Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания | |
| Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Игоревна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. | | | |
Проверка д/з | Ребята, скажите, какое домашнее задание у вас было? | - Читать выразительно стр.29-30 | | |
Подготовка к восприятию | - Хорошо, ребята. Я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года», «Осень». Послушайте и скажите какое настроение передает музыка. - Посмотрите на слова, которые на слайде. Они вам помогут определить какое настроение передал композитор. - Какие картины вы представили при прослушивании данного произведения? - Многие поэты и писатели были вдохновлены этой порой и создавали великие произведения. | Слушают произведение. - У меня печальное, хмурое, плачущее настроение… - Осень, лес, тучи( красота, золото, простор, тишина) | | |
Постановка на слушание | - Прослушайте стихотворение, которое написал Александр Трифонович Твардовский и попытайтесь понять, где увидел осень поэт? | | | |
Первичное восприятие | Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней – Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. | | | |
Проверка первичного восприятия | - Скажите, где поэт увидел осень? Как вы это узнали? | - в лесу. Там описывается лес | | |
Повторное чтение | - Итак, давайте еще раз прочитаем стихотворение (на листочках) и отметьте слова, которые помогли понять, что поэт описывает осень в лесу. Читают самостоятельно. - Теперь прочитаем стихотворение вслух. Какие слова выделили? - Назовите слова, которые рифмуются | Читают. Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней – Бережет густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. - Стала ель в лесу заметней. Подосиновик последний -имеют одинаковые звуки в конце. Тень,день. Сучок, прыжок. Листва синева… | | |
Анализ | Чтобы лучше понять стихотворение, необходимо точнее определить значение слов. - Как вы понимаете выражение «Меж редеющих верхушек»? - Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва» - Почему, в лесу не слышно птиц? - Отчего же стала ель в лесу заметней? - Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень» Как вы думаете, а где находится поэт, когда наблюдает за осенними лесом, куда он смотрит? (вверх) - - Что можете сказать об этом человеке? Замечательные слова подобрал А. Твардовский. Скажите, что вы увидели в осеннем лесу? Какие слова помогли? Что услышали? Какие слова так звучат? Что почувствовал? Что помогло? - Давайте теперь выразительно прочитаем стихотворение. Д.б. работа…. | - Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев. - Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит. - Улетели в тёплые края. - Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно. - У гриба шляпка съехала набок. - Автор видит. - Он наблюдает, тонко чувствует Читают стихотворение. | | |
Подготовка к восприятию | - Не только поэтические произведения, но прозаические создавались об осени. Например Николай Сладков написал произведение «Сентябрь». Посмотрите на его портрет. Сладков Николай Иванович- советский, детский писатель- натуралист. Очень любил наблюдать за природой и описывал ее в своих произведения. | Рассматривают портрет. | | |
Установка на слушание | -Послушайте, какую осень изобразил Николай Сладков? | | | |
Первичное восприятие | СЕНТЯБРЬ Месяц сентябрь... Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты. Всё перекрашивается: берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит! Хорошо в осеннем лесу! | Слушают | | |
Проверка первичного восприятие | - И так, какую осень изобразил Сладков? - Где осень описывается? | - Золотую, веселую, нарядную осень. - В лесу | | |
Повторное чтение | -Давайте перечитаем и подумаем, что увидел и услышал в лесу Сладков. Читаем по цепочке, начинаем с первого ряда. | СЕНТЯБРЬ Месяц сентябрь... Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты. Всё перекрашивается: берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит! Хорошо в осеннем лесу! | | |
Анализ | - Хорошо, на партах у вас есть этот же текст. Давайте, поработаем с эти текстом на листочках. Подчеркните одной чертой, те слова, которые помогают ответить на вопрос: что увидел автор? Двумя чертами: что услышал? Работаем в парах. Повторим правила работы в парах. - Давайте проверим. Какие слова вы подчеркнули, которые помогают ответить на вопрос: что увидел автор? - В какие цвета перекрасились деревья? - С чем сравнивается лес? - Скажите, что такое пурпур, бронза, малахит? -Пурпур- это цвет, у него красный оттенок. Малахит- минерал, зеленого цвета, который добывают на Урале. Бронза- металл, сплав меди и олова, оттенок золотисто- рыжий. | СЕНТЯБРЬ Месяц сентябрь… Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты. Всё перекрашивается: берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит! Хорошо в осеннем лесу! - Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. - Берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. - Со сказочной жар-птицей. Рассуждают | | |
Вторичный синтез | - Мы с вами познакомились с какими двумя произведениями? - Скажите, какое произведение вам понравилось больше, почему? | - М. Твардовского «Меж редеющих верхушек», Н. Сладкого «Сентябрь» - В лесу - В первом произведении используется меньше языковых средств, чем во втором. - В стихотворении идет описание сверху вниз, начиная с неба, заканчиваем белкой. В тексте автор описывает, что происходит вокруг него. - Рассуждают. | | |