Конспект урока литературного чтения Учитель: Рудевич Е.С. |
Тема | «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф» |
Цель урока | Познакомить обучающихся со звуками [ф], [ф’] и буквой Ф, ф |
Задачи | 1)направленные на формирование предметных знаний, умений и способов деятельности: - познакомить обучающихся со звуками [ф], [ф’]и буквой Ф, ф; - учить выделять звуки [ф], [ф’] в слове, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в слове; 2) направленные на достижение метапредметных результатов: - учить работать с различными видами информации, дополнять ее собственными наблюдениями и выводами; 3) направленные на достижение личностных результатов: - создавать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося; - учить взаимодействовать друг с другом, проявлять самоконтроль. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Планируемые результаты | Предметные результаты: - знать, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквами Ф,ф; - читать слова, предложения, тексты с буквой ф. Метапредметные результаты: -составлять небольшие устные монологические высказывания; -анализировать информацию и делать выводы. Личностные результаты: -проявлять активность в работе на уроке; -чувствовать себя успешным. |
Основные понятия | Звук, буква, звуковой анализ слова, звуковая схема, группы звуков, слово |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Букварь : Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Методические рекомендации, наглядный и раздаточный материал; компьютер, мультимедийный проектор, экран |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, парная |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Мотивация к учебной деятельности Цель: настроить обучающихся на работу . | Учитель предлагает настроиться на урок и вспомнить правила посадки. - Повернитесь друг к другу лицом, и подарите своему соседу улыбку. Своей улыбкой мы пожелаем друг другу успеха на уроке и хорошего дня. - Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажи правила посадки на уроке. Учитель предлагает отгадать загадку. -Итак, начинаем урок, да не простой, волшебный праздничный! Отгадав загадку, вы узнаете, о каком празднике пойдет речь. Если лес укрыт снегами, Если пахнет пирогами Если ёлка в дом идёт, Что за праздник?... -Главный атрибут праздника это - ёлка. Сегодня я вам принесла её. Чего на ней не хватает? - Правильно, огоньков. Украшать огоньками мы будем её в течение урока вашими правильными ответами. Согласны? Каждый правильный ответ это – огонек. | Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. Проговаривают стихотворение – правила посадки на уроке, для чего нужно выполнять эти правила. Учащиеся отгадывают загадку. Учащиеся отвечают на вопрос. - Огоньков -Да |
II этап. Актуализация знаний . Цель: активизировать мыслительные операции и познавательные процессы. | Учитель организует проверку ранее полученных знаний. Повторение изученного о буквах и звуках. - Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах чему мы учились на прошлых уроках. -На какие две группы делятся звуки? - Гласные звуки бывают …. - Согласные звуки бывают … -Как называется знак, с помощью, которого мы обозначаем звуки в письменной речи. Молодцы, справились с заданием! Вешаем огонёк на ёлку. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют с (помощью учителя) собственное мнение и аргументируют его. -Гласные и согласные -Ударные и безударные -Глухие и звонкие, твердые и мягкие. -Буква. |
III этап. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Речевая разминка. Цель: создать благоприятную развивающую речевую среду. | Учитель читает чистоговорку. Речевая разминка -Фу-фу-фу –вот купили мы софу. -Аф-аф-аф- а ещё купили шкаф. Вешаем огонек на елку. | Повторяют и четко проговаривают за учителем . |
IV этап. Постановка учебной задачи(целеполагание). Цель: определить тему урока. | Учитель предлагает рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы. - Ребята, рассмотрите картинки. Назовите, что на них нарисовано. Учитель предлагает сделать вывод. -Как вы считаете, мы сегодня, будем повторять то, что знаем, или получать новые знания. - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? - Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф». - Кто из вас попробует сформулировать цели нашего урока? Дополните предложения. Познакомимся с ….. Научимся …. -Молодцы! Вешаем огонёк на ёлку. | Работают с информацией, представ-ленной в форме опроса, делают выводы. -Фен, фартук, фотоаппарат, фонарик, фломастеры. - Новые знания. -О звуках [ф], [ф’]. Учащиеся формулируют цели нашего урока. …со звуками [ф], [ф’]. …научимся обозначать звуки буквой. |
