Воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность.
Планируемые результаты:
Личностные:
будут сформированы:
положительное отношение к учебной деятельности;
интерес к учебному труду;
основные моральные нормы поведения;
эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
понимать содержание прочитанного;
высказывать свое отношение к прочитанному;
осуществлять поиск полученной информации дл выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
извлекать необходимую информацию из текстов;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
организовывать свое рабочее место;
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала
Коммуникативные:
научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят,
На учителя глядят.
Нейрон разминка
Речевая разминка.
Подготовим язык, губы, голос к работе.
1. Ваня, Ваня простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед
И поехал в огород.
2.Лена искала булавку
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
Прочитайте хором, с удивительной интонацией, с вопросительной, с огорчением.
-Потренируемся в скорочтении.
-Прочитайте медленно, затем с ускорением.
(У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой)
-К какому жанру относится данный текс? (скороговорка)
Какие жанры в литературном чтении вам еще известны? (рассказ, былина, сказка, басня).
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с новой басней И.А.Крылова.
Черный ящик. Отгадать загадки:
Серо-чёрная та птица, Говорят, никак, певица. Мол, как каркать прекращает, Птицам певчим подражает. (Ворона)
Пусть она - как есть, плутовка, От макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, Как зовут ее? (Лиса)
-Знаете ли вы басню И.А.Крылова, где в названии используются эти отгадки?
-Может вы догадались и название басни?
Давайте подумаем. Какая тема урока?
-Чему мы будем учиться на уроке? (знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; читать грамотно, выразительно, соблюдая интонацию; узнаем, что произошло с героями; проанализируем басню и узнать ее мораль)
3.Работа по теме урока
1.Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский. (Аудиозапись басни)
2. Проверка восприятия.
-Понравилась вам басня?
-О ком и о чем говорится в басне?
-Какая Ворона? (глупая, доверчивая, любит лесть…).
-Прочитайте текст самостоятельно, назовите те слова, значение которых вызвало у вас затруднения.
Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.
-Посмотрите задание 1, карточки у вас на столах.
- Выберете значения слов, которые вы видите на доске.
Коллективное обсуждение.
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Ангельский (голосок) – нежный, добрый;
Не в прок – не в пользу;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил – привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища
4.Физкультминутка
5.Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).
Внимательно читайте о Вороне и Лисице.
6.Выборочное чтение.
-Какими словами автор характеризует Ворону?
-Какими словами автор характеризует Лисицу?
Найдите слова, в которых автор предугадывает события?
Плутовка обманщица на ту беду
-Как лиса задумала получить сыр?
-Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…какая шейка, глазки…)
-Правда ли Ворона такая красивая птица?
-Правда ли Ворона хорошо поет?
— Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.
-Зачитайте, что случилось с Вороной?
-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.
-Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)
- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)
- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…».)
- Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?
Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.
Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.