|   Этап   |    Деятельность учителя   |    Деятельность обучающихся   |    Примечания   |         |  
  |        |    Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Игоревна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.       |                 |         |         |  
  |   Проверка д/з   |    Ребята, скажите, какое домашнее задание у вас было?   |    - Читать выразительно стр.29-30   |                 |         |  
  |   Подготовка к восприятию     |    - Хорошо, ребята. Я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года», «Осень». Послушайте и скажите какое настроение передает музыка.  - Посмотрите на слова, которые на слайде. Они вам помогут определить какое настроение передал композитор.  - Какие картины вы представили при прослушивании данного произведения?     - Многие поэты и писатели были вдохновлены этой порой и создавали великие произведения.         |     Слушают произведение.                      - У меня печальное, хмурое, плачущее настроение…      - Осень, лес, тучи( красота, золото, простор, тишина)   |         |         |  
  |   Постановка на слушание   |    - Прослушайте стихотворение, которое написал Александр Трифонович Твардовский и попытайтесь понять, где увидел осень поэт?   |         |         |         |  
  |   Первичное восприятие   |    Меж редеющих верхушек  Показалась синева.  Зашумела у опушек  Ярко-желтая листва.  Птиц не слышно. Треснет мелкий  Обломившийся сучок,  И, хвостом мелькая, белка  Легкий делает прыжок.  Стала ель в лесу заметней –  Бережет густую тень.  Подосиновик последний  Сдвинул шапку набекрень.   |                                                 |         |         |  
  |   Проверка первичного восприятия   |    - Скажите, где поэт увидел осень? Как вы это узнали?     |    - в лесу. Там описывается лес   |         |         |  
  |   Повторное чтение   |    - Итак, давайте еще раз прочитаем стихотворение (на листочках) и отметьте слова, которые помогли понять, что поэт описывает осень в лесу. Читают самостоятельно.                                           - Теперь прочитаем стихотворение вслух. Какие слова выделили?      - Назовите слова, которые рифмуются     |    Читают.  Меж редеющих верхушек  Показалась синева.  Зашумела у опушек  Ярко-желтая листва.  Птиц не слышно. Треснет мелкий  Обломившийся сучок,  И, хвостом мелькая, белка  Легкий делает прыжок.  Стала ель в лесу заметней –  Бережет густую тень.  Подосиновик последний  Сдвинул шапку набекрень.  - Стала ель в лесу заметней. Подосиновик последний  -имеют одинаковые звуки в конце. Тень,день. Сучок, прыжок. Листва синева…   |         |         |  
  |   Анализ   |    Чтобы лучше понять стихотворение, необходимо точнее определить значение слов.     - Как вы понимаете выражение «Меж редеющих верхушек»?        - Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва»    - Почему, в лесу не слышно птиц?    - Отчего же стала ель в лесу заметней?        - Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень»  Как вы думаете, а где находится поэт, когда наблюдает за осенними лесом, куда он смотрит? (вверх)      - - Что можете сказать об этом человеке?  Замечательные слова подобрал А. Твардовский. Скажите, что вы увидели в осеннем лесу? Какие слова помогли?   Что услышали? Какие слова так звучат? Что почувствовал? Что помогло?        - Давайте теперь выразительно прочитаем стихотворение. Д.б. работа….       |                - Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев.  - Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит.  - Улетели в тёплые края.        - Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно.      - У гриба шляпка съехала набок.  - Автор видит.      - Он наблюдает, тонко чувствует      Читают стихотворение.   |         |         |  
  |   Подготовка к восприятию   |    - Не только поэтические произведения, но прозаические создавались об осени. Например Николай Сладков написал произведение «Сентябрь». Посмотрите на его портрет.  Сладков Николай Иванович- советский, детский писатель- натуралист. Очень любил наблюдать за природой и описывал ее в своих произведения.       |                Рассматривают портрет.   |         |         |  
  |   Установка на слушание   |    -Послушайте, какую осень изобразил Николай Сладков?   |         |         |         |  
  |   Первичное восприятие   |    СЕНТЯБРЬ  Месяц сентябрь... Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова.  По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.  Всё перекрашивается: берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит!  Хорошо в осеннем лесу!   |    Слушают   |         |         |  
  |   Проверка первичного восприятие   |    - И так, какую осень изобразил Сладков?      - Где осень описывается?   |    - Золотую, веселую, нарядную осень.  - В лесу   |         |         |  
  |   Повторное чтение   |    -Давайте перечитаем и подумаем, что увидел и услышал в лесу Сладков.  Читаем по цепочке, начинаем с первого ряда.   |    СЕНТЯБРЬ  Месяц сентябрь... Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова.  По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.  Всё перекрашивается: берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит!  Хорошо в осеннем лесу!   |         |         |  
  |   Анализ   |    - Хорошо, на партах у вас есть этот же текст. Давайте, поработаем с эти текстом на листочках.  Подчеркните одной чертой, те слова, которые помогают ответить на вопрос: что увидел автор?  Двумя чертами: что услышал?  Работаем в парах. Повторим правила работы в парах.                                      - Давайте проверим. Какие слова вы подчеркнули, которые помогают ответить на вопрос: что увидел автор?      - В какие цвета перекрасились деревья?      - С чем сравнивается лес?  - Скажите, что такое пурпур, бронза, малахит?  -Пурпур- это цвет, у него красный оттенок.  Малахит- минерал, зеленого цвета, который добывают на Урале.  Бронза- металл, сплав меди и олова, оттенок золотисто- рыжий.   |    СЕНТЯБРЬ  Месяц сентябрь… Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова.  По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.  Всё перекрашивается: берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит!  Хорошо в осеннем лесу!  - Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут.  - Берёзы и клёны — в жёлтое, рябины и осины — в алое.      - Со сказочной жар-птицей.  Рассуждают   |                                                                             |         |  
  |   Вторичный синтез   |    - Мы с вами познакомились с какими двумя произведениями?              - Скажите, какое произведение вам понравилось больше, почему?   |    - М. Твардовского «Меж редеющих верхушек», Н. Сладкого «Сентябрь»          - В лесу  - В первом произведении используется меньше языковых средств, чем во втором.  - В стихотворении идет описание сверху вниз, начиная с неба, заканчиваем белкой. В тексте автор описывает, что происходит вокруг него.  - Рассуждают.   |         |         |