V этап. Планирование работы по решению учебной задачи. Цель: определить задачи урока. | Учитель предлагает составить план действий. 1. Составление плана. - Составим план наших действий. Что должны узнать о звуке? Узнать гласный согласный твердый мягкий звонкий глухой -Хорошо. Вешаем огонёк на ёлку. | Участвуют в обсуждении и составлении плана действий. |
VI этап. Реализация плана работы. Цель: познакомить обучающихся со звуками [ф], [ф’],ввести понятие буквы « Ф». Развивать фонематический слух. | Учитель предлагает рассмотреть схемы и сделать звуковой анализ самостоятельно. 1. Звуковой анализ слов «фартук», «филин». Выделение звуков [ф'] и [ф], их характеристика. - Откройте учебники на стр. 119 и приготовьте папки с фишками. Что изображено на рисунках? -Рассмотрите схемы под рисунками. Выполним звуковой анализ слов. - С какого звука начинается это слово? - Какой это звук? - Какой второй звук в слове ? - Какой это звук? - Произнесите третий звук. - Какой это звук? - Произнесите следующий звук. - Какой он? - Произнесите следующий звук. - Какой это звук? - Произнесите последний звук. -Какой это звук? - Разделим слово на слоги. Поставим ударение. Аналогично выполняем звуковой анализ слова «филин». Учитель предлагает сравнить звуки. - Посмотрите ещё раз на схемы. С каких звуков начинаются слова? -Сравните эти звуки. Вешаем огонёк. Учитель знакомит детей с новой буквой, предлагает сравнить букву. 2.Знакомство с буквой. На доске появляется карточка с буквой Ф. -Посмотрите на букву Ф, на что она похожа. С этой буквой на носу Филин прячется в лесу. Физминутка Учитель предлагает выполнить движения. | Составляют индивидуально звуковую модель слова, определяют место звука в слове, Читают по звуковой модели. Выполняют самопроверку. - Двое учащихся выполняют фонетический разбор у доски, остальные – самостоятельно с последующей проверкой. [ф] - Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку. [ф а-а-а] -Гласный, кладу красную фишку. [фа р-р-р] -Согласный, твердый, звонкий. Кладу синюю фишку. -[фар т-т-т] -Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку .[фарт у-у-у] Гласный, кладу красную фишку. .[ фарту к-к-к] - Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку. [ф'] и [ф] Оба согласные, глухие. Но один твердый, другой мягкий Рассматривают букву и предлагают свои варианты. -На фонарик, на филина. Выполняют движения . |
VIII этап. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Лексическая работа. Цель: применять полученные знания в новой ситуации. | Учитель предлагает выбрать задание самостоятельно ( по силам) Самостоятельно выберите задание: по букварю или по карточке. Чтение слогов (стр.119) Задание на карточке- подготовьте текст для чтения. Фокусник во фрак одет, Факел превратил в букет. Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? -Назовите слова в которых встречаются новые звуки(карточки слов на доске). -Есть ли среди названных слов незнакомые слова? Учитель объясняет значение непонятных слов. Вешаем огонёк. 2. Чтение слов 1.Составьте слова, следя за направлением стрелок. Учитель предлагает составить слова и ответить на вопросы. -Из чего образовались слова? -В каком слове большее количество слогов? -Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв? Почему? -Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Почему? -В каком слове не будем ставить ударение? Почему? -Кто такие фантазёры? Учитель предлагает прочитать слова и найти закономерность распределения слов по столбикам. 2. Прочитайте слова парами первых двух столбиков. – Объясните, по какому принципу образованы пары? 3. Лексическая работа. – Прочитайте слова и назовите те, значения которых вам не понятны. Учитель объясняет значение непонятных слов. Вешаем огонёк. Учитель предлагает прочитать читающему ученику стихотворение, ответить на вопросы. 4.Чтение стихотворения Г. Сапгира «Футбол». Чтение по ролям. Чтение вслух. – Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Футбол». Сказала тетя: «Фи, футбол!» Сказала мама: «Фу, футбол!» Сестра сказала: «Ну, футбол…» А я ответил: «Во! – футбол!» – Сколько раз в стихотворении встречается буква ф? – Какие ещё виды спорта начинаются на ф? Если хочешь видеть гол, Отправляйся на футбол. Интересно фехтование И фигурное катание. Учитель предлагает прочитать стихотворение по ролям. -Слова каких героев встретились в тексте? Учитель распределяет роли. Чтение стихотворения по ролям. Вешаем огонёк. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Учащиеся выполняют разные задания индивидуально. Готовят текст для чтения, читают слоги. Учащиеся называют непонятные слова, объясняют их значение. - Факел,фрак Учащиеся составляют слова, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. -Фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика. Учащиеся доказывают свое мнение. Из слогов Фантазировать Фантазия, буква я обозначает два звука. Фантазировать, ь-звука не обозначает. Фантазёры -Выдумщики, те, у кого богатая фантазия. Определяют закономерность, доказывают. -Один – много. Читают слова, находят непонятные, объясняют значение слов. -Фазан. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. -3 раза Футбол, фехтование Готовят чтение по ролям. Определяют героев. Готовят чтение по ролям. Учащиеся читают по ролям. |
