы будем учится? (Сравнивать доли?)
- Так какая доля меньше одна восьмая или одна четвертая? Почему? Что заметили? На сколько частей делили круг, чтобы получить одну вторую долю? На сколько частей делили круг, чтобы получить одну четвертую долю?
- Какой вывод можно сделать.
- Где мы можем проверить правильный ли вывод мы сделали? (в учебнике)
Работа по учебнику в парах с.92
- Откройте учебник на с.92. Прочитайте текст рядом с красной чертой. Вместе с соседом по парте заполните пропуски на листочках словами больше или меньше.
- Проверьте свой вывод с выводом, который на экране? (слайд 14)
Кто выполнил правильно?
Чем больше долей, тем _____________ каждая доля.
Чем меньше долей, тем _____________ больше каждая доля.
- Что мы с вами учились делать сейчас. (Сравнивать доли)
- Какую задачу урока мы с вами выполнили? (Узнали, как сравнивать доли)
_7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Ребята, сейчас мы свами будем работать самостоятельно.
- Одни ребята будут работать по карточкам, другие выполнять мое задание.
1 гр. Прочитайте задание. Прочитайте задание. Значение всех ли слов понятно?
В питомнике выращивали ели.
-Что такое питомник?
Начертите этот питомник в виде квадрата со стороной 4 см.
Девочки. - Питомник разделили на 2 части. В одной части посадили ели. Закрасьте эту часть с елями.
Мальчики. – Питомник разделили на 4 части. В одной части посадили ели. Закрасьте эту часть с елями.
- Какую долю закрасят девочки? (одну вторую)
-Какую долю закрасят мальчики? (одну четвертую)
- Посмотрите на слайд и сравните, правильно ли вы сделали. Поднимите руку, кто выполнил задание правильно. (У кого возникли проблемы? Что не получилось) (слайд 16)
- Какую задачу урока мы выполняли? (делили на доли)
Украсим елочку игрушкой.
2 гр.
- Я раздаю вам листы, вам необходимо закрасить одну часть. И определить, какую часть вы закрасили.
- Выйдите к доске те, кто закрашивал доли. Скажите какую долю закрасил?
Какая доля больше? Одна вторая или одна пятая? Почему?
Какая доля больше: одна восьмая или одна третья, почему
- Посмотрите на раскрашенные доли и станьте в порядке их уменьшения?
- Ребята, если вы встали правильно, то у вас должна получиться пословица. Переверните свои листы. Какая пословица получилась.
Не там чисто, где метут, а там, где не сорят.
- Как вы это понимаете?
-А что вы получаете на Новый год? (Подарки)
- А что остается от подарков? (Оберточная бумага, фантики, пакетики)
- Не разбрасывайте их, помните, что если выложить весь материал, которым упаковывают подарки в одну линию, то мы смогли бы достать до Луны. Поэтому ребята, надо всегда убирать за собой мусор.
-Какую задачу урока мы свами сейчас выполняли? (Сравнивали и называли доли)
Давайте поместим игрушку на елку.
8. Подведение итогов.
1)- Вернемся к началу нашего урока. Все задачи нашего урока выполнены?
- Что такое доля?
- Как образуются доли?
- Как называются доли?
- Как сравнить доли?
- От чего зависит размер доли?
9. Рефлексия деятельности.
-Перед вами лежат дольки апельсина. Поместите свои доли на доску. (слайд18)
Оранжевая доля– я все понял, у меня все получилось.
Жёлтая доля- мне было трудно, но я понял.
Зеленая доля – у меня ничего не получилось, мне нужна помощь
- Посмотрите, каких долей какого цвета у нас больше? Почему?
- Посмотрите, а что мы с вами собрали?
- Апельсин у нас получился сочный, но есть кое- где и не дозрелый. Надеюсь, что через несколько уроков он созреет совсем.
- А сейчас скажем ему спасибо за то, что он нас познакомил с новой темой.
- Спасибо вам, ребята за плодотворную работу. Желаю вам успехов в изучении математики. Урок окончен.