Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Красота внутренняя и внешняя."»
Урок литературного чтения в 4 классе
О. Уальд "Мальчик - звезда"
Цель:
- Подвести учащихся к мысли о том, что истинная красота человека в гармонии его внешности и внутреннего мира.
- Через работу с текстом подвести учащихся к мысли о том, что каждый волен решать: что хорошо, что плохо, каждый может изменить свою судьбу, стоит только захотеть.
- Привить интерес к чтению
- Развить навыки работы с текстом.
На доске — тема и эпиграфы:
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...
Глаза слепы. Искать надо сердцем.
А. де Сент-Экзюпери
Лучше слепые глаза, чем каменное сердце. “Повесть об Акире Премудром”.
ХОД УРОКА
1. Каждое литературное произведение - это загадка. Отгадывает эти загадки лучше всего тот, кто внимательно следит за подсказками автора. Одной из подсказок является название. Сказка Оскара Уальда, с которой мы познакомились на предыдущих уроках, озаглавлена необычно: «Мальчик - звезда"
- Как вы думаете, какое слово в названии более загадочное?
— Есть имя у мальчика?
(Нет. Его называют “Мальчик-звезда”.) — Каково лексическое значение слова “звезда”?
- Есть такое понятие "слово-магнит". На сегодняшнем уроке это будет слово звезда.
- Как вы думаете, какие положительные понятие притягивает это слово?
- А отрицательные?
- Что может означать сочетание слов "Мальчик-звезда"?
(Говоря о прямом значении, дети вспоминают и переносное: так мы можем сказать о знаменитом человеке, выдающемся деятеле искусства, науки, спорта. Мальчика так называли, потому что он упал со звезды, потому что отличался от всех.)
— Что может излучать звезда? — Что дарил окружающим Мальчик-звезда (и дарил ли?)?
Обозначаем синие лучи. На доске появляется запись:
2 . - А каким описывает его автор?
- Какие приемы использует автор?
- С чем сравнивает автор красоту мальчика?
- О какой красоте идет речь?
- А на самом ли деле он был красив?
Чтобы ответить на этот вопрос давайте, восстановим события сказки по иллюстрациям.
3. Воспроизведение начала текста по иллюстрации.
Давайте к эпизоду на последней иллюстрации зададим 5 вопросов(мальчику - звезде)
Действие. Что делал и говорил мальчик-звезда? Когда узнал, что нищенка его мать.
Цели. С какой целью он это делал?
Характер. Как эти поступки характеризуют мальчика - звезду?
Записать некоторые отрицательные черты мальчика.
Мини вывод:
Зло часто бывает привлекательным. При красоте тела невольно веришь в красоту души. Но только гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты является истиной.
- Как был наказан мальчик-звезда за свои поступки?
- Что для мальчика-звезды было тяжелее: потерять красоту или испытать жестокость людей?
- Какие испытания пришлось пройти мальчику-звезде, чтобы изменить свою жизнь?
Давайте по иллюстрациям восстановим конец сказки.
Р езультат: Каких результатов добился мальчик-звезда?
Вывод: Сколько пришлось мальчику-звезде пережить прежде чем стать красивым душой. Давайте войдем в сказку и попытаемся изменить ее, повлиять на ход событий.
4. А теперь давайте порассуждаем.
Что произошло, если бы он не отверг свою маму?
Хорошо задумайте и расскажите.
- Может ли быть другой результат?
Итоговый вывод: Прежде чем совершить что-то или принять в жизни какое-то решение, нужно задуматься над последствиями. Никогда не нужно действовать опрометчиво, всегда продумать. Относитесь к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе.
Читаем ещё раз эпиграфы к уроку. Мы приходим к выводу, что главное в жизни — доверять своему сердцу, учиться за внешним блеском находить правду.
Я не зря для эпиграфов подобрала слова А.Сент-Экзюпери Нас ждёт встреча с другим звёздным мальчиком, Маленьким принцем.