IX этап. Работа в парах. Цель: организовать учебное сотрудничество, анализировать, обсуждать, структурировать, фиксировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи. | Учитель предлагает вспомнить правила работы в группе. – Давайте вспомним правила работы в парах. Учитель предлагает собрать слова из частей. 1.Игра «Собери слова» . Вешаем огонёк. Учитель предлагает послушать и постараться запомнить слова с изученной буквой. 2. Игра «Самая лучшая память!». Запомните как можно больше слов на букву ф: Буква Ф – очки на палке, Прибежали из считалки: Фокус, финик, Фантомас, Фантик, фунтик и фугас, Фёдор, филин, фас, Фёкла фукает на вас. Вешаем огонёк. | Вспоминают и называют правила работы в парах. Участвуют в обсуждении представленного задания Выполняют предложенное задание, анализируют полученный результат, сравнивая полученный результат с образцом на доске. - Фабрика, фанты, филин, физик. Фартук, факел, фишка, фантазия, фирма, фигура. Учащиеся слушают и запоминают слова, называют их. |
X этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: самостоятельное выполнение задания с использованием нового способа действия, самопроверка на основе сопоставления с эталоном. Организация ситуации успеха, мотивирующая ученика к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учитель предлагает выполнить самостоятельно задание на карточке с последующей проверкой. 1.Самостоятельная работа. а)соотнеси слова со схемой; б)составь слова из предложенных букв: «ф а ж и р» «к и р е ф». | Рассматривают, анализируют, сравнивают, делают выводы, отвечают на вопросы, проверяют. - Кефир,жираф. |
XI этап. Включение в систему знаний и повторение. Цель: проверить умение ориентироваться на странице Букваря, работать с информацией, выявление границ применения нового знания, повторение учебного материала. | Учитель предлагает прочитать слова , сравнить их лексическое значение и объяснить. 1. Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: «звонок – звонок». - Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем. - Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объясните, чем они отличаются. - Прочитайте слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок). - Прочитайте слово так ,чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок). - Объясните значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным прибором. Учитель предлагает послушать текст и ответить на вопросы. 2.Чтение рассказа Якова Тайца «Волк». Чтение рассказа учителем. -Прочитайте название текса. Как вы думаете о чём это произведение? Почему автор так назвал произведение. Как бы вы озаглавили этот текст? Кто в этом произведении является отрицательным героем? Как вы считаете, почему волк поджал хвост? Как Маша относилась к волку? Подтвердите словами из текста. Испытывал ли волк чувство вины? Докажите. | Ориентируются в текстовом материале, отвечают на вопросы. Сравнивают лексическое значение слов, объясняют значение. - Местом ударения в слове. - звОнок - звонОк - Звонок (от слова звонкий) – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным прибором). Слушают текст, отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения и доказывают. |
XII этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель: выявить уровень овладения знаниями учащимися и оценить работу на уроке. | Учитель предлагает рассказать о том, что узнали нового на уроке. 1.Итог урока. - Что новое вы узнали на уроке? - Что было интересно? - Что было трудно? Папа сына похвалил, Он про букву Ф спросил. – Как вы думаете, что рассказал про букву ф сын? Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. 2. Рефлексия деятельности. Возьмите в руки листок, на котором нарисован огонёк и раскрасьте его красным, если тебе было трудно или желтым цветом, если все получилось. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассказывают , что узнали, что было интересно, что было трудно. - Что она обозначает согласный мягкий[ф'] и согласный твердый [ф]. Делают самооценку (раскрашивают огоньки). |