1. Выделить в произведении сюжетные линии - Сколько в произведении сюжетных линий? (2)– Сколько действующих лиц? (4) И они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. - Первая сюжетная линия - Вторая - Что объединяло всех героев произведения? Описание цветника. - А теперь вернемся к первой сюжетной линии. – (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…) Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (Картинка на доску - СООБЩЕНИЕ) -У. Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом. ( Учащиеся находят описание сада в тексте) (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась). -У.Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом. (Роза расцвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное). -У. А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность). - У. Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста. (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов) -У. Быстро прочитайте слова по стрелкам и вы узнаете, что росло в цветнике. (слайд) хмель чертополох повилика коровяки крапива мышиный горошек - Как среди такой красоты выглядела роза? | | - Как чувствовала себя роза в этом цветнике? | | Чтение 1 строки III абзаца до слов «Она распустилась в хорошее майское утро…» - Каким вы представляете себе майское утро? Дети зачитывают со слов « Она распустилась…до слов: точно плакала… с. 170» Умозаключение с опорой на жизненный опыт. - ярко светит солнце - все искрится и играет в лучах майского солнца Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста. - дует ветерок несущий свежий запах молодой травки - природа просыпается от сна - зеленеют деревья - природа оживает - Оживает природа, казалось бы все хорошо, тогда почему же плачет роза? - А разве цветок может плакать? - Слезы – это капельки росы, которые искрятся на листочках розы. Чтение текста со слов «Она не могла говорить….до слов…слезами и молитвами….» - Молитва. Какие молитвы вы знаете? О чем они? -О чём можно молиться? Молитвы Господу, Божьей Матери, святым Они нужны нам, чтобы просить у святых о здоровье своем и близких, благополучие, душевном равновесии И вдруг такую красоту увидела ЖАБА…. Чтение текста со слов Когда она в первый раз увидела …до слов прекрасному созданию…с.173. - Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств? -я тебя слопаю…. - являются ли эти слова выражением чувств? - являются ли эти слова выражением чувств -Нет. Жаба не может говорить о красоте, она ее не понимает. - Отчего роза содрогнулась? - О чем пожалела роза том момент? -Как автор показывает розу? - Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? - Почему роза тогда «бледное создание»? - Какую смерть предпочла бы себе роза? - Что произошло с розой за прошедшую ночь? - Принесла ли роза кому-нибудь радость? Вторая сюжетная линия. Герои – Мальчик и девочка 1.Фронтальный опрос 1. В какое время года в последний раз мальчик был в цветнике? 2.Что он делал в цветнике? 3. Кого он увидел в цветнике? 4. В какое время года мальчик не мое выйти в цветник? 6. Кто находился с ним всегда? 2. Чтение по ролям До этих пор сюжеты сказки развивались отдельно «роза-жаба», «мальчик-девочка», что происходит дальше (соединить на доске сюжетные линии, показать, как они пересекаются) - Кто спас розу от ужасной смерти? 3. Инсценирование. Роза и жаба 4. Чтение по ролям - Почему автор не позволил жабе погубить розу? - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (НЕТ) - Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы |